Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 28






Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. Городское право западной Европы представляет собой важнейший признак го­родского самоуправления и свободы горожан. Городское право — это сово­купность правовых обычаев и требований городских статусов, жалованных грамот, а также уставов цехов и гильдий. Это пра­во городской общины (коммуны во Франции, таунов и сити в Англии и штадтов в Германии) выбирать собственные властные учреждения, издавать законы, осуществлять суд над жителями, поддерживать порядок с помощью собственной полиции и ополче­ния.В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями, пожалованными городу.

 

 


Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных институтов, по своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы. Города широко использовали различные сборники международного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т.д., и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы.

В отличие от феодального права, городское право было кодифицированным, единообразным и рационально предсказуемым. Его действие изначально распространялось на свободных горожан, то есть граждан города, но оно не защищало поденных рабочих, подмастерьев и всевозможную прислугу мужского и женского пола. Со временем, однако, в большинстве городов возобладал принцип равенства перед законом, который распространился и на неполноправных жителей. «Городской воздух делает свободным» – это утверждение стало одним из важнейших принципов средневекового права.

Важным признаком городского самоуправления считалось так­же получение от феодальных сеньоров (королей, герцогов, архи­епископов) налоговых льгот и вольностей. По отношению к своему сеньору город был обязан нести определенные повинности — во­енную службу, участие в курии и суде сеньора и др.

  • местные обы­чаи и вольности;
  • законы (хартии, жалованные сеньорами);
  • статуты городских властей;
  • решения городских судов;
  • реципированное римское право;
  • влияние ленного и канонического права;
  • торговое, морское, вексельное и цеховое право.


Последнее подра­зумевало обязательность вступления в корпорацию, обязанность соблюдения " заповедной мили" (запрет на производство конкурент­ного товара вблизи города), штрафы за нарушение " городского мира", принцип талиона при посягательстве на личность, но уже от имени коммуны.

Городское право оказывало поддержку возникновению и раз­витию купеческого (торгового) права в рамках сотрудничества го­родов, таких, как ганзейские союзы (в позднем средневековье). Ганза — это средневековый городской союз с торговлей от Новго­рода до Лондона. Это купеческое товарищество, организованное особым образом. Ганза представляла собой слияние союзов двух родов, предназначенных для защиты купцами своих интересов от притеснений. Они объединяли товарищества немецких купцов на чужбине (где носили названия гильдий или ганз), а у себя на ро­дине представляли собой городские союзы. На их основе возник­ла Великая немецкая ганза. Ганзы немецких купцов были в Лондо­не, Брюгге, Новгороде, на острове Готланд и других пунктах Бал­тики и Средиземноморья.

Вопрос 29

Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом, но оформление получает не сразу, а по прошествии некоторого времени. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием " папской революции" особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе.

 


Большая значимость (специфика) норм канонического права средневековья определялась рядом факторов:

 

  • каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, имеющими мощную политическую силу;
  • каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм;
  • каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений (включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян);
  • особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру.

Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: " церковь живет по римским законам".


В течение VI—X вв. оформляется общая богословская доктрина христианской церкви, а также общая служба, общий набор норм относительно различения серьезных грехов (убийство, нарушение клятвы, воровство) и общей церков­ной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии. Источники канонического права (" старого права") восходят к раннехристианской литературе (Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.). После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного права закреплялись в императорских законах, в писаниях отцов церкви (Св. Августина и др.), постановлениях региональных и вселенских церковных соборов, где был установлен ряд основных догматов христианства и правил церковной жизни. Каноническое право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий и сводившихся в особые сборники. В середине IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап был составлен сборник декреталий, приписываемый испанскому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий долгое время принимались за подлинные и использовались как источник канонического права вплоть до XV в., когда они утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы, или Фальшивые декреталии.

В XI-XII вв. в период " папской революции" (1075—1122 гг.) складывается " новое право". Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие " каноническое право". В этом новом римско-католическом праве ощутимо влияние римского права (понятия, нормы, особенно в вопросах собственно­сти, наследования и договоров) и права народного и обычного (в центре его стояли вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В него вошли также многие библейские примеры и метафоры, ставшие составной частью отдельных канонов.

Каноническое право в отличие от Свода Юстиниана и более раннего римского правоведения рассматривало в качестве колле­гии (или корпорации) не только признаваемые властью коллегии (государственное казначейство, города, церковь), но и любую группу лиц, имеющих организацию (богадельня, госпиталь, епар­хия, сама вселенская церковь). При этом любая корпорация могла иметь законодательную и судебную юрисдикцию, а члены ее могли в ряде случаев действовать от имени всей корпорации.
Таким образом, церковь различала три сферы прав корпора­ции:

  • права корпорации как таковой;
  • права отдельных ее членов или должностных лиц;
  • права корпорации и отдельного лица (дол­жности) в совокупности.

Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах.

С конца X до начала XII в. посте­пенно происходило уточнение профиля (систематизация) отдельных отраслей кано­нического права с разбивкой на корпоративное, брачно-семейное, наследственное, право собственности, договорное и процессуаль­ное. Каноническое право как система представляло нечто боль­шее, чем те или иные нормы и требования, — это собрание норм и принципов, приспособленных к новым ситуациям жизни, кото­рые обусловливались экономическим строем общества, его соци­альной структурой, политическими отношениями и ролью самой церкви, меняющейся соответственно переменам в социальной и политической обстановке.

Замысел кодификации Грациана (составленный в 1140-1141 гг. декрет Грациана " Гармония несогласующихся канонов") сводился к гармонизации содержания старых канонов с интересами папского самодержавия. В декрете были сведены воедино около 3800 канонических текстов. В последующем значительный вклад в преподавание и развитие канонического права внесли путем толкования и комментирования декрета Грациана профессора канонического права (канонисты).

Следующей после Грациана кодификацией канонического права стал официальный сборник постановлений (декреталий) папы Григория IX (1234 г.). Он состоял из пяти частей:

  • церковные суды и их юрисдикция;
  • судопроизводство;
  • привилегии клира;
  • семейное право;
  • преступления.

На протяжении XII—XIII вв.:

  • из юрисдикции церкви над таин­ствами вырастает регулирование брачно-семейных отношений;
  • из юрисдикции над завещаниями — наследственное право;
  • из юрис­дикции над церковными бенефициями — имущественное право;
  • из юрисдикции над клятвами — договорное право;
  • из юрисдикции над грехами — карательное каноническое право.

В XII-XIII вв. папское правотворчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права. Процесс систематизации канонического права в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он получил название Свода канонического права.

Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Церковная юрисдикция и область правового регулирования тесно соприкасалась и сочеталась с нравственными предписания­ми, с теологическими доктринами и литургическими формулами. Ее отдельные сферы оформлялись в процессе административной, хозяйственной и дисциплинарной деятельности церковных учреж­дений и подразделялись на следующие области:

  • церковные финан­сы и собственность;
  • благотворительные завещания и отказы иму­щества;
  • право владения, пользования и распоряжения церковными землями и зданиями.

Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т.п.), а также отношения церкви со светской властью.

Специфическую и важную область канонического права составляло регулирование брачно-семейных отношений:

  • определение препятствий к заключению брака;
  • определение законнорожденно­сти детей;
  • расторжение брачных уз.

В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям и наследованию.

Упадок власти пап над светскими правителями начинается с XIV в., и происходит это вследствие роста национализма и возвы­шения власти королей. В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545-1563 гг.), хотя и проходившем под лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая официально толковала нормы канонического права, в частности решения самого собора. Потесненное Реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.

Вопрос 30

Основными этапами развития английского феодального государства являются:

Источниками права в Англии, как и на континенте, являлось обычное право, обычай. После нормандского завоевания продолжали действовать старые англосаксонские обычаи, которые носили местный, территориальный характер. Но при этом развитие английской правовой системы, в отличие от континента, пошло по линии преодоления партикуляристского характера права и создания единого, общего права для всего государства. Это объясняется тем, что Англия не знала феодальной раздробленности, и там рано сложилось единое государство с сильной центральной властью.

Возникновение «общего права» для всей Англии было связано с появлением института разъездных судей. При рассмотрении споров на местах королевские чиновники руководствовались не только законодательными актами королей, но и местными обычаями. Использовалась также практика местных судов, с которой они знакомились через присяжных. Возвращаясь в Вестминстер, в свою резиденцию, разъездные судьи в процессе обобщения судебной практики вырабатывали единообразные нормы права, которыми затем руководствовались как в центре, так и на местах, на всей территории страны, – так называемое «общее право». Для того, чтобы практика судов стала источником «общего права», судебные решения, снабжаемые должной мотивировкой, стали фиксироваться в сборниках судебных протоколов. Наиболее важные из этих решений заносились в «Ежегодники» (они назывались также «свитки тяжб» или «протоколы»), которые издавались до середины XVI в., и служили судьям в качестве общего руководства.

Таким образом, именно в средневековье зародился главный принцип «общего права» Англии – решение вышестоящего суда, записанное в «Ежегодники», является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Позже этот принцип получил название судебного прецедента. Самым существенным в судебном прецеденте стало считаться не столько само решение казуса, сколько обоснование этого решения, руководящий принцип, мотив. Поэтому применение прецедента не заключало в себе обязанности следования его буквальному тексту.

Королевские суды разбирали тяжбы только свободных людей. В ответ на просьбу о рассмотрении дела королевским судом проситель должен был получить специальное предписание, приказ, который представлял собой определенную форму иска. Этот приказ являлся предписанием шерифу принудить правонарушителя удовлетворить претензию просителя, а в случае неповиновения принудить нарушителя явиться в суд. Первоначально приказы издавались по каждому конкретному делу, но затем были выработаны типовые приказы по каждому кругу правонарушений. По мере расширения юрисдикции королевских судов росло и количество типовых приказов (в XII в. их было 39, в середине XIII в. – 121). Если претензии, изложенные в приказе, подтверждались, суд был обязан вынести решение в пользу просителя (истца). Но необходимость рассматривать спорные вопросы только в рамках формулировок приказов неизбежно порождала формализм. А формализм общего права, ограниченность его только рамками королевских приказов очень скоро привели к окостенению, к неспособности этого права развиваться в новых экономических условиях. Поэтому, начиная с XIV в. в Англии стало формироваться так называемое «право справедливости».

В тех случаях, когда истец не находил защиты своих нарушенных прав в судах «общего права», он обращался к суду самого короля. Среди высших сановников королевской администрации ближе всего стоял к судебной деятельности лорд–канцлер. Поэтому с возрастанием количества такого рода обращений был учрежден «суд канцлера» или «суд справедливости». Суд канцлера рассматривал дело без тех процедур, которые предусматривало «общее право», – без издания приказа и без участия присяжных. Ответчик должен был явиться в суд под страхом уплаты штрафа. Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично и в письменной форме. В случае невыполнения решения, принятого судом канцлера, ответчик мог быть заключен в тюрьму.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал