Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 2. Определение цивилизационного содержания термина «Восток»Стр 1 из 23Следующая ⇒
Вопрос 1 Восток: Определение цивилизационного содержания термина «Восток». Обобщение особенностей сельской (соседской) общины в странах Древнего Востока. Анализ специфических черт древневосточных государств. Характеристика понятия «восточная деспотия». Особенности правовых систем Древнего Востока. Слабое развитие института частной собственности, преобладание государственной и общинной собственности. Особые черты обязательственного права на Древнем Востоке. Господство патриархальных семейных отношений. Бесправие отдельных членов общества перед государством. Карательный характер уголовного и процессуального права в странах Древнего Востока. Античность: Определение цивилизационного содержания термина «античность». Роль природно-географических факторов в процессе ослабления общинных связей и зарождении частной собственности, ремесла, торговли. Сравнение самых древних античных протогосударств (например, крито-микенского) с типичными восточными монархиями. Исчезновение царской власти. Этапы развития полисной государственности. Демократические порядки в античном полисе. Политическая борьба и гражданские войны. Появление тиранов. Причины кризиса республиканского строя и складывания империи. Особенные черты античной империи. Право в античном мире. Закон - основной источник права в полисе. Роль древних кодификаций (Ликурга, Драконта, Солона, Законов XII таблиц и др.) в становлении античного права. Доступность и публичность источников права в античном мире. Системность и всеобъемлющий характер римского права. Деление права на публичное и частное, приоритет частного права. Разработанность и универсальность норм частного римского права. Появление профессии юриста в античном мире. Начало правового образования. Вопрос 2 Др. Вавилон - гос-во восточной деспотии. У него три основные функции: общественных работ, военная, финансовая. Эти три функции и обуславливали сосредоточение неограниченной законодательной, исполнительной и судебной власти у лугаля. Он считался представителем бога на земле. Политическая ячейка общества являлась сельская община. Громадные царские и храмовые хозяйства обслуживались отрядами подневольных работников, находящихся на положении рабов, хотя формально и считавшихся свободными. Громоздкая и мелочная система учета и контроля порождала огромное кол-во документов. Казенщина наблюдалась во всем. Огромная бюрократическая машина могла морально функционировать. Лугаль – правитель; Нуванда – чиновник от имени лугаля; Специальный чиновник – финансы, управители городов Непосредственной собственности царя находилась земля, принадлежавшая " двору и храмам. Обрабатывали ее рабы, рабы становились видом движимого имущества. Основным источником рабства был плен. Также рабом мог стать и должник, сам или продать в рабство своих сыновей или дочерей. Обладание землей, скотом или рабом определяло социальное положение человека в Вавилоне. Богатство, а не знатное происхождение, стало управлять рабовладельческим обществом. Крупнейшим после царского дворца являлись храмовые аристократы – жрецы. Жреческие должности переходили по наследству от отца к сыну, в последствии превратилось в замкнутую влиятельную касту. Образование двух сословий свободных: " авилумы" -благородные люди общинники и мушкеномы, " бьющие челом" - царские служащие. ЦАРЬ Верховные жрецы управляющий " царск. дома" (нубанда), ополчение наместники севера(г. Сиппар) из числа юга(г. Ларс), свободных начальники областей, начальники округов, советы старших общин, общинные сходы Важный древне вавилонский памятник права - Законы Хаммурапи (18 в. до нэ) - 282 статьи. Это 1-й сборник законодательств, освещающий рабовладельческий строй. Территория - Междуречье (Тигр и Ефрат), народности - шумеры, акайцы, их потомки - авилумы, мушкенумы. По форме государственного устройства относительно централизовано. По форме правления - древневост. деспотия. Царь считался с богат. торгов. знатью, был верховным руководителем религиозного культа. Центр администрирования - дворец. Чиновники ведшие дворц. хозяйство одновременно руков –ли и госуд-ми делами. Водным хоз-вом ведал " управитель реки". Органы общин-го управления назнач. царем, их глава - рабианум. Функции совета обширны; коллектив-я ответственность за преступл-я. соверш-е член. общины. Царь и чиновники вели административ-е и судебные дела, высш. судья - царь. Судебные дела вели также наместники и рабианумы - председательствующие в судебн. коллегиях. В большинстве городов суд. функ. осуществляли" царские судьи", были сохранены храмовые суды. Как и в любом рабовладельческом гос– ве, все население делилось на: свободных и рабов. Свободное население Вавилона состояло из полноправных и неполноправных. Полноправные – (авилум – человек, муж) составляли основн. массу населения. Имели: землю, несли имущественные и личные повинности в пользу гос – ва. Друг. категория граждан – покорные " мушкену". На неравноправное положение м. указывают статьи, определяющ. наказания: членовредительство нанесенное авилуму, каралось членовредительством виновного. Членовредит – во, нанесенное мушкену ограничивалось штрафом. За воровство у мушкену – 10-кратный штраф, за воровство у царя или храма – 30-кратный штраф. Низший общественный слой – рабы. Это – военнопленные, покупные рабы, порабощенные и ставшие бесправными – свободные (преступники и не состоятельные должники). Рабы по закону – собственная вещь хозяина. Их продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение жизни считалось не более чем повреждение или уничтожение имущества их господина, к-рому виновный должен был возместить ущерб. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Защитой закона пользовались – рабыни, имеющие детей от своих владельцев. Эти дети считались свободными. По профессиональному признаку: 1-е место: Придворные служащие, из к-рых выдел. царский телохранитель и высшее жречество, приближенные царя. Различного рода военнослужащие. Храмовые служащие занимали почетное положение в связи с важным гос-ным значением религии и храмов. Высокое положение занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяло его землей, к-рая могла переходить по наследству. Низшие ступени профес. – служебной лестницы занимали купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Гос-ный строй – относительно централизованный, вся власть сосредоточена в руках царя – судебная, исполнит-ная, законод-ная и религиозная. Могущество царя видно из его титула – мудрый вождь, солнце Вавилона, дракон среди царей, ярый буйвол, бодающий врагов, любимец мудрой богини Мамы. Однако власть древневавилонских царей нельзя безоговорочно назвать деспотической. Например, во времена Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходы, осуществлявшие администр-ную и судеб. власть на местах, поддерж. общественный порядок (решающие спорные между общинами распределяли налоги).
|