Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третья республика после первой мировой войны






Основные черты развития. По Версальскому договору 1919г. Франция, будучи страной-победительницей, получила провинции Эльзас и Лотарингию, часть германских колоний и большую часть германских репараций. Промышленность и особенно сельское хо­зяйство развивались большими темпами. Франция продолжала ос­таваться крупной колониальной державой. В то же время первая мировая война подорвала положение французского финансового капитала и Франция превратилась в страну-должника. Она задолжала США более 4 млрд. долл. Экономический кризис, поразивший США, также отразился и на экономике Франции. Социальные отношения в стране были также нестабильные. В 1920г. социалистическая партия раскололась на социалистов и коммунистов. Несмотря на это, во Франции продолжала действовать конституция 1875 г., которая позволяла учитывать конкретно сложившуюся обстановку.

Избирательные реформы. В 1919 г. был принят избирательный закон, который предусматривал сочетание принципов мажоритарной и пропорциональной систем, что означало выборы каждым департа­ментом одного депутата от 75 тыс. жителей, а число депутатов зави­село от количества населения, проживавшего в департаменте. Вмес­те с тем были сохранены старые избирательные округа. В 1927 г. приостанавливается мажоритарная система выборов в полном ее объе­ме. Вся Франция и ее заморские владения делились на 612 избирательных округов. Коренные жители колоний не получили избира­тельных прав. С середины 30-х гг. парламент почти ежегодно наделял правительство чрезвычайными полномочиями и эти полномочия оказывались в руках высшей бюрократии. Роль парламента была ослаблена в контроле над правительством. В сентябре 1939 г. была объявлена война Германии в нарушении ст. 9 конституционного за­кона от 19 июля 1875г., что свидетельствует о чрезвычайно низкой в то время роли парламента страны.

Конец Третьей республики. После наступления немецко-фашистских войск в мае 1940 г. французская армия потерпела поражение. Франция была разделена на две неравные части. Первая, большая часть была оккупирована Германией, а вторая, южная со столицей в городе Виши, была сохранена с институтами французской государственности. В но­ябре 1942 г. и эта часть Франции была оккупирована Германией.

2. Четвертая республика Комитеты и правительство Национального сопротивления. Генерал Ш. де Голль, находившийся в июне 1940 г. в Англии, осно­вал и возглавил движение «Свободная Франция», позже получившее название «Сражающаяся Франция». Летом 1943г. создается единый Французский комитет национального освобождения, который позже был преобразован во временное правительство Франции во главе с де Голлем. К концу 1944 г. Франция была в основном освобождена от немецко-фашистских войск.

Учредительные собрания. В августе 1945 г. по инициативе вре­менного правительства во Франции состоялся референдум о будущем государственном устройстве страны. В ходе референдума 96, 4 % го­лосовавших высказались за принятие новой конституции, а 66, 3 % — за последующее утверждение конституции народным голосованием. В апреле 1946 г. завершилась работа над проектом конституции. В ходе референдума этот проект был отклонен. По результатам рефе­рендума были проведены новые выборы в Учредительное собрание, которое выработало новый проект конституции. В октябре 1946 г. про­ект конституции был утвержден референдумом.

Конституция 1946 г. По вновь принятой Конституции учреж­далась парламентская республика. Парламент формировался из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Принятие законов явилось исключительной прерогативой парламента. Прези­дент республики являлся высшим представителем государственной власти. Срок его полномочий составлял 7 лет. Он мог быть переиз­бран парламентом повторно, еще на 7 лет. Совет министров осуще­ствлял непосредственное управление страной. Министры несут коллективную ответственность перед Национальным собранием за общую политику кабинета. Местное управление было сохранено. Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских конституций. Особенностью Конституции 1946г. явилось: ограничение прав верхней палаты, право принимать зако­ны было предоставлено лишь Национальному собранию и не устанавливалась сильная независимая от парламента президентская власть.

Конституционные реформы. В 1951 г. было отменено избрание членов Национального собрания исключительно по системе пропор­ционального представительства и введена мажоритарная система выборов. Совету республики были предоставлены почти все права и полномочия довоенного Сената. Власть правительства усиливается за счет независимости от парламента.

3. Пятая республика. Конституция 1958 г. В апреле-мае 1958 г. во Франции резко активизировали свои силы правые группировки, требовавшие подав­ление национально-освободительного движения в Алжире. Это и по­служило непосредственной причиной отмены конституции 1946 г. Де Голлю были переданы чрезвычайные полномочия по составлению новой конституции. Это проект конституции был предоставлен на общенациональный референдум и одобрен большинством избирателен. С принятием Конституции 1958 г. считается рождение Пятой респуб­лики. Идея главенства президентской власти, которую отстаивал де Голль, нашла в Конституции свое воплощение. В ст. 5 Конституции указывается, что президент «...обеспечивает своим арбитражем нор­мальное функционирование государственных органов...» Президент получил чрезвычайно широкие полномочия. Премьер-министр по Конституции считается вторым лицом, которое обеспечивает исполнение законов и руководит кабинетом министров. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Сенат наделялся почти равными полномочиями с Национальным собранием и это воссоздает систему внутрипарламентских противовесов. По Конституции создаются Конституционный совет из 9 членов, которые наделяются полномочиями девять лет. В состав Совета пожизненно входят быв­шие президенты. Других членов Совета назначает президент и пред­седатели палат. Государственный совет осуществляет контроль над нор­мативными актами исполнительной власти. Таким образом. Конституция 1958 г. установила форму правления, в которой имеются элементы парламентской и президентской республики, но очевидно, что доминирует последняя. С 1962 г. президент стал избираться не­посредственно избирателями. Это еще больше укрепило его независимость от других конституционных институтов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал