Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальный портрет современного предпринимателя. вопрос необходимо учитывать две точки зрения: мнение предпринимателей о самих себе и взгляд со стороны ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
вопрос необходимо учитывать две точки зрения: мнение предпринимателей о самих себе и взгляд со стороны, т.е. непредпринимателей. Сами предприниматели основными целями бизнеса считают реализацию своих творческих способностей, экономическую свободу и укрепление национальной экономики. Никто из респондентов не считает своей целью власть над людьми, и лишь 7% отмечают обогащение в качестве цели. Эти данные говорят о том, что деньги отнюдь не самоцель для предпринимателей, хотя и выступают важным мотивом их деловой активности. Более всего эти люди стремятся обрести материальную и моральную независимость от государства. Одной из составляющих независимости является для них достойный уровень жизни. Однако большинство опрошенных " не предпринимателей" (56%) считают, что основной целью предпринимательства является обогащение, в то время как реализацию творческих способностей отмечают лишь 7%. Только 6% думают, что целью предпринимателей является укрепление национальной экономики, и 3% - рост материального благополучия народа. Таким образом, опрошенные считают предпринимателей людьми, которых волнует, прежде всего, собственное материальное благополучие, все же остальные цели у них остаются на втором плане. Но при оценке самих себя, отвечая на вопрос о том, какая цель была бы главной для них, если бы они были предпринимателями, значительно меньшее число из них отмечают цель обогащения (28%) и большее - такие цели, как реализация своих творческих способностей (21%), укрепление национальной экономики (11%), рост материального благополучия народа (10%). Многие люди думают, что для них основной целью предпринимательской деятельности была бы реализация своих творческих способностей, но почему-то отказывают в этом бизнесменам. В целом, образ бизнесмена в сознании людей - это образ эгоистичного человека, стремящегося исключительно к собственной выгоде и накоплению богатств, «делающего деньги» ради денег. Интересно отметить, что имеются отличия в оценках тех или иных ценностей в отношении их значимости у самих предпринимателей и у населения. Население считает, что для предпринимателей наиболее значимыми должны быть «деньги», тогда как в действительности они стоят на 8-10 месте. На первом же месте выступает «иметь надежных друзей», кстати, население эту ценность поставило на 4-е место. 2-3-4-е места предприниматели отвели «честности» и «независимости в действиях и суждениях». И если население последнюю ценность поставило практически на ту же ступень по шкале ценностей, то для «честности» было отведено 11-12 место. Интересно отметить, что 8-10-е места для предпринимателей наравне с такой ценностью, как " деньги", заняли соответственно: " любовь", " творчество", " стремление к знаниям". Население же их оценивает по-иному, а именно: если " стремлению к знаниям" было отведено даже более значимое место - 7-е, то «любовь» они поставили на 16-е место, а «творчество» - и вовсе на 18-е. Такие исследования демонстрируют в целом высокую значимость для предпринимателей ценностей, связанных с их самоактуализацией; так называемые «традиционные» занимают промежуточное место и наименее - те, которые могут быть определены как «мишура», внешний блеск и которые поневоле бросаются в глаза населению. Этим, в частности, объясняется и различие в оценках у самих предпринимателей и населения - в отношении того, как первые распоряжаются получаемой прибылью. Важными статьями расходования средств предпринимателями население считает: трату на приобретение каких-либо товаров для себя и своей семьи - 46, 7% и на развлечения - 30%. Предприниматели же на этот счет имеют иное мнение - соответственно - 20% и 13, 3%. Чуть меньшее отличие можно наблюдать в отношении таких статей расхода, как «благотворительность»(на нее указали 10% опрошенных предпринимателей и 6, 7% населения) и «вложение денег заграницей» соответственно (20% и 16, 7%). Отличие имеется и по другим показателям: по наличию рабочего и свободного времени у предпринимателя, а также по соотношению трудовых затрат и получаемых доходов. Треть опрошенного населения посчитала, что у предпринимателей довольно много свободного времени, тогда как только 1/15 часть предпринимателей согласна с ними. Рабочий день предпринимателя в целом довольно велик, большая их часть уделяет работе от 8 до 12 часов (53, 3%), до 8 часов трудится только - 6, 7%, 13, 3% - предпринимателей проводит в работе в среднем 12-16 часов в сутки, а 26, 7% - вовсе более 16 часов. Большинство предпринимателей, так или иначе, считает собственные заработки соразмерными прилагаемым усилиям, причем 53, 3% указывают на их соответствие, а 40% на то, что доходы могли бы быть и выше. Опрошенные же из населения придерживаются несомненно иного мнения: только 23, 3% посчитали возможным предположить, что предприниматели зарабатывают меньше, чем должны бы были, 40% могут согласиться с соизмеримостью трудовых затрат и доходов и практически столько же, 36, 7%, убеждены, что за такую их работу предприниматели не должны получать столь много. Таким образом, можно констатировать существование реальной разобщенности между населением и предпринимателями. Кстати, отношение населения к предпринимательству, отчасти определяемое этой разобщенностью, могло быть и лучше. Но все же оно сегодня не может считаться негативным: порядка 40% населения относится к предпринимателям вполне доброжелательно, и почти столько же - 36, 6% - нейтрально, очень хорошо их воспринимает - 16, 7% и неприязненно - 6, 7%, в том числе враждебности не было высказано вовсе. Сами предприниматели оценивают свою " братию", конечно, более положительно: 26, 7% очень хорошо относятся к предпринимателям, половина - просто доброжелательно, остальные же выразили нейтральное отношение. При этом можно сказать, что эта разобщенность двусторонняя и обоюдная; ни население, ни предприниматели не проявляют желания к сближению, хотя для успешного развития предпринимательства их контакты необходимы. Попробуем подвести маленький итог вышесказанному, начиная с ответа на вопрос: особая ли группа - предприниматели? Все вышеназванные черты характера, трактуемые как отличительные особенности предпринимателя, в сущности, могут считаться присущими любому человеческому существу. Речь может идти лишь о степени их развитости, в том числе о стремлении к лидерству. Более внимательное их прочтение позволяет увидеть, что практически любое качество может, если не должно быть - развито. Исключения могут составлять либо особые характеристики психологической структуры личности (в частности, ярко выраженные интраверты теоретически менее склонны к участию в предпринимательской деятельности), либо какие-то аномалии, имеющие органическую природу. 10 Предпринимательская деятельность, как уже можно было понять, труд весьма нелегкий, требующий мобилизации всех человеческих способностей и усилий. Вообще именно деятельностный компонент наиболее важен в предпринимательстве, который к тому же приобретает иное смысловое содержание. Ранее труд фактически провозглашался ради самого труда, был в сущности " бескорыстным" и направленным на удовлетворение в первую очередь общественных интересов. Предпринимательский труд в первую очередь направлен на удовлетворение личных интересов. Но «думая о собственной выгоде, предприниматель неизменно решает задачи общественного развития», ибо само «служение обществу приносит прибыль». И сама перемена направленности деятельности делает предпринимательский труд привлекательным. Можно сказать, что выведенный в результате исследования облик типичного предпринимателя это в некотором смысле человек будущего, это «гражданин гражданского общества», построением которого мы сегодня также озабочены, что это – «элемент будущего в настоящем». И такое оценивание представляется более правомерным, чем утверждение, что предприниматели - это представители особой группы. Заключение
Подводя итог своему долгому рассуждению, хочу высказать еще буквально пару мыслей относительно нового российского бизнес - слоя. В России будущее зависит от формирования именно предпринимателей, а не бизнесменов, и этот тезис, очевидно, вытекает из определений двух терминов. Представьте себе ситуацию: есть некая шахматная доска, на которой много фигур, каждая из которых играет сама за себя. И вдруг происходит беспрецедентное событие: какой-то обезумевший конь, играя против всех правил, становится на битое поле, и его съедают. Затем подставляется ладья и ее тоже съедают. Но третьим ходом пешка внезапно съедает зарвавшегося ферзя противной стороны. Никто не мог ожидать такого стечения событий, ведь каждая фигура играет сама за себя, но то, что осуществлено, называется комбинацией. Кто-то договорился с другими фигурами об их нелогичных ходах, после чего, получив баснословный выигрыш, разделил его между участниками комбинации. Так или приблизительно так действует предприниматель, в то время как бизнесмен - атомарный субъект, не способный к созиданию новых идей, а потому не способный вывести нашу страну с самых отдаленных участков мировой экономики. С другой стороны, нельзя не учитывать, что потенциал развития крупнейших компаний России (а это экспортоориентированные компании) весьма ограничен. При хорошей конъюнктуре темп роста мировой экономики составляет в среднем 3-4 % в год. Соответственно, не более чем таким темпом будет расти спрос на сырьевые товары, но для России этого явно недостаточно. Сохранение таких темпов роста означает, что мы всегда будем плестись в хвосте развивающихся стран (если же учесть надвигающуюся рецессию, то и этих 3% нам не видать - посмотрите, например, динамику цен на нефть). Однако у России есть два неизменных конкурентных преимущества - огромный внутренний рынок и все еще не растраченный технологический и культурный потенциал. Причем, именно представители среднего слоя предпринимательства способны им грамотно распорядиться. Потенциал внутреннего рынка даже по самым скромным расчетам огромен, он может обеспечить до 8-10% экономического роста в год. Остается дело за малым - наше государство должно определить путь, который оно нам хочет предложить. Именно государство, ибо сейчас оно - везде проникло и все держит под контролем, задумайтесь, есть ли еще область или отрасль, где бы ни проникла рука чиновника... Если же выбранный путь не будет наилучшим - остается надеяться на новое поколение, которое заместит старое номенклатурное на важнейших государственных постах, и если это произойдет, наступят иные времена, но это уже будет другая история...
Литература
Гражданский кодекс РФ от 21.10.1994 в ред. 02.02.2006г. Фролов С. С. Социология. М., 2000. Кравченко А. И. Социология для экономистов. М., 2000. Шкаратан М. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий. М., 1993 Смольков В.Г.Предпринимательство как особый вид деятельности. «Социс», 1994, № 1; Фетисов Э. Н., Яковлев И.Г.О социальных аспектах предпринимательства. «Социс», 1993, № 1. Чепуренко А. Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся России. «Мир России», 1993, N9 I, с. 78. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: понятие, структура, идентификация // Социальные и экономические перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень, 1994, Ж 5; Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1996, № 1.6. Рывкина Р.В. Эксперты о среднем классе //Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень, 1993. № 10.5. Размещено на
(г. Минск) Современное общество настолько многообразно, что весьма сложно поддается обобщенным характеристикам. Но есть черты, способные составить собирательный портрет современника. Анализ материалов научных исследований, проводимых в Институте социологии НАН Беларуси, позволяет ответить на вопрос: кто он, гражданин нашей страны, живущий на рубеже веков, в условиях экономических реформ и современной соци3 ально3политической системы? Прежде всего следует проанализировать влияние экономичес3 кого фактора на характеристику социальной среды. В течение по3 следнего десятилетия социальная структура подвергается значи3 тельному воздействию рыночных процессов. Наблюдается устрем3 ленность людей к сферам финансирования, управления, кредитова3 ния, банковских услуг. Одновременно, по данным социологических исследований, по сути, усиливается тенденция уменьшения доли материалосоздающих отраслей в пользу так называемых сервисных отраслей (торговли, жилищно3коммунального хозяйства и т. д.). Однако, несмотря на эти процессы, из всех работающих в сфе3 ре экономики порядка 70 % по3прежнему остаются в сфере мате3 риального производства (причем в основном в промышленности и сельском хозяйстве), в непроизводственной сфере — порядка 25 %. Таким образом, традиционные характеристики социальной структуры Беларуси все равно сохраняются. Это подтверждается и степенью профессионально3трудовой мобильности населения. Так, за последние 10 лет 60 % респон3 дентов не приходилось менять свою работу, около 70 % не ис3 пытывали необходимости приобретать еще одну профессию, а каждый второй отметил, что его должностной статус за дан3 ный период не претерпевал никаких изменений1. То есть при3 Пушкин А. Л. Профессионально3трудовая мобильность в белорусском об3 ществе // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: социологический анализ. — Мн., 2004. — С. 149.вычный уклад жизнедеятельности большинства людей сохра3 нился. Завидную устойчивость хранит и социальный сектор. Так, если в 1995 г. в сфере здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения трудились 6, 5 % занятого населения, то десять лет спустя — 7, 5 %, в сфере образования процент рабо3 тающих возрос за этот период с 9, 5 % до 10, 5 %, в сфере культуры и искусства — с 1, 6 % до 1, 9 %. Что же касается социального статуса, то в основание прове3 денных исследований была заложена методика, использованная в рамках программы «Социальная динамика и социальный поря3 док», осуществляемой в минувшем десятилетии в Институте социологии РАН. Социальная иерархия белорусского общества выстраивается в следующей структуре. Верхний слой — руководители высшего звена (директора, председатели и др.), крупные предприниматели, фермеры. Средний слой — руководители среднего и низшего звена, пред3 ставители малого бизнеса, а также квалифицированные специа3 листы производственной (инженер, технолог, агроном, зоотех3 ник) и непроизводственной (учитель, врач, научный работник) сфер. К данному слою относят и военнослужащих. Базовый слой — в основном рядовые специалисты (секретарь, администратор), рабочие и крестьяне. В составе этой же группы учащиеся, студенты, домохозяйки, пенсионеры. Нижний слой — временно неработающие. И так называемое «социальное дно» — безработные. По признаку материальной обеспеченности белорусское общество можно условно разделить на четыре группы. «Бедные» те, кто подавляющую часть своего семейного бюджета вынужде3 ны тратить на питание. Они составляют порядка 10 % опро3 шенных. Вторая группа, приблизительно 30 %, — «мало обеспеченные». Субъективно они оценивают свое материальное положение зна3 чительно лучше, чем «бедные». Их средний возраст — 56 лет. В основном это рабочие, меньше служащие. Причем увеличилось количество неработающих, в основном пенсионеров. Третья группа относится к «среднему классу» и составляет около 30 % населения. Они могут жить без долгов, приобретать мебель, современную бытовую технику, но откладывать деньги Евелькин Г. М. Баранова Е. В. Социальный портрет современного белорусане в состоянии. Их средний возраст — 37 лет. Среди них — боль3 шое число несемейных. А в социальном отношении данная груп3 па отличается увеличением количества служащих за счет умень3 шения числа рабочих. Характерно, что 63 % респондентов из мо3 лодежной среды субъективно также относят себя к «среднему классу». В четвертую группу входят обеспеченные «выше среднего» (около 30 %). Это те, кто, живя в достатке, может откладывать сбережения и давать деньги в долг. Их средний возраст — 40 лет, и среди них более чем вдвое, по сравнению со «средним классом», увеличилось число предпринимателей. При удовлетворительной картине в целом вырисовывается определенная проблемность в формировании «среднего класса» (по состоянию которого обычно судят об экономичес3 кой стабильности и уровне развития общества). По признаку материальной обеспеченности «средний класс» составляет в Беларуси порядка 28 % опрошенных, в то время как по профессионально3квалификационному признаку численность его могла бы достигать 44 % населения. В качестве одной из основных причин здесь можно считать неизбежную амбива3 лентность переходных процессов. Это и приоритет полной занятости (как фактор невысокой стоимости рабочей силы), и сохранение института прописки (как фактор сдержанного перемещения работников по территории страны), и вынужден3 ная неполная занятость в силу низкой заработной платы по месту работы. Именно желание повысить свой жизненный уровень застав3 ляет «средний класс» прибегать к вторичной занятости. Здесь следует иметь в виду, что заработная плата, в особенности ее сти3 мулирующая функция, в целом влияет на особенность стратифи3 кации. «Зарабатывать хорошие деньги», как показал социологи3 ческий опрос, хотят 98, 2 % рабочих, 95, 1 % служащих, 97, 6 % предпринимателей, 88, 4 % неработающих и 53, 4 % пенсионеров. Среди проблем, которые волнуют опрошенных, «уровень оплаты труда» отметили 97, 5 % рабочих, 94, 1 % крестьян, 97 % служащих, 93, 6 % неработающих, 90, 6 % учащихся, 84, 7 % предпринимате3 лей, 66, 5 % пенсионеров. Среди лиц, планирующих сменить место работы, в качестве главной причины назвали маленькую зарплату 57, 1 % опрошенных. Евелькин Г. М. Баранова Е. В. Социальный портрет современного белорусаОднако важно иметь в виду, что в течение последних пяти лет доля заработной платы в денежных доходах населения заметно возрастает. И здесь встает уже другой вопрос, касающийся характера экономического поведения самих людей. Проблема в том, что далеко не каждый настроен на активизацию собствен3 ного труда. И если 43 % из числа имущих респондентов готовы к приложению дополнительных усилий для достижения своих запросов, то половина из числа неимущих склонна к еще больше3 му снижению своих потребностей. Приведем характерный в данном отношении пример. В Бела3 руси зарекомендовал себя эксперимент по передаче нерентабель3 ных хозяйств крупным организациям (заводам, фабрикам, бан3 кам) или частным лицам. Но лишь треть респондентов (из числа живущих в таких хозяйствах крестьян) проявила к данному про3 цессу интерес или хотя бы внимание. А вот ответы на вопрос об экономическом поведении крестьян в случае нехватки зарплаты: лишь 17 % ищут дополнительную работу, 27, 1 % живут на пен3 сию, «детские» и иные государственные пособия и еще 27, 7 % просто «терпеливо ждут». Выходит, они готовы были бы вообще не работать, если бы начисляемых пособий хватало для достаточ3 ного проживания. В то же время порядка трети опрошенных ответили, что могли бы работать больше при возможности хоро3 шо зарабатывать. Тем не менее для большинства наших сограждан счастье — не в деньгах. Например, по результатам социологического опро3 са, проведенного среди студентов, понятие «деньги» оказалось лишь в середине шкалы, отражающей иерархию их жизненных ценностей. Значительно выше — интересная работа, друзья, любовь, здоровье, дом. Характерно, что сельчане более чем горо3 жане привержены этой морали. Например, на вопрос: «Если у вас появится большая сумма денег, на что в первую очередь вы их по3 тратите?» — горожане ответили, что купят квартиру, улучшат со3 стояние своего здоровья, дадут образование детям, сделают ре3 монт в квартире. Сельчане же, прежде всего, потратили бы их на поддержание здоровья, на помощь родственникам и только по3 том — на ремонт квартиры. Но в любом случае это говорит о на3 строенности людей на стабильную, добропорядочную жизнь, что соответствует традиционному реестру ценностных ориентиров белорусского общества. Евелькин Г. М. Баранова Е. В. Социальный портрет современного белорусаФеномен же традиционализма, как таковой, во многом обуслов3 лен родословной белорусского народа. Коренное население Респуб3 лики произрастает из «глубинки». Вот статистическая (и историче3 ская) ретроспектива. Согласно переписи 1897 г., численность сель3 чан составляла 86, 5 % всего населения, в 1940 г. — 78, 7 %, в 1970 г. — 56, 7 %, в 1980 г. — 44, 1 %. Явный перевес горожан начинает наблю3 даться лишь с 1985 г. И хотя в последние десятилетия урбанизация все более охватывает Беларусь, народная закваска населения, его склонность к привычке и верность устоям все равно сохраняются. Это подтверждается здоровым образом жизни, который в целом ведет белорусское общество. Физическая закалка и стремление к знаниям (по данным статистического ежегодника Минстата за 2006 г. на каждые 10000 жителей страны приходилось 393 сту3 дента. Для сравнения: в начале 1990/1991 учебного года такая циф3 ра составляла 185 человек), религиозная терпимость и, в опреде3 ленном смысле, патриархальный домострой (в большинстве опро3 шенных нами семей женщина — хранительница очага и распоряди3 тельница семейного бюджета), особое внимание к ребенку и спокойная старость (в Беларуси создана инфраструктура, обес3 печивающая социальное обслуживание пожилых людей) — все это свидетельство того, что в земле — наши корни. Может быть, отсюда вытекает и потребность человека в «со3 циальном окружении» (в отличие от западного, «городского», менталитета, где личность «сфокусирована на себя»). Здесь важнейшим фактором является самоидентификация индивида. Она основана на самоощущении включенности личности в опреде3 ленную среду через понятие «мы». Как показывают социологические исследования, респонденты преимущественно идентифицируют себя с семьей, коллегами, друзьями, представителями одной профессии. Пожилые люди в круг «своих близких» часто вводят соседей, односельчан и даже единоверцев. Но собственно религиозная идентификация насе3 ления имеет размытый характер. Так, из числа респондентов, считающих себя верующими, только 12, 5 % регулярно посещают церковь. Одновременно большая половина тех, кто ответил, что не верит в Бога, тем не менее считает себя православными. Так что религия в восприятии большинства людей связана не столько с их мировоззрением, сколько опять3таки с традиция3 ми, менталитетом, типом культуры. Евелькин Г. М. Баранова Е. В. Социальный портрет современного белорусаТрадиции и национальный менталитет ярко проявляются во взаимоотношениях личности и государства. Больше всего в раз3 решении собственных проблем многие из респондентов полага3 ются на государственную помощь. А свои представления о нрав3 ственных критериях белорусы проецируют на оценку государст3 венной деятельности. Так, 77, 7 % опрошенных ценят в государ3 стве, прежде всего, его миролюбие, 65, 9 % — его культуру, 65 % — его открытость. То есть само слово «государство» интерпретиру3 ется ими не как совокупность институтов управления, а в широ3 ком смысле — как страна. Показательно, что и россияне (судя по данным социологичес3 ких опросов российских ученых) относятся к своей стране, к ее истории как к неотъемлемой части собственной жизни. Уже сама оценка ими исторических событий во многом обусловлена характе3 ром и степенью воздействия этих событий на национальное разви3 тие и процветание России. В исторической ретроспективе приори3 тет был отдан реформам Петра I. Из событий XX века, которыми нужно гордиться, большинство опрошенных назвали именно те, что обеспечили России статус мировой державы. В их числе — победа в Великой Отечественной войне, прорыв в космос, выдаю3 щиеся успехи в науке, культуре, искусстве. Да и в настоящий, слож3 ный для страны момент, 30, 2 % респондентов считают, что Россия остается великой страной, более 50 % не утрачивают надежду на то, что она способна возродиться в этой исторической традиции. Сопричастность судьбе своего государства всегда проявлялась в ориентации обоих наших народов на сильную власть. Возможно, именно такая извечная триада ценностей — вера, защищенное Отечество и власть — наиболее рельефно отражает менталитет и предопределяет наше историческое единение. Это характерно и для настоящего времени. Как показывают исследования белорус3 ских социологов, наиболее высокие рейтинги у Президента страны. Второе место в рейтинге занимает армия, в чем проявляется и уровень обороноспособности Беларуси, и поддержка населением государственной политики суверенитета. В рейтингах доверия главе государства обращает на себя вни3 мание любопытная деталь: рейтинг Александра Лукашенко обычно превосходит рейтинг института Президента. Это говорит об ориентации народа на личность, на персонифицированную власть, что заложено в самом национальном характере. Евелькин Г. М. Баранова Е. В. Социальный портрет современного белорусаВозможно, именно поэтому проблемно выглядел характер взаимоотношений избирателей и депутатов в условиях парла3 ментской республики (какой в начале 903х гг. фактически явля3 лась Беларусь). В ту пору, как показывали социологические исследования, подавляющее число респондентов не знало своих представителей ни в Верховном Совете, ни в местных органах власти и не считало возможным проголосовать за них заново. Характерная же черта сегодняшнего дня — как раз3таки пре3 емственность состава Национального собрания. Это результат того, что люди начинают видеть в депутатском корпусе отраже3 ние общества. Выше уже отмечалось, что для Беларуси оказалось типичным сохранение сложившейся социальной структуры. И не удивительно, что около половины мест в Палате представи3 телей занимают депутаты с инженерным и экономическим про3 филем, 11, 8 % — юристы. Причем высшее образование — у всех. С учетом традиционного в народе уважения к интеллигенции в парламенте значителен процент учителей, врачей, работников культуры. Ориентация народа на стабильность в стране проступает в по3 нимании им роли правительства. Что, на наш взгляд, просматри3 вается в оценке населением характера экономических реформ: респонденты выступают за развитие рынка, однако при высокой роли государственного регулирования. В свою очередь на национальные традиции и менталитет населения весьма точно ориентированы проводимые в стране социально3экономические преобразования. Не уходя от рыноч3 ных реформ, Беларусь успешно развивается как социально ориентированное государство. Приведем лишь несколько пози3 ций из официальных программ. Уже само формирование рыноч3 ной инфраструктуры производится в соответствии с защитой прав потребителя. Рынок труда предусматривает создание новых рабочих мест. Приватизация объекта хозяйствования может проводиться исключительно с согласия трудового коллектива. А сам принцип осуществления социальной политики состоит в том, что, во3первых, она предусматривает сокращение диффе3 ренциации между доходами различных групп населения; во3 вторых, гарантирует защиту социально уязвимым группам граж3 дан (пенсионерам, инвалидам и т. д.); в3третьих, в реестр тради3 ционных для Беларуси направлений социальной защиты входят Евелькин Г. М. Баранова Е. В. Социальный портрет современного белорусастроительство жилья, развитие системы здравоохранения, обра3 зования, культуры. В философском контексте все это можно рас3 сматривать как органическую часть социально3экономического курса страны и одновременно как уже сложившуюся самостоя3 тельную систему жизнеобеспечения населения. Одновременно происходящие процессы реформ объективно активизируют гражданское участие самого населения, что является и формой самореализации личности. Здесь белорус3 ские ученые важнейшее значение придают мотивации личност3 ной активности, позволяющей ответить на вопрос: «во имя чего человек участвует в социально3экономической и политической жизни?». Как показали социологические опросы, прежде всего выде3 ляется ценностный аспект мотивации, основой которого является патриотизм (в высказываниях респондентов речь шла о том, что людьми движет желание повысить уровень жизни в стране). Вторая группа ответов содержит мотивацию потребительской направленности (повышение собственного социального статуса, стремление к карьерному и профессиональному росту). Но прин3 ципиально важно то, что данные мотивы интерпретировались ре3 пондентами не как самоцель, а как средство их социальной само3 реализации. Основой же потребности личности реализовать себя с пользой для общества опять3таки является патриотизм1. Таким образом, можно сказать, что именно патриотизм выступает в качестве «обобщенного свойства» белорусского общественного сознания и в целом типа нашей культуры. В итоге все это отражается на социальном самочувствии рядо3 вых граждан. Исследования продемонстрировали, что при нали3 чии определенных проблем потенциал социальной напряженнос3 ти в обществе весьма незначителен. И вот характерный момент: самый высокий уровень удовлетворенностью жизнью оказался в молодежной среде, прежде всего среди студентов и учащихся. Евелькин Г. М. Баранова Е. В. Социальный портрет современного белоруса Юркевич Н. А. Основные элементы содержания мотивации гражданской активности // Социологическое знание и социальные процессы в современном белорусском обществе: Сборник материалов IV Межинститутской научно3 практической конференции молодых ученых (7 июня 2004 г.). — Мн., 2004. — С. 136—137.Причем данная группа молодежи отличается и более активной жизненной позицией: они не рассматривают возникающие проб3 лемы как непреодолимое препятствие на пути к своему жизнен3 ному успеху. Наряду со студенчеством вполне комфортно чувствуют себя предприниматели. Вопреки встречающемуся мнению, будто этот общественный слой в Беларуси «не в фаворе», социальное са3 мочувствие его представителей даже выше, чем руководителей, а также специалистов производственной сферы. Далее идут учителя, врачи, пенсионеры и рабочие. С нашей точки зрения, проблемно выглядит тот факт, что дискомфортней других ощущают себя рядовые работники сельского хозяйства. Впрочем, о самочувствии граждан точнее социологических опросов говорит сама жизнь. Известно, что в Беларуси не простая демографическая ситуация. Тем показательнее то, что в послед3 ние годы в стране стабилизировалась рождаемость населения. В некоторых районах многодетная семья наравне со здоровым образом жизни стала входить в моду. И, значит, есть все основа3 ния надеяться на то, что новый белорус — это представитель молодого поколения, не утративший своих социальных корней и народных традиций.
|