Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возвышение исполнительной власти
Во второй половине XIX в. кабинет министров, ставший с помощью парламента высшим органом исполнительной власти, начинает возвышаться над самим парламентом. Этот процесс был обусловлен рядом обстоятельств. Верховенство парламента утверждалось в то время, когда его социальная база была весьма узкой. Такому парламенту можно было без опасения вручить всю полноту законодательной власти и контроль над исполнительной. Реформа 1867 г. предоставила возможность новым элементам влиять на парламент. Это обстоятельство заставило господствующие классы подумать о сужении полномочий парламента, которые могли быть использованы в интересах демократии. Кроме того, медлительность английского парламента не отвечала бурной экономической и общественной жизни конца XIX в. Расширяющиеся и умножающиеся задачи государственного управления требовали быстрых решений, чего не мог обеспечить парламент. Изменение порядка парламентского делопроизводства было попыткой приспособить старую парламентскую машину к новым условиям. В 1887 г. было введено правило закрытия прений, что свело на нет одну из важнейших парламентских вольностей. Теперь любой депутат в любой момент мог внести предложение о постановке дебатируемого вопроса на голосование. В случае отсутствия возражений со стороны спикера предложение голосовалось и считалось принятым, если за него высказалось большинство присутствовавших депутатов, но не менее 100. Появились и другие способы прекращения прений. Это так называемая «гильотина», сущность которой заключается в том, что палата заранее назначала день и час, когда спорный вопрос должен быть поставлен на голосование. В 1909 г. спикеру было предоставлено право выбирать по собственному усмотрению те поправки, которые подлежат обсуждению, и отводить остальные (такой метод получил название «кенгуру-гильотина»). В результате этих нововведений парламентская дискуссия почти перестала существовать. С 80-х годов XIX в. не менее 9/10 времени заседаний палаты общин отводилось на обсуждение биллей, исходящих от правительства. В результате законодательная инициатива оппозиции оказалась близкой к нулю. Но ограничения коснулись не только оппозиции, депутаты большинства также оказались ограниченными в своей возможности обсуждать деятельность кабинета министров. Все это привело к усилению роли верхушки правящей партии, т. е. кабинета министров. По отношению к правящей партии кабинет — это центр, которому обязан повиноваться каждый член партии. Кабинет министров все более укреплялся в роли действительного законодателя, который, кроме того, осуществлял руководство аппаратом управления. В результате основное условие английского парламентаризма — правило ответственности кабине- та — потеряло свое значение. Парламент уступил свое ведущее место в политической системе кабинету министров. Новое положение палаты лордов. Реформа 1911 г. По своему социальному составу палата лордов была оплотом аристократии и являлась по сути дела продолжением консервативной партии в парламенте. Когда консерваторы оказывались в меньшинстве и терпели поражение по какому-либо важному вопросу, палата лордов, используя свою сдерживающую функцию, обеспечивала защиту одной из борющихся сторон. Тем самым извращался истинный смысл двухпалатной системы. Это не могло не беспокоить либералов, стремившихся преобразовать палату лордов либо добиться ее роспуска. В результате борьбы либералов с палатой лордов появился Акт о парламенте 1911г. Согласно этому Акту нефинансовый билль, прошедший палату общин в трех последовательных сессиях и всякий раз отвергавшийся палатой лордов, после третьего -раза направлялся на королевское утверждение, минуя палату лордов, при условии, что между вторым чтением в первой сессии и последним чтением в третьей сессии прошло не менее двух лет. Проведение финансовых биллей вовсе не требовало согласия палаты лордов. Характер билля определял спикер палаты общин. Этим же Актом устанавливалась продолжительность парламентской легислатуры в пять лет. Реформу 1911 г. нельзя объяснить лишь борьбой партий. Ее проведению способствовали и усиление позиции кабинета министров, и изменение социального состава палаты лордов. К началу XX в. произошло слияние родовой аристократии и буржуазии при явном преобладании последней. Буржуазия, не отказываясь полностью от верхней палаты, делала ставку на сильный кабинет министров, который при слабой нижней палате имел возможность достаточно полно обеспечить ее интересы. В 1911г. было также введено вознаграждение членам палаты общин.
|