Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции государстваСтр 1 из 4Следующая ⇒
Понятие государства.
На 2011 год не существует юридического определения термина " Государство ", признанного наукой и всеми странами мира. Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница. Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. В настоящее время (июль 2011 года) существует 194 государства, признанных абсолютным большинством (более 2/3) других государств. Из них в ООН входит 193 государства-члена. Ватикан как суверенная территория Святого Престола имеет политическую систему, подобную государству, но государством в полном понимании данного термина не является. Он официально признан большинством государств как суверенная территория, но не является членом ООН.
Функции государства Функции государства классифицируются:
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся: Экологическая функция. Одно из важнейших направлений деятельности государства в современном мире играет охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. Научно-техническое воздействие, активное вмешательство человека в природу влечет многие негативные последствия, для противодействия которым реализуется Экологическая функция государства. Загрязнение воздуха и водных источников; повышение уровня радиации; угроза растительному и животному миру, здоровью и жизни человека, захоронение ядерных и химических отходов — вот далеко не полный перечень экологических проблем современной России. Глобальный масштаб экологических проблем требует решительных действий государства, направленных на решение насущных вопросов охраны природы. Правовой основой осуществления экологической функции государства является Конституция РФ. В ст. 42 предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Статья 58 закрепляет соответствующую обязанность каждого заботиться о благоприятной окружающей среде и природных ресурсах. В реализацию конституционных норм приняты федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О недрах», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения», «Об охране атмосферного воздуха», Лесной и Водный кодексы РФ. Целый ряд государственных органов специально уполномочены непосредственно осуществлять экологическую функцию. Прежде всего, это Министерство природных ресурсов РФ, осуществляющее нормативно-правовое регулирование в данной сфере. Ему подведомственны федеральная служба по надзору в сфере природопользования, федеральные агентства водного и лесного хозяйства, агентство по недропользованию. В рамках данной функции государство устанавливает правовой режим природопользования, регулирует обязанность исполнять природоохранное законодательство, принимает меры по предотвращению и ликвидации природных и техногенных катастроф. Функция развития культуры, науки и образования. Вместо ранее существовавшей коммунистической идеологии, в настоящее время Конституция России провозглашает политическое и идеологическое многообразие. Закреплено, что никакая идеология не может быть признана в качестве государственной или обязательной. Идеологическая и культурная свобода получает свое развитие в ст. 44 Конституции, где закреплено, что каждому гарантируется свобода лите ратурного, художественного, научного, технического, и других видов творчества, охрана интеллектуальной собственности. Данная функция осуществляется в нескольких направлениях. Во-первых, это государственная поддержка развития культуры. Государство оказывает содействие развитию литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, библиотек, физической культуры и спорта. Во многом за счет государственной финансовой поддержки до сих пор существуют многие учреждения и памятники культуры. Огромное значение в этой связи имеет сохранение историко-культурного наследия, памятников истории и архитектуры. Многие из них находятся в удручающем состоянии, без государственной помощи им не выжить. Необходимо разработать и внедрить эффективные меры поощрения меценатов и организаций, оказывающих реальную поддержку развитию культуры. Во-вторых, это государственная поддержка науки. Много разговоров ходит вокруг необходимости интеграции науки в новые рыночные условия, использования научного потенциала для развития экономической системы России. Безусловно, это очень важно, в этом направлении достигнуты значительные успехи. Образовано множество научных экономических школ и институтов, активно помогающих реформам. Но не нужно забывать о фундаментальной науке. Россия достигла больших успехов во многих научных областях, необходимо сохранить и приумножить достижения российских ученых. Для этого требуется всемерная государственная поддержка научных центров, финансирование научных программ, развитие грантовых проектов. Большая проблема для России — «утечка мозгов», отъезд российских ученых на запад. Решение ее кроется в создании условий для работы на территории России, поощрение научной инициативы. Третьим направлением в осуществлении этой государственной функции является развитие образования. Российское образование является одним из лучших в мире, но существует достаточно проблем в образовательной сфере. Одна из них — проблема государственного высшего образования. В ходе реформы предполагается максимально сократить количество государственных вузов, остальные вузы сделать негосударственными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Резкий переход к этому опасен падением качества образования, лишением возможности для реализации права на образование социально неимущих слоев населения. Четвертое направление это обеспечение свободы деятельности средств массовой информации: радио, телевидения, печатных изданий. В соответствии со ст. 29 Конституции, цензура запрещена. Государственное регулирование свободы мысли и слова может иметь различные крайности, от жесткой цензуры до полной безнаказанности. Для предотвращения этих крайностей требуется продуманная государственная политика, сочетающая различные методы регулирования этой сферы. Правовой основой функции государства по развитию культуры, науки и образования являются: основы законодательства РФ о культуре, чаконы РФ «Об образовании», «О ввозе и вывозе культурных ценностей», «О средствах массовой информации»; федеральные законы «О стаусе наукограда в Российской Федерации», «О народных художественных промыслах», «О государственной поддержке кинематографии в РФ и др.
Признаки монархии
• Наследственность верховной власти предполагает, что монарх получает свою власть по наследству. В мире существует несколько систем престолонаследия, которые используются в различных сочетаниях. Причем, несмотря на преобладание наследования по закону, иногда используется и наследование по завещанию. В частности, в арабском мире нередки случаи, когда монарх еще при жизни назначает себе наследника из числа сыновей или ближайших родственников. Несменяемость власти монарха. Монарх занимает свой пост пожизненно, это неизменный атрибут монархии. В зависимости от времени вступления на престол, монарх может быть главой государства на протяжении многих десятилетий. Иногда под влиянием определенных обстоятельств монарх добровольно отрекается от престола. Когда монарха силой вынуждают покинуть трон, это называется низложением. • Безответственность главы государства. В государственно-правовой традиции большинства монархических государств существует принцип: «Монарх не может быть неправ». Ответственность монарха обычно перекладывается на правительство, вводится институт «контрасигнатуры». Данный признак сложился исторически в силу особого статуса монарха, его авторитета и величия. Первые монархии возникли несколько тысячелетий назад и существовали в форме восточных деспотий, когда власть монарха обожествлялась, монарх рассматривался в виде наместника бога на земле, а иногда сам отождествлялся с богом.
Первые монархии возникли несколько тысячелетий назад и существовали в форме восточных деспотий, когда власть монарха обожествлялась, монарх рассматривался в виде наместника бога на земле, а иногда сам отождествлялся с богом. Монархии бывают двух видов: абсолютные и ограниченные. При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью, концентрирует в своих руках все рычаги управления государством, является источником законодательной власти и исполнительной власти, выступает в качестве высшего судьи. Абсолютные монархии получили наибольшее распространение в Средние века, когда, сменив период феодальной раздробленности, были созданы централизованные государства. Абсолютная монархия существовала и в России на протяжении всего монархического этапа ее истории. Так согласно Воинскому уставу Петра I, государь являлся самовластным монархом, «который никому на свете о своих делах отвечать не должен». В настоящее время абсолютные монархии сохранились в ряде государств Среднего и Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане. Монархи этих стран являются полновластными главами государств со всеми присущими этому атрибутами, сосредоточением законодательных и исполнительных полномочий, командованием Вооруженными силами; они имеют статус верховного судьи. В ряде случаев монархи в абсолютных монархиях являются и главой духовенства, совмещая и светскую и духовную власть. В этом случае говорят о существовании теократической монархии. Ограниченные монархии. Ограниченные (конституционные) монархии встречаются гораздо чаще, чем абсолютные монархии. Например, все европейские монархии по форме правления являются конституционными. Ограничение власти монарха традиционно связывают с деятельностью парламента — законодательного и представительного органа государственной власти. Поэтому ограниченные монархии чаще всего существуют в форме парламентских монархий. Парламентские монархии характеризуются серьезными ограничениями фактического статуса монарха. Законодательная власть в парламентских монархиях принадлежит парламенту, исполнительная власть принадлежит правительству, подотчетному и подконтрольному парламенту. Монарх по конституции сохраняет формальные полномочия главы государства, например полномочия по формированию правительства ил и по наложению вето на принятые парламентом законы, но данными полномочиями не пользуется. Например, подобная форма правления сложилась в настоящее время в Великобритании, где монарх не пользуется своими властными полномочиями без согласования с парламента Сложилось устойчивое выражение, что монарх царствует, но не правит. По отношению к некоторым парламентарным монархиям в последнее время стал применяться термин символичные монархии. Например, в Японии император уже на протяжении последних полвека не имеет никакой сколь-нибудь значимой роли в управлении государства, а играет роль тысячелетнего символа нации, поддерживая японские традиции и обычаи. Помимо парламентарных монархий, к ограниченным монархиям относят также дуалистические монархии, существующие, например, в Марокко, Иордании, Кувейте. Характерной чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Законодательная власть находится в руках парламента, исполнительная власть в руках монарха, который формирует правительство. Данная форма правления достаточно часто приводит к парламентскому кризису и противоречиям между монархом и парламентом, влекущим роспуск последнего. Дуалистическая монархия являет переходным этапом между абсолютной и парламентарной монархией.
Преимуществами монархии как формы правления обычно называют: - Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе псевдодемократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный; - Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью. - Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну. По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества: - Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти; - Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой; - При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства; - При монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной; - Монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство. По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества: - Монархи обычно более уверены в прочности своей власти, поэтому они меньше склонны к массовым политическим репрессиям; - После смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений. Недостатками монархии называют: - Если в демократической республике власть сменяется путём выборов, то в монархии — после смерти монарха. Поэтому нередко наследники престола убивают монарха и/или других претендентов на престол для получения власти, в то время как в республике для тех же целей используют агитацию среди народа. - Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей; - Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;
Республика
Первые республики появились в античный период. Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц — аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Для республики характерны следующие отличительные признаки: • Выборность верховной власти. Главой государства в республиках является, как правило, президент, который избирается либо населением, либо парламентом. • Сменяемость верховной власти. Она выражается в четко определенном сроке полномочий главы государства, который составляет в среднем 4-5 лет. Практически во всех республиках по конституции главе государства запрещено занимать свой пост более двух сроков. • Ответственность главы государства. В определенных конституцией случаях глава государства несет конституционную ответственность и может быть отрешен от должности. Президентская республика. Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства, отсутствие института парламентской ответственности правительства, внепарламентский метод избирания президента и формирования правительства, ответственность правительства перед президентом, сосредоточение в реках президента огромной политической, военной, социально-экономической власти; отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству.
Парламентская республика. Парламентские республики (Италия, Германия, Индия) характеризуются особым порядком формирования правительства. Правительство формируется в результате парламентских выборов партиями, обладающими большинством в парламенте. При этом правительство может быть как однопартийным, так и коалиционным. Председателем правительства в парламентской республике является, как правило, лидер партии, победившей на парламентских выборах. Правительство несет перед парламентом политическую ответственность. В определенных конституцией случаях парламент может объявить правительству вотум недоверия. Президент в парламентской республике избирается либо парламентом, либо особой коллегий представителей с участием депутатов парламента. Формально он обладает значительными полномочиями, но фактически их не использует. По своим признакам парламентские республики схожи с парламентарными монархиями.
Смешанная республика В последнее время классические формы республики не всегда обеспечивают четкое взаимодействие высших органов государственной власти. Для устранения этих противоречий создаются смешанные (парламентско-президентские) республики (Франция, Россия). Правительство в таких республиках формируется с участием и президента, и парламента, и несет перед ними ответственность. Например, по Конституции РФ Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Правительство РФ несет ответственность и перед Президентом и перед Федеральным Собранием РФ. Для поддержания баланса различных ветвей власти в смешанных республиках предусматривается взаимная политическая ответственность президента и парламента. На протяжение долгого времени в России существовала особая форма республики — советская республика. Для нее было характерно, что верховными законодательными, распорядительными и контрольными органами власти являются советы на всех уровнях, которые организационно соподчинены. Такая форма республик значительно отличается от парламентских республик и в настоящее время существует только в некоторых государствах социалистического типа (Китай). Помимо классических форм правления в современном мире выделяются и нетрадиционные формы, которые обычно именуют смешанными формами. Так в некоторых республиках президент как глава государства занимает свой пост неограниченное время, его полномочия периодически продляются без проведения выборов. Данное положение позволяет ему достигнуть неограниченной власти, выражением которой будет являться его безответственность. Подобные признаки говорят о наличии «монархической республики». Обратным примером может являться система выборности монарха, существующая в Малайзии, где князь избирается на съезде сроком на пять лет.
|