Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проанализируйте следующее стихотворение с точки зрения новизны его содержания и художественной формы. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Вопросы: 1. В чем особенности композиции стихотворения? 2. Какой принцип организации текста положен в основу произведения? 3. Какова функция предложений, заключенных в скобки? 4. Какова идея стихотворения? 5. Какие новые поэтические приемы применяет автор? 6. Охарактеризуйте язык произведения.
СТАРИКОВСКОЕ СПАСИБО Стариковское спасибо, - пока я не умер, За здоровье, за полуденное солнце, за этот неосязаемый воздух, за жизнь, просто за жизнь, За бесценные воспоминания, которые со мною всегда (о тебе, моя мать, мой отец, мои братья, сестры, товарищи), За все мои дни – не только дни мира, но также и дни войны, За нежные слова, ласки, подарки из чужих краев, За кров, за вино и мясо, за признание, которое доставляет мне радость (Вы, далекие, неведомые, словно в тумане, милые читатели, молодые или старые, для меня безымянные, Мы никогда не видались и никогда не увидимся, но наши души обнимаются долго, крепко и долго), За все, что живет, за любовь дела, слова, книги, за краски и формы За всех смелых и сильных, за преданных, упорных людей, которые отстаивали свободу во все века во всех странах, За самых смелых, самых сильных, самых преданных (им особую лавровую ветвь, пока я не умер, - а битве жизни отборным бойцам, Канонирам песни и мысли, великим артиллеристам, вождям, капитанам души), Как солдат, что воротился домой по окончании войны, Как путник, один из тысяч, что озирается на пройденный путь, На длинную процессию идущих за ним, Спасибо, говорю я, веселое спасибо! От путника, от солдата спасибо!
Шарль Бодлер (1821 – 1867) -
французский писатель, прославившийся своим сборником стихов «Цветы зла», в котором впервые была изложена новая эстетика, названная позднее «эстетикойбезобразного». Хронологически Ш.Бодлер относится к «поздним» романтикам, мэтром которых был известный французский поэт, эссеист, прозаик Теофиль Готье. Именно ему - «дорогому и уважаемому учителю и другу» - были посвящены, как выразился сам Бодлер, «этиболезненные цветы». «Поздние французские романтики» формально относились к литературному содружеству «Парнас», придерживались принципа «искусства для искусства». Возникновение подобного кружка было вызвано отвращением поздних романтиков к обществу Второй Империи. Они решили пойти своим путем: отказались от прямого отрицания современного режима (как, например, это делал Флобер) и отзывались на современные проблемы особым способом – отделяя искусство от современной пошлой действительности. Предметом своего творчества они считали Красоту, увлекались экзотикой, древностью, формой, звуком, цветом, запахом. В определенной степени это было и эпатажем современников. Среди «парнасцев» Бодлер занимал особое место. Уделяя, с одной стороны, большое место таким темам, как Красота, Любовь, экзотика, природа, судьба поэта, он в то же время расширил сферу поэзии, выбрав в качестве одной из своих главных тем – тему Зла. В литературе Бодлер открывает ряд так называемых «проклятых поэтов». Традиционно Поэт всегда ассоциировался с мудрецом, гражданином, был олицетворением духовности и совести. Под понятием же «проклятый поэт» подразумевается бунтарь, бросивший вызов устоявшимся нравственным принципам, художник с изломанной, трагической судьбой, отвергнутый обществом и обреченный на гибель. Такой была судьба Шарля Бодлера. Известное выражение из стихотворения Бодлера «Старый колокол»: «В моейгруди давно есть трещина, я знаю…» - помогает понять трагедию поэта, которая сделала его «бесконечно одиноким человеком» - это история его судьбы. Причиной своей трагедии Бодлер считал брак своих родителей, который называл «патологическим, старческим и несуразным». Между его отцом и матерью была огромная разница в 35 лет. Мать Бодлера, сирота и бесприданница, вышла замуж за Франсуа Бодлера не по расчету, а потому что он был талантлив, аристократичен, красив и образован (он закончил Парижский университет). Когда Бодлеру было 6 лет, отец его умер. Госпожа Бодлер вскоре вышла замуж за генерала Опика, который был полной противоположностью отцу поэта и которого Шарль Бодлер возненавидел за то, что тот отобрал у него мать, а особенно тогда, когда его «удалили из дома», отдав в интернат при Лионском Королевском коллеже. По своему характеру Бодлер был человеком стеснительным и робким, поэтому постоянная опека отчима и матери приносила ему только страдания. Он стал вести рассеянный образ жизни, сблизился с парижской богемой, пристрастился в вину, наркотикам, заболел сифилисом, от чего и умер. Несчастен он был и в своей личной жизни: в силу своей стеснительности он всегда сходился с простыми женщинами, которые изменяли ему и обирали его. В какой-то момент он увлекся революцией 1848 года, но это было мимолетное и совершенно незначительное увлечение. Литературно и духовно близким человеком Бодлеру был Эдгар По. Он переводит на русский язык часть его новелл, пишет очерк «Эдгар По». Свою литературную и искусствоведческую деятельность Бодлер начинает как новеллист, эссеист и художественный критик. Но главным и самым известным его произведением становятся «Цветы зла»(1857). Сборник вызвал возмущение не только своим эпатажным названием, но и некоторыми стихами. Бодлера обвинили в «оскорблении нравственности», состоялся суд. Впоследствии запрещенные стихотворения были изъяты из сборника и названы самим автором «Осужденными стихотворениями». Это были стихотворения эротического характера («Лесбос») и стихотворения, в которых главными персонажами были вампиры («Метаморфозы вампира». Последние стихотворения были подсказаны Бодлеру творчеством «неистовых романтиков». Тему Зла Бодлер намеренно сделал предметом своей поэзии. Эта тема до Бодлера была широко поставлена в прозе – в творчестве маркиза де Сада, Гофмана, Э.По, В.Гюго и О.де Бальзака, в английском готическом романе и в «Грозовом перевале» Э.Бронте. Любопытство, которое испытывал Бодлер к Злу, привело его к «окаянному образу жизни», к стремлению «заразиться грехом». Свою страдающую душу он и сделал предметом изображения в своем сборнике. Концепция Зла, изложенная в сборнике Бодлера, состоит в следующем: - Зло – универсально. Оно присутствует в природе и в душе каждого отдельного человека. Руссоистскую идею о добром и естественном человеке он считал наивной иллюзией; - в каждом человеке, считает Бодлер, воплощены два начала: Добро (божественное) и Зло (сатанинское). Этот дуализм в творчестве поэта предстает у него как стремление к высокому, так и к низменному; - Добро и Зло воспринимаются поэтом не как антитеза, а как уподобление: зло есть добро и, наоборот, жизнь есть смерть и, наоборот, красота есть безобразие и, наоборот и т. д. В этом он видел воплощение закона Великой Аналогии»: «то, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху». Новая идея Ш.Бодлера состояла в том, что как романтик он должен был рассматривать соотношение добра и зла, красоты и уродства и т.д. как антитезу, а на самом деле он рассматривал их как уподобление. Во многом это объясняется тем, что Бодлер воплотил в своем творчестве черты переходной эпохи и тем самым стал предтечей нового литературного направления – французского символизма. Концепция сборника «Цветы зла» «Цветы зла» - не просто зарисовки разного проявления Зла. Это – зарисовки страданий, причиненных человеческой душе «злом», это терзания между Добром и Злом.Эта идея передается поэтом через 6 циклов сборника, которые содержат трагический рассказ о жизни героя, неумолимо приближающего к смерти. Современники были поражены откровенностью лирического самовыражения, искренностью поэта, который исповедуется в своих ошибках и своих пороках читателю. В одном из писем Бодлер написал: «В эту жестокую книгу я вложил весь свой ум, все свое сердце, свою веру и ненависть». Во Вступлении намечаются две главные темы сборника – тема Ада и тема исповеди «сына конца века» (отсылка к сыну века Шатобриана), который представлен нам как «утонченное чудовище», как средоточие всех пороков: Упорен в нас порок, раскаянье – притворно;
|