Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Целью занятия является изучение законодательства основных этапов Великой французской революции 1789–1799 гг.






 

Целью занятия является изучение законодательства основных этапов Великой французской революции 1789–1799 гг.

1. При ответе на данный вопрос необходимо в первую очередь определить те социальные силы, которые возглавили революцию на первом этапе, их политические цели и установки.

Одним из центральных источников этого этапа является «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. Следует определить цели и условия принятия документа, политико-правовые идеи, оказавшие влияние на его содержание. Как понимались авторами документа «естественные и неотчуждаемые права человека»; какие процессуальные гарантии этих прав перечислялись; как трактовались понятия «свобода», «закон»; какие принципы будущего государственного устройства закреплялись? При ответе на все эти вопросы полезным будет сравнение статей «Декларации прав человека и гражданина» с уже изученным опытом североамериканских штатов («Декларация независимости» и другие документы Американской революции).

Другим важнейшим документом, который необходимо рассмотреть в этом вопросе, является первая французская Конституция (1891 г.). Следует выяснить, в какой степени она развила и конкретизировала идеи, заложенные в «Декларации человека и гражданина». При анализе статей Конституции особое внимание следует уделить следующим моментам: сущность понятия «национальный суверенитет»; реализация принципа разделения властей; регламентация пределов власти парламента, короля и правительства, судей; закрепление принципов избирательного права и «представительного мандата».

2. Начать этот вопрос следует с выяснения причин конституционного кризиса, приведшего в конечном итоге к провозглашению республики. Необходимо обратиться к декрету Национального Конвента 21–22 сентября 1792 г., который оформил уничтожение королевской власти. Что представляли собой жирондисты, интересы каких слоев населения они отражали, каких политических взглядов придерживались? На каком основании можно назвать политику жирондистов непоследовательной и противоречивой?

Чтобы иметь более полное представление о характере политики жирондистов следует обратиться к аграрному законодательству этого этапа. Попытки решения аграрного вопроса осуществляли еще фельяны (декреты Учредительного собрания «Об уничтожении феодальных прав и привилегий» от 11.08.1789, «О феодальных правах» от 15.03.1790 и др.). Следует проследить эволюцию путей и методов решения вопроса о собственности по декретам Конвента «Об уничтожении остатков феодального режима» от 25.08.1892, «О защите собственности» от 18.03.1793 и др.

3. Якобинскому этапу революции в советской историографии уделялось особое внимание, сегодня многие прежние оценки пересматриваются. Следует учитывать это обстоятельство при характеристике мероприятий якобинцев («монтаньяров»). Предлагается использовать следующий план ответа на этот вопрос.

а). Новые «Декларация прав человека и гражданина» и Конституция. Каковы принципиальные отличия Декларации 1793 г. от Декларации 1789 г.? В чем можно увидеть достоинства и недостатки Конституции 1793 г.? Какое влияние на документы 1793 г. оказали идеи Ж.-Ж. Руссо?

б). «Революционный порядок управления». Организационное оформление террора. Эволюция целей и методов террора. Декреты Конвента «О подозрительных» (17.09.1793), «О реорганизации революционных трибуналов»* (10.06.1794).

в). Социально-экономическая и культурная политика. Решение аграрного вопроса: декреты «Об общинных землях» (10-11.06.1793, 13.09.1793), «Об окончательном упразднении феодальных прав» (17.06.1793). Декреты о максимуме**. Политика «дехристианизации».

4. В отечественной историографии долгое время было принято выделять три этапа Великой французской революции, завершая ее якобинской диктатурой. В современной научной литературе все чаще к революционным процессам относят и период Директории (Термидорианской республики), подчеркивая при этом, что «Термидор… не отменяет фундаментальные экономические и социально-политические преобразования революции, но отдает их в распоряжение новых элит» (В.В. Согрин). Студентам предстоит разобраться, продолжала ли Конституция 1795 г. начинания революции или была контрреволюционным документом. Необходимо раскрыть новые положения избирательного права, организацию и полномочия высших органов власти.

На завершающем этапе занятия следует выявить основные итоги революции, попытаться сравнить ее с ранее изученными межформационными революциями, показать ее особенности, значение для дальнейшего развития Франции и Западной цивилизации.

 

После изучения блока «Великие социальные революции XVII – XVIII вв.» выполняется проверочная работа.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал