Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соц.струк-ра и прав-е полож-е насел-я Др.Вавилона
Созданное Хаммурапи государство, названное Вавилонией в честь столицы, оно было большим, но не сильным. После его смерти Вавилон потерпел ряд тяжелых поражений от своих соседей и в 1595 году до н.э. оно было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет. Новый подъем Вавилон переживает в VII-VI вв. до н.э. Этот период определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского царства. При Навуходоносоре II это царство превратилось в державу. Это было время роста крупного земледелия расцвета рабовладельческих отношений, развития ремесла и торговли, строительства грандиозных, храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой царской власти было жречество. В Вавилоне сложилась четкая восточно-деспотическая форма правления, что особенно проявилось в период правления Хаммурапи. После смерти Навуходоносора Вавилоном в 539 г. до н.э. завладел персидский царь Кир II Великий. Государственное устройство Вавилона было характерным существованием отраслевых ведомств налоговая, дорожного строительства, ирригационная, финансовая, профессиональная армия, тайная полиция, суды, охранные отряды. Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. Все три ветви власти были в руках царя, но власть не была столь сильной. Снизу власть царя ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии – Ниппур, Сиппар и Вавилон - имели льготные грамоты, дававшие им некоторые привилегии. Граждан этих городов царь не имел права сажать в тюрьму, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы. Государственные органы подразделялись на центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. Очень высоко в Вавилоне ценились умелые и опытные чиновники, особенно писцы. Армия в Вавилоне была постоянной. Общественное устройство. Все население делилось на: а) свободных, б) рабов («вардум»). Рабы составляли низший общественный слой. Ими становились военнопленные, преступники, несостоятельные должники. Раб был всего лишь вещью, принадлежавшей хозяину. Они переходили из поколения в поколение, от одного хозяина к другому. Убийство или повреждение его здоровья возмещалось простым штрафом. Рабы делились по правовому статусу на: а) неоплатных должников (соплеменники); б) захваченные в плен (иноплеменники). Правовое положение соплеменников рабов было значительна мягче, их нельзя было убивать, истязать, причинять вред, они имели семью, имущество. Срок их долгового рабства по закону Хаммурапи не мог превышать трех лет. Иноплеменники были почти бесправны, их положение зависело от воли господина. Существовали и храмовые рабы, которые принадлежали храму, а также государственные строившие под контролем дороги, дворцы, поливные каналы и сооружения. Свободное население Вавилона, делилось на полноправных «авилум» и неполноправных «мушкену» (покорные). Полноправные свободные граждане «авилум», что в переводе с индоиранского означает - сын мужа, составляли основное население страны. Авилум владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. По закону Хаммурапи он не мог стать рабом-должником. Происхождение «мушкену» достоверно не выяснено. По одной из версий это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой – вольноотпущенники.
|