![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. Целью занятия является изучение конституционного законодательства Английской революции 1640–1660 гг
Целью занятия является изучение конституционного законодательства Английской революции 1640–1660 гг. и «Славной революции» конца XVII в. Для правильного уяснения смысла происходивших в это время в Англии политико-правовых изменений, необходимо вспомнить особенности английского абсолютизма, с одной стороны, а с другой – общие причины и обстоятельства перехода к эпохе Нового времени. 1. Раскрывая причины и предпосылки складывания революционной ситуации в Англии в первой половине XVII в., необходимо особое внимание обратить на «Петицию о праве» («Петицию о правах») 1628 г., с которой ученые связывают начало развития конституционного законодательства в Англии. Какие программные требования она содержала? В чем заключается противоречие между формой и содержанием этого документа? В этом же вопросе следует охарактеризовать социальную базу оппозиции королю, указать на различия в религиозных и политических воззрениях отдельных ее частей (пресвитериан, индепендентов, левеллеров). 2. В ходе начавшейся революции, которая на первом этапе протекала в традиционной для Англии форме противостояния парламента и короля, были приняты важнейшие документы, развивавшие идеи «Петиции о праве». Студентам необходимо проанализировать текст принятых парламентом в 1641 г. «Трехгодичного акта»*, «Акта о регулировании деятельности Тайного совета и об упразднении суда, обычно именуемого «Звездной палатой», «Великой ремонстрации». Нельзя обойти вниманием и «Петицию о корне и ветвях», активное обсуждение которой в парламенте показало идеологическую неоднородность лагеря оппозиции. 3. Нежелание короля Карла I мириться с ограничением его власти привело к началу гражданской войны. Говоря о законодательстве этого этапа, следует проанализировать, в первую очередь, «Акт о новой модели» (1645 г.). Какие новые принципы были введены в комплектование армии? Какое значение они имели для развития революции? Какие изменения произошли в правовом регулировании земельной собственности? Для ответа на последний вопрос следует обратить внимание на «Ордонанс об упразднении Палаты феодальных сборов» (1646 г., подтвержден в 1656 и 1660 г.) и другое аграрное законодательство революции. 4. После вторичного пленения король был казнен по приговору суда**. При изучении нового – республиканского – этапа революции следует рассмотреть следующие документы, относящиеся к 1649 г.: «Постановление палаты общин об объявлении себя верховной властью английского государства», «Акт об отмене королевского звания», «Акт об отмене палаты лордов» и др. На основе них необходимо дать характеристику новой формы правления. Почему индепендентскую республику нельзя считать демократической? 5. Нараставшие противоречия между различными группировками антироялистов привели к захвату власти О. Кромвелем. Представление об особой форме правления, получившей название «протекторат», системе и полномочиях государственных органов этого периода можно получить, проанализировав основные положения «Орудия управления» (1653 г.)***. Какие черты этого документа позволяют назвать его первой писаной конституцией Англии? Что отличает его от конституции в современном понимании этого термина? 6. После реставрации Стюартов произошла т.н. «Славная революция» (приход к власти Вильгельма III Оранского), которая ознаменовала окончательное закрепление основ конституционной монархии в Англии. Необходимо рассмотреть историю принятия и содержание основные документы этого этапа: Habeas Corpus Act* 1679 г., «Билль о правах» («Билль прав») 1689 г., «Акт об устроении»** 1701 г., «Акт о должностях» 1707 г. Рекомендуется составить схему государственного устройства Англии на рубеже XVII–XVIII вв. 2. Образование США (4 часа) 1. Война за независимость североамериканских колоний. Принятие «Декларации независимости» и «Статей конфедерации». 2. Общая характеристика Конституции США. 3. Система государственных органов по Конституции США: 4. Американский федерализм. 5. Билль о правах.
|