Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гизо Ф. История Английской революции. Т. 1-2. Ростов-на-Дону, 1996
Каленский В.Г. «Билль о правах» в конституционной истории США (историко-критическое исследование). М., 1983 Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М., 1984 Мишин А.А., Василихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. М., 1985 Савельев В.А. Президент и принцип разделения властей: история и современность США // США. Экономика, политика, идеология. 1992, № 1 Страхов Н.Н. Основные закономерности становления буржуазного государства и права в Англии, Франции, Германии и Северной Америке. Харьков, 1978 Уэйн С. Действующая американская конституция // США. Экономика, политика, идеология. 1992, № 7
Методические рекомендации: Государство США образовалось в последней четверти XVIII в. на базе английских переселенческих колоний в Северной Америке. К началу войны за независимость существовало 13 английских колоний. Отвечая на первый вопрос, следует раскрыть особенности общественного строя и управления североамериканских колоний. Английские колонии делились на три типа: коронные, частновладельческие, самоуправляемые. Общественные отношения, складывавшиеся в колониях, в отличие от метрополии, не были построены на принципах сословного деления. Феодализм как общественно-экономическая формация не получил распространения в североамериканских колониях, здесь не существовало наследственной аристократии, цеховой организации ремесленного производства, торговых гильдий, других атрибутов, характерных для европейского феодализма. Рассматривая причины, ход и результаты войны за независимость, следует учитывать, что война решила задачи буржуазной революции. Этот процесс нашел отражение в таких правовых актах, как Декларация независимости 1776 г., Статьи Конфедерации 1781 г., Конституции 1787 г, Билль о правах 1791г. Рассматривая второй вопрос, необходимо проанализировать содержание Декларации независимости и Статей конфедерации. Декларация независимости была принята 4 июля 1776 г. на Втором Континентальном конгрессе. Документ сформулировал политические и юридические принципы, которые послужили революционными лозунгами. Декларация провозгласила разрыв политической власти между колониями и метрополией и признала колонии независимыми государствами. Декларацию независимости условно можно подразделить на две части. Первая часть содержит обоснование права колонистов на независимое существование, вторая – аргументацию в пользу необходимости использования права народа на выбор формы правления и правительства, которые более всего «могут способствовать его безопасности и счастью». Следует учитывать, что Декларация независимости 1776 г. стала важным эпохальным документом не только американской, но и мировой истории. Декларация впервые в истории права в основу формирующейся государственности положила принцип народного суверенитета. После войны за независимость, бывшие североамериканские колонии объединились в конфедерацию. Статьи конфедерации вступили в силу 1 марта 1781 г. Документ представлял собой международно-правовой договор, закрепивший создание союза 13 независимых государств в форме конфедерации. Следует отметить, что Статьи конфедерации не предусматривали за штатами права выхода из союза. Высшими органами управления союза стали Конгресс и Комитет штатов. В полномочия Конгресса входило – решений вопросов войны и мира; дипломатические отношения и международные договоры; регулирование денежного обращения, мер и весов, торговли, почтовое дело. К полномочиям Комитета штатов было отнесено: назначение должностных лиц конфедерации; формирование финансовой политики; установление численности конфедеративной армии. Следует рассмотреть права и ограничения, которые Статьи конфедерации закрепили для штатов. Студентам необходимо выявить причины перехода от конфедерации к федерации. Отвечая на третий и четвертый вопросы, необходимо изучить тексты Конституции США 1787 г. и Билля о правах 1791 г. Конституция США принята 17 сентября 1787 г. (ратифицирована 26 июля 1788 г.). Данная конституция стала первой в мировой истории конституцией, изложенной в письменной форме (исключая Статьи конфедерации и конституции штатов). Конституция США закрепила республиканскую форму правления в масштабе всей страны и в каждом из штатов и форму государственного устройства в виде федерации. Первоначально конституция состояла из преамбулы и 7 статей. Статья I закрепила структуру Конгресса, порядок формирования, права, привилегии и обязанности конгрессменов. 10 раздел статьи 1 содержит положения, ограничивающие законодательную власть штата. Статья II содержит положения, определяющие порядок избрания и отстранения от должности президента в случае нарушения им своих обязанностей. Статья III закрепила общую организация судебных органов во главе с Верховным Судом США. Статья IV предусматривает особые права федеральных органов, права граждан штатов. Статья V регламентирует порядок внесения и принятия поправок к Конституции. Статья VI закрепила верховенство на всей территории страны федерального законодательства, обязанности должностных лиц исполнительной и судебной власти США и отдельных штатов. Статья VII определила порядок ратификации и вступления в силу Конституции. Следует обратить внимание на то, что высшие органы власти и управления были построены на принципе разделения властей (хотя данный принцип прямо не декларируется) с системой «сдержек и противовесов». Государственное устройство сочетало сильную центральную власть со значительной автономией штатов в решении внутренних вопросов. Принципы, закрепленные в Конституции, были сформулированы достаточно гибко, что позволило в будущем приспосабливать их к изменяющимся обстоятельствам. Конституцией предусматривалась возможность ее дополнения и изменения путем внесения поправок. Принятые соответствующим образом поправки становятся органической частью конституции. Процедура принятия поправок достаточно громоздка: проект поправки должен быть одобрен двумя третями членов обеих палат Конгресса или общенародным Конвентом, созванным по ходатайству законодательных собраний двух третий штатов, затем ратифицирован законодательными собраниями или конвентами трех четвертей штатов. К формальным изменениям основного закона государство прибегало не часто: за всю историю США было внесено около 5 тысяч проектов поправок, но только 27 из них прошли все положенные стадии. Следует учитывать, что Конституция приобрела демократический характер после внесения в нее первых десяти поправок. Билль о правах 1791 г. закрепил определенный минимум гражданских прав и свобод. Билль был ратифицирован Конгрессом США 15 декабря 1791 г. В основу документа положена естественно-правовая концепция прав и свобод. Студентам необходимо уяснить суть внесенных поправок, так как они рассматриваются как демократическая реформа Конституции США. Поправка 1 декларирует политические свободы – слова, печати и собраний – в форме предписания, запрещающего конгрессу принимать какой-либо закон, который мог бы ограничить указанные свободы. Поправка также исключает возможность установления государственной религии, закрепляет право на «свободное исповедание» религии. Поправка 2 предоставляет гражданам право хранить и носить оружие. Указанное право связывалось с необходимостью иметь народное ополчение для защиты государства. Поправка 3 запрещает постой солдат в частных домах в мирное время без согласия владельца. Поправка 4 предоставляет право граждан на неприкосновенность личности, жилища, имущества, личных бумаг и документов. Как нарушение этого права поправка запрещала необоснованные аресты и обыски; для ареста или обыска необходим ордер, который выдается при наличии достаточных оснований. Поправка 5 установила, что привлечение к уголовной ответственности за тяжкое преступление (исключая дела военнослужащих) должно осуществляться Большим жюри. Поправка также запрещает повторное уголовное преследование за одно и то же преступление, принуждение человека давать показания против себя. Запрещается также безвозмездное отчуждение частной собственности для общественного пользования. Поправка 6 закрепляет процессуальные права обвиняемого при уголовном преследовании. В частности закреплено право на «скорый суд беспристрастных присяжных», право знакомиться с сущностью и основаниями обвинения, право на очную ставку со свидетелями обвинения, право на вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты. Поправка 7 закрепляет, что при производстве по гражданским делам в федеральных судах стороны имеют право на рассмотрение дела судом присяжных. Поправка 8 запрещает при уголовном преследовании лица требовать чрезмерные залоги, налагать чрезмерные штрафы, назначать «жесткие и необычные наказания». Поправка 9 устанавливает, что перечисленные в конституции права не должны толковаться как отрицание других, не указанных в конституции прав народа. Поправка 10 предоставляет штатам право сохранять все прямо указанные в конституции полномочия, которые не отнесены к компетенции федерации. После принятия Билля о правах 1791 г. к Конституции США был принят еще целый ряд поправок, которые отразили дальнейшее развитие государства и права США. Поправка 11 сохраняет за штатами и закрепляет иммунитет от судебного преследования частным лицом – гражданином другого штата либо гражданином или подданным иностранного государства. Поправка 12 закрепила новую процедуру избрания президента и вице-президента, которая заключается в следующем: выборщики избирают их отдельно тайным голосованием. Кандидат в вице-президенты должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты. Данная процедура действует в США и в настоящее время. Поправка 13 отменила рабство и подневольный труд, кроме тех случаев, когда последний может быть назначен как уголовное наказание (лишение свободы с обязательным привлечением к труду). Поправка 14 закрепила результаты гражданской войны. Поправка 15 запретила ограничение права голоса граждан по признаку расы, цвету кожи либо в связи с прежним нахождении в рабстве. Поправка 16 закрепила право за Конгрессом устанавливать и взимать налоги с любых доходов. Поправка 17 регулировала выборы в Сенат (верхняя палата Конгресса США). Поправка 18 ввела в стране «сухой» закон. Поправка 19 запрещала ограничивать право голоса по признаку пола. Поправка 20 установила сроки вступления в должность президента и вице-президента и начала первой сессии вновь избранного Конгресса. Поправка уполномочила Конгресс принимать законы, определяющие порядок замещения должности президента в определенных случаях. Поправка 21 отменила «сухой» закон. Поправка 22 ограничила двумя сроками пребывания на посту президента. Поправка 23 наделила жителей округа Колумбия правом участия в выборах президента США. Поправка 24 отменила налог на участие в федеральных выборах. Поправка 25 установила порядок преемственности президента и определила условия временного исполнения его обязанностей. Поправка 26 снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет. Поправка 27 установила, что решение Конгресса об увеличении вознаграждения конгрессменам вступают в силу со следующего созыва Конгресса.
|