![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вне деятельности – нет развития !!!Стр 1 из 4Следующая ⇒
ТЕМА: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ. ПЛАН. 1. Категория «деятельности» в педагогике. 2. Сущность деятельностного подхода. 3. Содержание воспитательной деятельности. 4. Организация коллективной творческой деятельности. 5.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.- М.: 2002. 2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности.- В-д.: 2001. 3. Воспитательная деятельность педагога/ Колесникова И.А., Борытко Н.М. и др.- М.: 2005. 4. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания.- СПб.: 2005. 5. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания.- М.: 2004. 6. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания.- М.: 1990. 7. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. 8.
Категория «деятельности» в педагогике. В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека, и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека – быть активным. Именно это подчёркивается в философском определении деятельности как «специфически человеческой формы активного отношения к окружающему миру». Психологический словарь Платонова так определяет «Деятельность»: «Деятельность есть взаимодействие человека (группы) и окружающего мира, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя». Деятельность – главный фактор развития личности. Причём, - только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом, и умело стимулируя его активность в этой деятельности, - можно осуществлять его действенное воспитание, и создавать условия для его целостного и всестороннего развития. Вне деятельности – нет развития!!!
Деятельность – явление многомерной, поэтому существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены её различные признаки, отражающие разнообразные стороны этого феномена. Выделяют: 1)- *практическую (материальную), - *духовную (интеллектуальную, эмоциональную), - *коммуникативную деятельность; 2)- *репродуктивную (исполнительскую), и- *творческую; 3)- *индивидуальную, и- *коллективную; 4)- *разнообразные виды профессиональной деятельности (в т.ч. и педагогическую); 5)- *по содержанию: игровую, познавательную, спортивную, трудовую, общественную и т.д.,
6)- *классические виды деятельности в психологии - это игра, учение, труд, а также – общение, как особый вид деятельности; 7)- и т.д.
Посредством деятельности обеспечивается персонализация индивида в системе межличностных отношений. В деятельности совершенствуется структура коллектива, преобразуется система межличностных отношений.
Осуществляется деятельность по схеме: «субъект – объект», причём, в качестве субъекта может выступать и личность, и группа; а в качестве объекта – как предметы (тогда это будет предметная деятельности), так и другие субъекты (тогда это будет общение). СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
(Потребности) – МОТИВЫ деятельности
- СПОСОБЫ и ЦЕЛЬ ПРИЁМЫ деятельности (т.е.действия). СРЕДСТВА
-РЕЗУЛЬТАТ.
Особенности (отличительные черты) деятельности:
1) Общественный (социальный) характер. 2) Целенаправленность. 3) Плановость. 4) Систематичность.
Деятельность в то же время – это процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Но процесс не пассивный, а активный, и сознательно регулируемый. Причём, чем больше человек работает в той или иной области, тем выше уровень его развития в этой области.
Однако, важна не деятельность сама по себе, а активность личности в этой деятельности. Только через механизмы собственной деятельности и собственных творческих усилий человек овладевает общественным, историческим, профессиональным и др. видами опыта, обретая одновременно опыт собственный . Отсюда – 2 основные задачи для педагога:
1)- включать растущего человека в разнообразные виды деятельности, помогающие ему формировать собственный опыт. Однако, этого мало, ибо мера личностного развития зависит не только от включения в деятельность, но и от отношения к этой деятельности;
2)- постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности, и (!) формировать к ней положительное и здоровое нравственное отношение.
ИТАК: 1. Деятельность и отношение к ней являются определяющим фактором воспитания и личностного развития. 2. Только активность личности позволяет сформировать собственный опыт. 3. Ребёнок – субъект собственной деятельности. 4. Вне деятельности – нет развития.
|