Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
для 6-го класса по рисованию по представлению
Тема урока: «Графический портретный рисунок»
Выполнила: студентка 403 группы
художественно-графического факультета
Осипенко Надежда Александровна
Проверил: Владимир Юрьевич
I. Тема урока: «Графический портретный рисунок»
II. Вид урока: рисование по представлению
III. Тип урока: комбинированный
IV. Цель урока: учить школьников основным приемам создания графического портретного рисунка.
V. Задачи урока:
образовательная - учить детей последовательному изображению портрета, принципами и техническими приемами работы с графическими материалами.
Развивающая: привить интерес к изучению портретного искусства, способствовать творческому подходу работе, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, индивидуальные творческие способности.
Воспитательная: воспитывать любовь к искусству, воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.
VI. Материалы и оборудование к уроку:
Для учителя: поэтапные наглядные пособия, репродукции графических портретов.
Для учащихся: альбомный лист, карандаш, ластик.
VII. Оформление классной доски:

1. Левая створка доски: наглядные пособия – поэтапное изображение портрета.
2.Центральная створка доски: педагогический рисунок
3.Правая створка доски: 1 Репродукция Леонардо Да Винчи
«Автопортрет»
2 Репродукция Н. Фешин «Голова женщины»
3 Репродукция М. Врубель «Портрет Мамонтова»
VIII. План урока:
1. Организационный момент (2-3мин.)
2. Сообщение учебного материала (10-12 мин.)
а) вступительная беседа (5-6 мин.)
б) объяснение практической работы (5-6мин.)
3. Практическая работа учеников (18-20мин.)
4. Завершение урока (4-5мин.)
IX. Ход урока:
Этап
| Содержание урока
| Примечания
| 1.Организационный момент (2-3мин.)
2. Сообщение учебного материала (10-12 мин.)
а) вступительная беседа (5-6 мин.)
б) объяснение практической работы (5-6мин.)
3. Практическая работа учеников (18-20мин.)
4. Подведение итогов урока.
5. Завершение урока (4-5мин.)
Наглядные пособия:
| Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня урок изобразительного искусства проведу для вас я. Меня зовут Надежда Александровна. Прежде чем начать наш урок, проверьте свои рабочие места. Все ли есть у вас на партах - альбомные листы, ластик и карандаш. Итак, все готово, начинаем урок.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Графический портретный рисунок». Так что же это? Так называется портрет, созданный графическими средствами: карандашом, углем, тушью, пастелью, соусом, сангиной и пр. Графические портреты чаще всего создаются на белой бумаге, так как в этом случае линия выглядит ярче и изящнее. Именно графика лучше всего передает характерные черты человека и его индивидуальность. Особенность такого рисунка в том, что он передает образ человека таким, каким тот предстает в реальной жизни. Живописный портрет в отличие от графического создает композиционно более сложный образ. Особенность графики позволяет мастеру проявить чуткость в понимании человека. Условность и лаконичность языка – вот главные черты графического портрета. Самые разные замечательные графические портреты созданы художниками разных эпох. Именно они раскрывают множество выразительных возможностей графики и неистощимое богатство индивидуальности человека. Графические портреты играли особую роль в творчестве многих художников. Взгляните на репродукции: Леонардо Да Винчи, Рембрандт, Дюрер, Энгр, Бердслей, Манэ, Дега, Репин, Серов, Левитан, Врубель, Фешин, Сомов, Анненков, - все эти графические портреты превосходны. Все работы художников привязаны к натуре, к эпохе, отчего портреты получались более правдивыми. Костюмы прорисованы настолько тонко, что невозможно не отметить линейного мастерства.
Сегодня вам предлагается нарисовать графический портрет своего друга. Для этой работы вам потребуется простой карандаш и лист белой бумаги. Работать вы будете прежде всего линиями, поэтому представьте, что вы создаете не просто рисунок, а психологический портрет, в котором отразятся все черты характера вашего товарища. Не забывайте использовать контрасты, выделяя штрихами те или иные области рисунка.
Работу следует начинать с центральной осевой линии, делящей лицо на две симметричные части. Затем относительно нее намечаются черты лица вплоть до внешних границ. Этот метод используют как опытные художники так и новички. Уточните пропорции. 1.Прорисуйте форму глаз и бровные дуги, следя за правильностью их соотношений. Обратите внимание что ближайший к вам глаз будет чуть больше дальнего. Определите точку пересечения дальней бровной дуги с контуром лица. 2. Теперь изобразите нос. Схематичными легкими штрихами постарайтесь как можно точнее передать тени на неосвещенных участках. 3. Уточните высоту уха – при фронтальном расположении головы оно такого же размера что и расстояние между линиями глаз и носа. Однако при рисовании портрета в три четверти оборота возникает перспективное сокращение. Поэтому не забывайте чуть укорачивать ухо и располагать его под небольшим углом. Определите положение уха относительно овала лица и уточните его форму. 4. Наметьте форму рта. Из-за того же перспективного сокращения дальняя половинка рта должна быть меньше, чем ближняя. Носогубная складка должна расширяться от ноздрей к середине рта. Покажите заостренную форму подбородка. Для выполнения упражнения выберем положение в три четверти оборота. Сперва проведите на листе бумаги вертикальную линию, а затем двумя легкими засечками наметьте общую высоту головы. Обозначьте черты лица. 1.Проведите горизонтальную линию расположения глаз – она должна проходить точно посередине между верхней и нижней отметками. Затем покажите на ней расположение и форму глаз. 2. Верхнюю часть головы поделите еще пополам и наметьте линию волос. 3. Также обозначьте нижнюю часть носа – она находится ровно посередине между линией глаз и нижней точки подбородка. Теперь схематично, несколькими штрихами передайте форму носа. 4.Определяем положение рта. Обратите внимание, что рот находится ближе к носу, чем к подбородку, поэтому не делайте типичную ошибку: не располагайте рот ровно посередине расстояния между ними. Покажите участки теней 1.Несколькими легкими штрихами покажите теневые участки на обращенной к вам стороне головы. Затем наметьте легкий теневой контур, ведя карандашом ото лба вдоль скуловой кости к нижней губе и подбородку. Обозначьте участок шеи и контуры падающих теней. 2.Выделите тенями объем глаз, носа и рта. Положите мягкую тень легкой штриховкой по линии роста волос. Затем четче определите абрис лица. Завершите зигзагообразными штрихами изображение формы головы в верхней части. 3.Еще раз проработайте контур лица справа. Будьте внимательны: участок подбородка не должен слишком выступать в фронтальном направлении.
Поработайте над светотенью 1.Начните работу с углубления тонов наиболее акцентированных участков. Осторожно моделируйте формы тоновыми нюансировками: на одних участках повышайте контрастность глубиной тона, на других - смягчайте переходы, используя в случае необходимости ластик. 2. Наиболее акцентируются на рисунке, как правило, контуры глаз (иногда бровей), теневой участок между носом и глазом, а также область ноздрей. Линию смыкания губ, участок под нижней губой, а также край подбородка (в зависимости от условий освещения) выделяют достаточно резко. 3. Четче обозначьте пряди волос, проработайте форму уха. Выверите положение головы относительно плеч. 4. В конце обратите внимание, чтобы на неосвещенной стороне более темные тона зрительно отодвигали массив волос вглубь, а выделенные ластиком блики способствовали выдвижению лица на передний план. Портрет готов.
Постарайтесь подойти к заданию творчески, смело экспериментируйте!
Учащиеся демонстрируют свои работы.
- Чем графический портрет отличается от обычного портрета?
- При помощи каких художественных материалов создается графический портрет?
- назовите имена известных авторов графических портретных рисунков.
Ребята, к сожалению, время урока подходит к концу, заканчивайте свои работы, убирайте за собой на партах. Все молодцы, у вас получились замечательные работы.
Н. Фешин «Голова женщины»
М. Врубель, «Портрет Мамонтова»
|
Показываю репродукции
Показываю 1 этап пособия
Показываю 2 этап пособия
Показываю 3 этап пособия
Показываю последний этап пособия.
Хожу по классу и наблюдаю за рисованием учеников. Комментирую ошибки.
.
|
|
|
| | | | |

Поэтапные наглядные пособия рисования графического портрета
Автопортрет Пикассо, Портрет Забеллы Врубель, Автопортрет Левитана, Леонардо Да Винчи «Голова ангела»
Манэ «Голова девушки», Анненков «Ахматова», автопортрет Обри Бердслея.
|