Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рефлексивная образовательная деятельность.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Деятельностный подход в обучении Л. Хуторской. Деятельность как содержание образования.
Традиционно под содержанием образования понимается опыт человечества, который передается им для освоения. Классики советской дидактики И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин подчеркивали: «Главная социальная функция образования - передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей». Этот тип обучения можно назвать знаниево ориентированным (специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков). В образовании другого типа - личностно-ориентированного представления о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания - деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько формирование себя. Учебный материал становится не предметом усвоения, а образовательной средой для самостоятельной деятельности ученика. Образование становится личностно значимой деятельностью ученика. Тем самым решается глобальная проблема: преодолеть отчуждение ученика от деятельности с распространенными негативными средствами: шпаргалками, списыванием, скачиванием рефератов из Интернета. Ведь от роли деятельности в содержании образования зависит уровень дидактической системы - смысл и цели обучения, система самосознания и самооценки, оценки учеником результатов обучения. Ядром деятельностного содержания образования является подход от деятельности ученика по освоению реальности к внутренним личностным приращениям и от них - к освоению культурно-исторических достижений. 3 источника деятельностного содержания образования: 1. Необходимый компонент репродуктивного способа усвоения, культурно-исторический аналог уже усвоенных учениками способов деятельности (дети разучивают базовые способы и техники деятельности по учебному предмету). 2. Набор способов и видов деятельности, а также образовательных технологий, соотносящихся со спецификой образовательных целей и задач на каждом этапе обучения. 3. Это осознанные и усвоенные учениками способы их образовательной деятельности. Журнал Народное образование № 8 - 2003г., с. 107.
Рефлексивная образовательная деятельность. Рефлексия - чувственно переживаемый процесс осознания своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности -ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решений, полученные результаты и т. д. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить те знания, которые они добыли. Рефлексия помогает ученикам сформулировать результаты, скорректировать цели дальнейшей работы, свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» благодаря анализу его предметной деятельности и ее продукта, ученик ярче проявляет себя в тех областях бытия и способах деятельности, которые соответствуют его индивидуальности. Рефлексия как образовательная деятельность относится к 2 областям: онтологической, относящейся к содержанию предметных знаний, и психологической, обращенной к субъекту деятельности и к ней самой. г Этапы методики организации рефлексии ученика: 1. Временная остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Если ученик решал задачу и встретился с непреодолимой трудностью, то решение приостанавливается и все внимание обращается к анализу алгоритма действий. 2. Восстановление последовательности выполненных действий. 3. Изучение последовательности действий с точки зрения их эффективности, продуктивности, соответствия поставленной задачи и т. п. 4. Формулирование результатов рефлексии, гипотеза о предстоящей деятельности. 5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.
При введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс приходится сталкиваться с проблемой - ученики не испытывают потребности осознать свое развитие, затрудняются сказать, что происходит в их деятельности. Привыкнув к учительским объяснениям и необходимости воспроизводить услышанное, многие дети считают: «Если учитель не объясняет материал, то нет и учебы». В результате такой остановки учение происходит неосознанно, а значит и неэффективно. Поэтому обучать рефлексии надо с детского возраста, обращая внимание детей на то, что они делают, что с ними происходит. Способы здесь различны: устное обсуждение, письменное констатирование и т.д. Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения целей. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Под редактор М.Н. Скаткина. Просвещение, 1982, с. 101.
|