Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой механизм гармонизации налогов государств членов ЕС. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Правовое регулирование налогов во многом определяется сложившимися подходами к проведению интеграционной политики и выбором наиболее эффективных правовых средств достижения целей, установленных в учредительных договорах. Соответственно, правовой механизм регулирования налогов в ЕС представляет собой совокупность правовых средств, выбор которых определяется целями налоговой политики и соотношением налоговых полномочий институтов ЕС и государств-членов. В основе налоговой политики лежит принцип гармонизации. Принцип гармонизации. Первым объектом гармонизации-зако-во гос-в о косвенных налогов, так как косвенные налоги связаны со свободным движением товаров и услуг. Был принят Таможенный комплекс, далее стоял вопрос об индивидуальных и универсальных акцизах. Первые директивы были приняты в отношении индивидуальных акцизов. Акциз-налог, который включен в цену товаров. Наибольшие доходы гос-во получает от табачных изделий, алкогольных напитков, минеральные масла, электричества. 1. Директивы в отношении акциз. Табачные изделия стали первым видом товаров, в отношении которых были приняты директивы, направленные на гармонизацию законодательства об акцизах: Директивы Совета от 1972 года и от 1979 года. Основным объектом гармонизации стала структура налога, в частности предмет налогообложения-установление единой номенклатуры табачных изделий для всех сообществ+ налоговые ставки-установить мин налоговые ставки, ниже которых гос-во не имеет право устанавливать акцизы. Вторым видом товаров, в отношении которых были приняты директивы, направленные на гармонизацию акцизов, стали минеральные масла. Налогообложение минеральных масел регламентировалось двумя Директивы от 1992 года. Директивы определяли сферу применения (предмет налога) путем установления перечня товаров, подлежащих обложению данным акцизом, и виды налоговых льгот: освобождение от налогообложения и налоговые скидки. Государства-члены имели право вводить налоговые льготы по данным акцизам при особых условиях. При этом льготы должны были быть разрешены Советом, который принимал такое решение единогласно по рекомендации Комиссии. По мере развития интеграционных процессов предметом гармонизации становилось законодательство государств, устанавливающее акцизы не только на минеральные масла, но и на более широкий перечень товаров энергетического сектора. В 2003 году была принята Директива Совета от 2003 года в отношении налогообложения энергоносителей и электричества, отменившая Директивы от 1992 г.
Третьим видом товаров, в отношении которых были приняты директивы, направленные на гармонизацию акцизов, стали алкогольные напитки. Налогообложение алкогольных напитков регламентируется 2 Директивами от 1992 года, гармонизирующими, соответственно, структуру акцизов и ставки акцизов. Директивы применяются в отношении пива, вина, смешанных напитков и винного спирта. Налогооблагаемая база исчисляется в гектолитрах. При определении налогооблагаемой базы Директивы предусматривают возможность различных налоговых льгот и устанавливают минимальные налоговые ставки. Ставки пересматриваются Советом на основании доклада Комиссии каждые два года. В блоке принятых в 1992 году директив о гармонизации законодательства об акцизах особое место занимает Директива от 1992 года 92/12 об основных положениях для подакцизной продукции и ее хранении, перемещении и контролю над ней. В ней определен един срок и порядок уплаты акцизов для подакцизной продукции. Элементы налогообложения: 1. объект 2. предмет 3. налогооблагаемая база 4. порядок исчисления 5. факультативная налоговая ставка 6. налоговые льготы- факультативный элемент А с 2010 года – Директивой Совета 2008/118 заменяет Директиву 92/12. Она более подробно регулирует те вопросы, которые регулировала предыдущая. Принятие такой директивы было обусловлено необходимостью сформулировать общие для всех государств ЕС правила взимания акцизов на согласованные категории товаров в связи с их свободным перемещением на территории ЕС Нужно было определить где и когда возникает налоговая обязанность в связи с перемещением товаров. По общему правилу – обязанность уплаты акциза возникает с момента передачи товара в сферу потребления. Но прежде чем попасть на реализацию, товар должен быть маркирован. Для этой цели он помещается под режим налогового склада. Порядок создания и функционирования таких складов относится к национальному законодательству государств-членов ЕС. Соответственно, у каждой страны есть свои особенности, чтобы урегулировать это перемещение подакцизных товаров и была принята эта директива. Директива установила общие правила для регулирования режима налоговых складов на территории ЕС: 1) подакцизные товары могут свободно перемещаться между налоговыми складами на территории государств-членов ЕС. При этом налоговой обязанности не возникает. Действует режим отсрочки уплаты налога; 2) владельцы складов не несут налоговой обязанности в отношении подакцизной продукции. Обязанность возникает после передачи продукции в сферу потребления. Директива установила два принципа возникновения налогового обязательства: принцип налогообложения в стране происхождения (приобретения) товара(приобретение акцизных товаров для личного потребления); принцип налогообложения в стране назначения (поставки) товара(при коммерческой деятельности с подакцизными товарами). Эти правила являются общими для всех стран ЕС, соответственно, были внесены директивы, таким образом, установлен общий правовой режим для перемещения подакцизных товаров на территории ЕС. 2. Директивы в отношении НДС. Первая директив была принята в 1967 г. Носила общий характер: содержала требование заменить действующие налоги с оборота в единый налог на добавленную стоимость, закрепляла принцип исчисления НДС(взимается только с прироста стоимости товара), который отличается от принципа налога с оборота(взимается со всего оборота товаров, со всей новой цен товара, а не только с добавленной).
в результате была принята Директива Совета 2006/112 от 28 ноября 2006 года «Об общей системе налога на добавленную стоимость», которая заменила собой почти все предыдущее законодательство о НДС, в том числе и Шестую директиву. Новая директива о НДС представляет собой обширный нормативно-правовой акт, состоящий из 15 глав, 414 статей и 9 приложений. Директива 2003/48 - по процентам по вкладам. g Наиболее важный налогом с точки зрения гармонизации является налог на добавленную стоимость, т.к. он устанавливается на очень широкий круг товаров и услуг, и ставка в несколько процентов может давать такой доход, который может решить проблему дефицита бюджета. Чтобы общий рынок мог нормально функционировать, нужно было принять такое законодательство, которое не заменяя национальное законодательство изменило его настолько, что регулирование было общим и достаточным для удовлетворения общих интересов. Директива 2006/112 «Об общей системе налога на добавленную стоимость». Это подробный квази-закон. Все элементы налога на добавленную стоимость подробнейшим образом прописаны. Текст директивы фактически заменил все национальное законодательство о НДС. В 1990 были приняты 2 директивы по прямым налогам, где в преамбуле есть прямая ссылка на пункт учредительного договора ЕС (о гармонизации законодательства). В 2003 г. ссылаются на принцип субсидиарности, потому что к тому времени он стал общим принципом ЕС. Любые решения – нпа по прямым налогам в основе своей имеют принцип субсидиарности. Директива 90/434, принятая для урегулирования вопросов налогообложения компаний разных государств-членов, осуществляющих трансграничные операции по поглощению, разделению, передаче активов и обмену акциями. Такие операции компаний внутри одного государства имеют более благоприятный налоговый режим по сравнению с аналогичными операциями компаний разных государств-членов. Поэтому с целью создания в рамках ЕС условий, аналогичных условиям внутреннего рынка государств, было решено учредить общие правила, которые бы установили налоговые льготы по определенным трансграничным операциям компаний разных государств-членов. Директива определяет объект, субъекты и льготы по налогу на прирост капитала в той части, в которой это совпадает с ее целями. Она была заменена в декабре 2009 г. на директиву 2009/133. Директива 90/435 была принята для урегулирования вопросов налогообложения материнских и дочерних компаний, принадлежащих разным государствам-членам ЕС. Нормы налогового права, регулирующие отношения между материнскими и дочерними компаниями, принадлежащими разным государствам-членам, являются менее благоприятными по сравнению с положениями, действующими в отношении материнских и дочерних компаний одного государства. К тому же, регулирование этих отношений между компаниями разных государств-членов имеет существенные различия. Проблема, которую призвана была решить директива, заключается в том, что государство, в котором расположена материнская компания, вправе облагать налогом полученную от дочерней компании распределенную прибыль, что приводит к экономическому двойному налогообложению, так как государство местонахождения дочерней компании также вправе взимать с этой прибыли налог у источника. Таким образом целью Директивы является создание такого правового режима налогообложения материнских и дочерних компаний на территории ЕС, который бы не отличался от соответствующего режима на территории государства
|