Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 6.
СТРАНЫ ВОСТОКА (АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ) ГЛАВНЫЙ КАДИЙ – В арабском халифате (661 – 1250 гг.) помощник халифа в духовных делах, руководивший судом и религиозным просвещением. ДИВАНЫ (перс. – канцелярия, присутственное место) – В исламских государствах Средних веков и Нового времени центральные органы отраслевого управления. Возникли в арабском халифате периода Омейядов (661 – 750 гг.). ИДЖМА – Согласованное мнение мусульманских авторитетов по определенным вопросам. Рассматривается в качестве источника мусульманского права. (Оконч. оформл. в начале XI в.). ИДЖ - ТИХАД – Творческая разработка и толкование общих правовых и религиозных норм основателями исламских богословско-юридических школ. (Оконч. оформл. в начале XI в.). КИСАС – В исламском праве наказания за преступления против частных лиц, регламентировавшиеся на основе принципа кровной мести. КИЯС – Источник мусульманского права, представляющий собой умозаключение по аналогии. (Оконч. оформл. в начале XI в.). МАЛИКИТСКАЯ ШКОЛА – Направление исламской юридической теории и практики, основанное Маликом ибн Анасом (713 – 795 гг.). Основатель данной школы выступал за как можно более полную кодификацию всех норм шариата. ТАЗИР – В исламском праве наказания за менее тяжкие преступления. К ним, в частности, относились удары плетью, лишение права носить чалму, бритье головы, устное порицание, бойкот, предупреждение, вождение нарушителя по улицам в полуобнаженном виде и т.п. ТЕОКРАТИЯ (греч. theos – бог + kratos – власть) – Форма государства, сочетающая в себе совмещение духовной и светской власти в личности верховного правителя. Теократия сформировалась в арабском халифате (661 – 1250 гг.). Впоследствии данная форма государства существовала и в других исламских странах. ТЕФСИР – Источник мусульманского права, представляющий собой толкование священных текстов (Корана и сунны). (Оконч. оформл. в начале XI в.). УФР – Источник мусульманского права, представляющий собой совокупность обычаев и традиций, не противоречащих общему духу ислама. (Оконч. оформл. в начале XI в.). ФАРАИД – Мусульманская юридическая наука о долях в наследстве. ФЕТВА – Источник мусульманского права, представляющий собой решения уважаемых мусульманских деятелей и мыслителей. (Оконч. оформл. в начале XI в.). ХАЛИФ РАСУЛЬ АЛЛАХ (заместитель посланника аллаха) – Глава арабского халифата (661 – 1250 гг.), единого теократического государства. В лице халифа совмещались религиозно-духовные и светские начала руководства страной. ХАЛИФАТ – Арабское исламское государство, образованное пророком Мухаммедом (ок. 630 г.). Арабский халифат прошел в своем развитии периоды раннего государства (до 661 г.), государства Омейядов (Дамасский, 661 – 750 гг.) и государства Аббасидов (Багдадский, 750 – 1250 гг.). ХАНБАЛИТСКАЯ ШКОЛА – Направление в исламской правовой мысли, в соответствии с которым источником права может быть исключительно Коран. Основатель – Ахмед ибн Ханбаля (ум. В 855 г.). ХАНИФИТСКАЯ ШКОЛА – Одна из самых распространенных школ мусульманского права. Ее основателем явился ан-Нуман Абу Ханифа (ок. 696 – 767 гг.). Для данной системы характерно последовательное применение методов регулирования, основанного на личном авторитете уважаемых исламских мыслителей. ХУДУД – В исламском праве наиболее тяжкие наказания за преступления против аллаха и мусульманской общины. Среди худуд смертная казнь, отсечение конечностей, бичевание. ШАРИАТ (араб., букв. – надлежащий путь) – Основанные на Коране и других источниках, нормы мусульманского права, исламские религиозные законы. Шариату, как изначально феодальному праву, присущи партикуляризм, неопределенность, противоречивое содержание, сложность и громоздкость структуры. ШАФИИТСКАЯ ШКОЛА – Направление в исламской правовой теории и практике, основанное имамом Мухаммедом ибн Идрис аш-Шафаном (ум. в 820 г.). Шафииты ограничивали возможность применения личного мнения уважаемых исламских мыслителей, возведя при этом в ранг непогрешимого решения согласованное мнение всех членов мусульманской общины. ЭМИРЫ (вали, амиры) (араб. амир – повелитель) – В арабском халифате (661 – 1250 гг.) главы административных районов, назначавшиеся халифом.
|