Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники налогового права ЕС.
Не отличается от системы источников права ЕС. Виды источников: 1) Учредительные договоры. Как источник налогового права они представляют интерес, потому что закрепляют правовые принципы, применяемые к регулированию налоговых отношений и содержат правовые положения, на основе которых принимаются акты вторичного права. a. Принцип субсидиарности (ст. 5 Договора о ЕС, часть Лиссабонского договора). Как общий принцип появляется в 1992 г. (Маастрихтский договор), причем определения не дается. Принцип субсидиарности означает, что по вопросам, которые выходят за пределы исключительной компетенции ЕС, при наличии определенных условий ЕС может принимать решения (напр., по поводу национального прямого налогообложения). Был принят специальный протокол о принципах пропорциональности и субсидиарности к Лиссабонскому договору. Принцип означает: · возможность расширения сферы деятельности ЕС за пределами исключительной компетенции; · любые действия институтов ЕС (совета, комиссии) на основе этого принципа должны иметь преимущественно правовую форму директивы, содержащую рамочные положения; · любые действия институтов ЕС должны предусматривать максимально широкую свободу принятия решений на национальном уровне с учетом традиций государств-членов; · любая законодательная инициатива (в основном с ней выступает комиссия) должна проходить проверку на предмет ее соответствия требованиям этого принципа, которые заключаются в том, что решения на уровне ЕС должны быть более эффективными, чем на национальном уровне.
Протокол. Основные позиции-принцип субсидиарности означает: · возможность расширения сферы деятельности ЕС за пределами исключительной компетенции · любые действия института ЕС на основе принципа субсидиарности должны иметь преимущественно правовую форму директивы, содержащую рамочные положения · любые действия ЕС на основе принципа субсидиарности должны предусматривать макс широкую свободу принятия решений по их реализации на национальном уровне с учетом сложившихся традиций гос-в · любая законодательная инициатива на основе принципа субсидиарности должна проходить проверку на предмет ее соответствия требованиям этого принципа(требования- решения на уровне ЕС должны быть более эффективными, чем на уровне гос-в). Принятие НПА: · Общая законодательная процедура · Специальная законодательная процедура (налоговое законодательство). Комиссия ЕС разрабатывает проект. Комитет ЕС принимает решение после консультации с Европейским парламентом. Затем рассматривается в европейском парламенте, принимается уже в Совете Министров ЕС единогласно. b. принцип запрета дискриминации по признакам гражданства(Лиссабонский договор)- общий принцип права ЕС. Конкретизируется в 2 специальных принципах: · запретное введение обязательных платежей заменяющих таможенную пошлину(ст 35 Договор о функционировании ЕС(2 часть Лиссабонского договора). · запрет на дискриминацию товаров и услуг одного гос-ва члена на тер-рии другого гос-ва члена путем введения дополнительного по сравнению с местным налогообложения(ст 110-112 договор о функционирование ЕС). Например, Решение суда ЕС- дело Шумахера: имеет место дискриминация, так как гр Бельгии не мог воспользоваться льготами в Бельгии и в Германии тоже не мог, в отношении его был установлен дискриминационный характер. Это решение стало прецедентным. c. учредительные договоры закрепляют правовые положения, которые являются базовыми для актов вторичного права. Это статьи договора «о функционировании ЕС», на основе которых принимаются налоговые положения: · ст 113(до этого было 5 статей)- правовые основы механизма гармонизации законодательства о косвенных налогах. На основе этой статьи были приняты все директивы, касающиеся косвенных налогов. · Ст 115-правовые основы механизма сближения или гармонизации законодательства гос-в без указания какой-л конкретной области интеграции. Эта статья стала базовой ля принятия первый директив о прямых налогах. Налог- безвозмездный платеж(нет встречного удовлетворения), всегда устанавливается и изменяется законом, сбор-возмездный, не всегда устанавливается законом. Но в некоторых европейских странах вносятся изменения путем в налоговое законодательство принятия акта делегированного законодательства. Делегированное законодательство не используется налоговым законодательством. Акт ультравирус-за пределами полномочий гос-ва.
2) нормативные акты вторичного права- регламенты, директивы, решения. · Регламенты – акт общего характера и прямого действия, о чем говорится в учредительном договоре. Для его введения в национальное законодательство особых процедур не требуется, как правило, регламенту предшествует преамбула, а сам текст переносится в национальное законодательства. Наиболее подходящая форма для сближения национального законодательства. Как источник налогового права регламент используется редко, так как основной принцип налоговой политики- гармонизация законодательства, тем не менее есть ряд регламентов, которые являются источником права ЕС(регламент совета об уставе европейской компании- есть отсылочные нормы к национальному налоговому законодательству, или регламент в форме которого был утвержден Таможенный кодекс ЕС, соответственно нормы его заменили нормы национального законодательства, которые регулируют таможенное законодательство). · Директива. Это НПА, который предусматривает цели, которые должны быть достигнуты, сроки, в течение которых это нужно сделать гос-вам и оставляет на усмотрение гос-в способы и формы достижения этих целей. Не все директивы обладают прямым действием, только те, которые предусматривают конкретные права и обязанности субъектов, регулируемых директивой отношения, директива может содержать только рамочные отношения. Для гармонизации национального законодательства директива подходит больше всего. Если сроки, в течение которых положение директивы должны стать частью национального законодательства, нарушены, то могут быть штрафные санкции, если Комиссия подаст в суд на гос-во «О неисполнении сроков», но обычно гос-ва этого не допускает, так как если директива вовремя не исполнена, то в соответствии с принципом интегрированности, то нормы, содержащиеся в директиве, будут считаться действующим правом гос-в, если они предусматриваются конкретные обязанности сторон, регулируемых отношений. Директива принята и содержит единые требования по конкретным налогам гос-в членов- это основополагающая директива. В нее могут вносится изменения после принятия. Теперь могут возникнуть вопросы об изменении еще-принимается новая директива, таким образом, принимается еще нное кол-во директив. Такие директивы делятся на 2 группы: основополагающие и дополняющие. · Решения как вид правового акта. Решения могут приниматься по специальным вопросам, имеющим общее значение для всех гос-в, и по вопросам, которые затрагивают вопросы отдельных гос-в- РЕШЕНИЯ СОВЕТА ЕС(Совета Министров). Спец вопросы: например, Решение №70/243 «О замене финансовых взносов гос-в-членов собственными доходами сообществ». 3) Решение суда Европейского союза. Не все решения являются источниками, только те, которые принимаются в преюдициальном порядке- решения по вопросам права, они содержат разъяснение и толкование норм права ЕС, эти решения имеют значение прецедента. Преюдициальный порядок- когда возникает налоговый спор, этот спор доходит до национального суда, если при рассмотрении спора суду нужно использовать норму права ЕС, в этом случае национальный суд обращается в Европейский суд для того, чтобы второй разъяснил статью. Это разъяснение суда ЕС-является решением в преюдициальном порядке, которое имеет значение прецедента. Решения, в которых суд сформулировал принципы права ЕС-принцип прямого действия права ЕС, дело Вангент 1964 г+ принцип верховенства права ЕС был сформулирован судом, дело Коста против Энель 1964 г. · решения, в которых Суд сформулировал правовые положения, не закрепленные в качестве принципов в учредительных договорах, но ставшие таковыми в правоприменительной практике (например, принципы верховенства и прямого действия права ЕС) Решения, в которых суд сформулировал принципы права ЕС-например, принцип прямого действия права ЕС, дело Вангент 1964 г+ принцип верховенства права ЕС был сформулирован судом, дело Коста против Энель 1964 г.
· решения, в которых Суд, на основе положений учредительных договоров, сформулировал запреты в форме принципов, применяемых к налоговым отношениям, возникающим в рамках ЕС в связи с любой деятельностью, результаты которой являются предметом налогообложения (запрет тарифных и нетарифных ограничений на границах внутри ЕС; запрет дискриминации по признаку гражданства): например, Запрет тарифных и нетарифных ограничений на границах внутри Союза означает запрет на взимание таможенных пошлин и иных равнозначных сборов (ст. 30 ДФЕС), и запрет на количественные ограничения импортируемых товаров или иные равнозначные меры (ст. 34-37 ДФЕС)(посмотреть дело Кассис де Дижон.)+ Запрет дискриминации по признаку гражданства означает неправомерность разного правового режима резидентов и нерезидентов из других государств-членов ЕС при налогообложении их доходов.
4) Общие принципы права ЕС- связующее звено между источниками права, общими принципами права ЕС являются правовые принципы, сформулированные в виде прав и свобод Конвенции 1951 и соответствующие положения Конституция гос-в членов ЕС. Основные правовые принципы права ЕС, закрепленные в договоре: · Принцип господства права · Принцип приоритета прав человека в отношении других положений
|