Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство и право Византии. Как и развитие феодальных отношений в Византии, особенностями в данном случае обладает и государственный строй Византийской империи⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
Как и развитие феодальных отношений в Византии, особенностями в данном случае обладает и государственный строй Византийской империи. Основной его чертой является сохранение сильной императорской власти и наличие устойчивого централизованного руководства империей. Преемственность трона по наследству (принцип легитимности) в Византии с начала IX в. становится основным способом смены правителя, который приходит на смену существовавшему способу – выборности трона. При этом, как правило, наследник престола назначался соправителем еще при жизни императора и присваивался титул «цезаря». Императорская власть в Византии была почитаема. Она опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления, который возглавляется: 1) с одной стороны сенатом (ему принадлежит традиционное (чаще номинальное) право избрания на трон, заведывание внешней политикой и др.); 2) с другой – Государственным советом (обсуждал законопроекты, восходившие к нему дела по управлению империей и т. д. Его решения нуждались в санкции императора). Рассматривая государственный аппарат Византийской империи, отметим, что к высшим ведомствам империи принадлежали министерства: 1) внутренних дел (полиции); 2) иностранных дел; 3) военное; 4) финансовое и др. Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Отметим, что с VII в. местное управление Византийской империи характеризуется соединением военной и гражданской власти в руках генерал-губернаторов («стратигов»). Правительство желало видеть их сильными и в то же время пугалось связанных с этим опасностей, поэтому велась политика, направленная на раздробление провинций, уменьшение их территории. Военные силы империи состояли из солдат, для которых служба была наследственной профессией. За службу они наделялись земельными участками. В Византии было сильно развито налогообложение: 1) поземельная подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр.; 2) подушная подать; 3) подать с жилищ; 4) налог на париков; 5) принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей; 6) принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам; 7) поставки продовольствия в крепости; 8) принудительное участие в строительстве мостов, дорог и т. д. Как и в других странах Европы, в Византии в период абсолютной монархии имел место быть всеобъемлющий произвол, который приводил к потокам крови – она проливалась во исполнение той или иной политики империи: 1) при императоре Фоке (602–610 гг.) было казнено множество невинных людей; 2) императору Андронику (XIII в.) принадлежала идея одновременного массового избиения всех заключенных и всех их родственников. Применение этой меры объяснялось государственным интересом и велением бога. Подводя итог, скажем, что сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии объясняется следующими причинами: 1) наличием многих крупных городских центров; 2) потребность в экономической связи между областями и провинциями; 3) особой остротой классовой борьбы, которая продиктована единением интересов крестьянской массы провинций и многочисленного городского плебса, что привело к союзу между ними; 4) постоянная внешнеполитическая опасность, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов. В поддержку сильной центральной власти выступает в Византии церковь. Византийская империя оставила после себя множество памятников права того времени. Одним из них является свод законов Юстиниана. Следует отметить, что интерес императора Византии Юстиниана к праву и судебной деятельности был достаточно велик. Вмешательство в судебную деятельность, в том числе в качестве высшего судьи, было для него делом обыкновенным. Юстиниан полагал, что безопасность государства должно опираться на оружие и законы. Законодательство Юстиниана преследовало различные цели: 1) стремление привести в систему старое право; 2) желание придать значимость правлению императора – выходца из простых крестьян. В качестве руководителя кодификационных работ был избран юрист Трибониан, занимавший один из важнейших постов в государстве. Ему было дано всего 15 сотрудников. Через три года после начала работы были готовы две основные части кодификации – «Дигесты» и «Институции». Кодификация Юстиниана включает в себя следующие части: 1) Дигесты, или Пандекты («собранное», «содержащие в себе все») были составлены из сочинений выдающихся римских юристов (в извлечениях). Здесь излагается и комментируется действующее право. Они состоят из 50 книг, каждая из которых распадается на титулы, снабженные особыми заглавиями. Основным содержанием Дигест является римское частное право. Наследованию по закону и по завещанию отведено не менее четверти всего материала. Государственному праву посвящена первая книга Дигест, уголовное и процессуальное право излагается в книгах 47, 48 и отчасти 49. По характеру содержащихся в них предписаний книги 47 и 48 получили название «страшных». Составители Дигест использовали огромный материал не менее 2000 книг, отобрав из него извлечения, принадлежащие перу 38 выдающихся римских юристов. Более всего текстов принадлежит юристам II–III вв. – Цельсу, Юлиану, Гаю, Папиниану, Павлу, Ульпиану, Модестину и др.; 2) Институции – учебник для студентов византийских юридических учебных заведений. В империи было два высших юридических учебных заведения: а) в Константинополе; б) в Бейруте (римская школа оказалась за пределами Византии). Программа обучения рассчитывалась на пять лет и в соответствии с императорской конституцией 533 г. состояло в следующем: на первом курсе изучались Институции и первые четыре книги Дигест; на втором – четвертом курсах – Дигесты (до 36 книги включительно); на пятом курсе преподавался Кодекс Юстиниана; 3) «Кодекс Юстиниана» — собрание императорских постановлений (конституций), подготовленное в течение года комиссией из 10 человек. Две последние части кодификации Юстиниана имеют меньшее значение, по сравнению с дигестами. Кодекс Юстиниана, переработанный в 534 г. в связи с выходом Дигест, состоит из 12 книг, содержащих постановления римских и византийских императоров начиная с Адриана (II в.). При этом: 1) первая книга трактует вопросы церковного права; 2) 2—8-я имеют своим содержанием частное право; 3) 9-я посвящена уголовному праву; 4) 10—12-я – административным (полицейским) правилам разного рода. В последующие годы кодификация Юстиниана исправлялась и дополнялась новыми постановлениями, носившими нередко характер толкований. Такого рода постановления получали значение «конституций» и назывались «новеллами». Основная часть их относится к 535–565 гг. Из последующих византийских кодификаций следует обратить внимание на: 1) «Эклогу» (VIII в.), хорошо известную в славянских государствах; 2) «Земледельческий закон», санкционировавший существование сельских общин в Византии и регламентировавший их правовой быт; 3) «Базилики» императора Льва VI (890 г.).
|