![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Навыки общения и уверенного поведения
4.1. Занятие: три портрета Цель занятия: Создание условий для оценки подростками своего уровня уверенности в себе. Оборудование: Содержание занятия: Ребятам предлагается разделиться на три группы. Каждая подгруппа получает задание нарисовать человека: уверенного в себе, неуверенного в себе, самоуверенного, а также описать его основные психологические особенности. По окончании подгруппы представляют результаты работы остальным ребятам. В процессе обсуждения формируются основные психологические особенности и особенности поведения, уверенного, неуверенного и самоуверенного человека. Выводы фиксируются на доске, разделённой на три части. Например:
Важно подчеркнуть, чем похожи друг на друга неуверенное и самоуверенное поведение – и за тем, и за другим может стоять неуверенность человека в себе, в своих силах, в том, что он интересен другим людям сам по себе. Вторым этапом ребята думают над вопросом: В каких ситуациях люди чувствуют себя неуверенно? На доске составляется «копилка трудных ситуаций». Затем они обобщаются в пять ситуаций, которые наиболее типичны для подростков. Дальше ребята самостоятельно оценивают своё пространство уверенности (смотри приложение) Рефлексия занятия: - Доволен ли ты своей «геометрией уверенности»? - Как твоя неуверенность мешает в тех или иных ситуациях? Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) 4.2. Занятие: Работаем над уверенностью в себе Цель: привить опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения с близкими людьми. Оборудование: карточки с ситуациями, памятки с признаками уверенного поведения. Содержание занятия: 1. Приветствие. 2. Ролевое проигрывание ситуаций в группах Разбить детей на группы и раздать карточки с ситуациями. Выбрать наблюдателя, который не вмешивается в разыгрывание, а в конце даёт обратную связь. Затем можно поменяться ролями. Если работа в группе пройдет быстро, можно дать дополнительную карточку. После обсуждения в группе ситуации разыгрываются и обсуждаются в общем кругу. 3. Отработка навыков уверенного поведения. Психолог предлагает ситуацию, она разыгрывается желающими и анализируется всей группой. 4. Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) 5. Рефлексия занятия. 4.3. Занятие: Уверенность в повседневной жизни. Цель: познакомить с конкретными техниками уверенного поведения в ситуациях давления, ущемления прав; тренировать навыки уверенного поведения Оборудование: листочки с текстами. Содержание занятия: Чтобы вести себя уверенно, необходимо знать свои личные права. Эти права охраняются законом. Однако если вы хотите, чтобы уважали ваши права, постарайтесь уважать права других людей. Работа с текстом: Участники получают текст и работают с ним. Можно провести демонстрацию каждой техники вместе с помощником. Знакомство со способами как отстаивать свои права: I способ. Заигранная пластинка. Этим способом можно отстаивать свои права, если они ущемлены. Имейте в виду, что данный способ раздражает людей. Повторяйте своё требование снова и снова, не повышая голоса, бед гнева и раздражения. При этом можно заменять слова близкими по значению, не меняя общего смысла. Например, вы приходите в магазин. Полчаса назад вы купили мясо и забыли его здесь. - Я был здесь, купил мясо и забыл его у вас. - Ну и что? - Мне нужно мое мясо. - Посмотрите дома, в другой сумке. - Я уже смотрел. Я точно знаю, что забыл его здесь. Мне нужно моё мясо. - Ничем не могу помочь. - Мне нужно моё мясо. - Очередь волнуется! - Я вижу это, но мне нужно мое мясо. -… Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) Рефлексия занятия. 4.4. Занятие: «Я – Алла Пугачева» Цель: отработка навыков уверенного поведения, повышение самооценки. Содержание игры: Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент страны, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую – либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира». После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации. Рефлексия: - Почему ты выбрал именно этого героя? - Что было трудным в упражнении? - С каким чувством вы показывали своего героя? Упражнение «А кроме того…» Цели: Эта игра – прекрасное лекарство от недовольства, апатии и плохого настроения. Содержание игры: Порою каждому хочется на что-нибудь пожаловаться или поворчать. Иногда плохо, потому что понедельник, иногда – потому что идет дождь, иногда – потому что отменили физкультуру и так далее. Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Вы можете тут же начать рассказывать друг другу о неприятных или обидных вещах и жаловаться на жизнь, что есть сил. Говорите друг другу фразы, начинающиеся всегда с одних и тех же слов: «А кроме того..». Это может выглядеть так: «А кроме того, я сегодня вообще не хотел идти в школу» или «А кроме того, я совсем не хочу писать диктант» и т.д. Имеет смысл продолжать это упражнение 2-3минуты. Упражнение «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1)
|