![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деятельностный подход в воспитании.
Родоначальниками деятельностного подхода в педагогике были: Мейман, Лай и Дьюи. Вильгельм Лай (нем. 1862-1926) разработал так называемую «педагогику действия». По его мнению процесс воспитания и обучения складывается из внешних воздействий и ответных реакций (действий), которые должны быть весьма разнообразны: рисование, моделирование, драматизация и др. Джон Дьюи (амер. 1859-1952) утверждал, что всякая теория, идея должна рассматриваться как «инструмент действия». Считал, что обучать нужно посредством «делания». Деятельность должна быть разнообразной и подчинена интересам практики. Считал, что: «Унция опыта значит больше, чем тонна теории», и что: «Труд- центр всей школьной работы». В нашей стране становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с развитием этого же подхода в психологии (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Давыдов В.В., Слободчиков В.И. и др.). Ребёнок для педагога – субъект учебно-познавательной и воспитательной деятельности - есть деятельностная целостность. И всё многообразие свойств, состояний, качеств личности в их единстве достигается личностью в основных видах деятельности: в труде, познании, общении, а также в самопреобразовании своего внутреннего мира. Деятельность является интегрирующей основой формирования всех психических свойств и функций человека.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации совместно выработанных целей и задач. И само воспитание понимается как «восхождение к субъектности».
Основные ПОНЯТИЯ деятельностного подхода. Их можно объединить в три блока: 1. Понятия, раскрывающие деятельностный характер подхода. 2. Понятия, раскрывающие личностную ориентацию подхода. 3. Понятия, характеризующие методическую сторону подхода (его организацию и управление).
СРС: выпишите определения вышеназванных категорий. Основные ПРИНЦИПЫ деятельностного подхода. - принцип субъектности воспитания; - принцип учёта ведущих видов деятельности и закона их смены; - принцип учёта сензитивных периодов развития; - принцип со-трансформации; - принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых; -пр. амплификации (обогащения, усиления, углубления) дет. развития; -пр. проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; -пр. обязательной результативности каждого вида деятельности; - пр. высокой мотивированности любых видов деятельности; - пр. обязательной рефлексивности всякой деятельности; - пр. нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; - пр. сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.
Основные МЕТОДЫ деятельностного подхода. - метод игры; - методы само… (самооценки, самоанализа, самокритики, самоконтроля, самообучения, самовоспитания и пр.); - методы организации коллектива (единых требований, перспективных линий, самоуправления, самообслуживания, соревнования, параллельного действия и пр.); - методы повседневного общения (уважения, требовательности, доверия, сочувствия и т.п.); - методы организации взаимодействия (сотрудничества, инициативы, создания ситуаций и пр.); - и другие.
На сегодняшний день практически все педагогические теории и концепции строятся с учётом деятельностного подхода, так как вне деятельности нет развития и нет воспитания.
Содержание воспитательной деятельности. Согласно Колесниковой И.А., Борытко Н.М. и др., содержание воспитательной деятельности педагога включает в себя: (содержательные блоки) 1. ОТБОР КРУГА ЦЕННОСТЕЙ, значимых для участников воспитательного процесса (в культурном, социальном, педагогическом, личностном плане). 2. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ определённого качества (гуманистические, диалоговые, коллективистские и др.отношения), служащих источником опыта. 3. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ нормативных, эталонных, идеальных ОБРАЗЦОВ человеческих проявлений (информирование о должном и желаемом). 4. ОРГАНИЗАЦИЮ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (Н.Б.Крылова), соответствующих целям воспитания. 5. СОЗДАНИЕ содержательной воспитывающей СРЕДЫ. 6. РАЗРАБОТКУ системы СТИМУЛОВ и критериев оценки поступков и поведения. 7. ФОРМИРОВАНИЕ опыта РЕФЛЕКСИВНОГО отношения воспитанников к себе и к другим людям. 8. СОЗДАНИЕ внешних и внутренних УСЛОВИЙ для САМОвоспитания.
СРС: раскройте эти блоки содержания воспитательной деятельности более полно; докажите, что именно из ЭТОГО состоит ВД. (см.3, стр.124-163).
Эти блоки содержания воспитательной деятельности присутствуют в любом, выбранном педагогом, направлении воспитательной работы (см. направления, предлагаемые различными ТЕОРИЯМИ воспитания), наполняют каждое направление, ориентируясь на целевые установки.
СРС: приведите ПРИМЕРЫ из литературы или собственной практики.
|