Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулиров-е имущ-х и брачно-семей-х отнош-ий по З.Хаммурапи






Правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) было ознаменовано созданием сборников законов. Первая кодификация была создана на втором году правления, но она не сохранилась.

Законы были выбиты клинописью на черном базальтовом столбе. Текст состоял из 282-х статей относящихся к концу царствования Хаммурапи. На лицевой стороне столба изображен коленопреклоненный царь Хаммурапи перед богом Солнца Шамашем (Мардуком) - покровителем суда.

Стелла была найдена французской археологической экспедицией в 1901 году в г. Сузы в Эламе к востоку от Вавилона и в настоящее время находится в музее Лувра (Париж). По документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала удалось восстановить всего 247 статей. Законник не имеет четкой структуры.

Текст законника делится на три части:

1) введение;

2) статьи;

3) заключение.

Условно его можно разбить на следующие части:

1) первые пять статей посвящены суду и преступлениям, связанным с отправлением правосудия;

2) во втором разделе (120 статей), которые регулируют вопросы приобретения и защиты собственности;

3) третий раздел (70 статей) посвящен браку, семье и наследованию;

4) в четвертом (20 статей) говорится о наказаниях за преступления против личности;

5) в пятом (70 статей) содержатся нормы, регулирующие трудовые процессы.

Законы Хаммурапи несовершенны с точки зрения их полноты и категоричности, но все случаи разбираются обстоятельно и в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морального элемента.

Характерной чертой Кодекса Хаммурапи является широкое применение талиона («равное за равное»), возникшего еще в первобытнообщинном строе, претерпевшего изменение и применяющийся между людьми равного общественного положения.

Во времена правления Хаммурапи была высоко развита частная собственность. Существовали разные виды земельной собственности: царские, храмовые, общинные, частные. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях источники не упоминают.

В законах Хаммурапи имеется ряд статей регулировавших аренду земли. Кроме аренды поля, сада упоминается о разных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Установлена не только плата за найм, но и ответственность в случае потери или гибели имущества.

Подробно законы регулировали договор займа, купли-продажи, хранения, товарищества, мены, поручения. Продажа земли, рабов, построек, скота осуществлялась в письменной форме на глиняных табличках при свидетелях.

Продавцом вещи мог быть только хозяин. Продажа имущества изъятого из оборота («илку») считалась недействительной.

Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда в случае уничтожения вещи или смерти раба.

Брак по закону Хаммурапи был действительным при наличии письменного договора между будущим мужем и отцом невесты. Отношения строились в семье на главенстве мужа. Отец мог продавать своих детей, отдавать в заложники за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Жена за измену могла быть жестоко наказана. Она была не совсем бесправна и могла иметь свое имущество, право на приданное, развод, наследование имущества мужа. Отец имел право лишать наследства сына, если он совершил преступление. Разрешалось усыновление детей.

Среди преступлений против личности называют неосторожное убийство, членовредительство. В случае причинения побоев взимался штраф.

К имущественным преступлениям относятся кража скота, рабов, укрывательство рабов, снятие с них клейма. Имущественные преступления карались сурово. Это и членовредительство, и огромный штраф, превышающий стоимость украденной вещи во много раз. В случае его неуплаты должника казнили.

Среди других преступлений законы называют кровосмешение (связь близких родственников). Преступлением считалось и действие, направленное на подрыв отцовской власти (сын, ударивший отца, лишался руки).

Целью наказания являлось возмездие. При наказании законодатель руководствовался принципом талиона. Основным видом наказания была смертная казнь, также утопление, посажение на кол, отрезание конечностей, языка, изгнание, штраф.

Дело начиналось по заявлению потерпевшего. Форма была письменной. Доказательством являлись свидетельские показания, клятвы, ордалии. Судья не мог изменить свое решение, иначе, он лишался своего места и уплачивал штраф в 12-кратном разм.суммы иска.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал