Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полит.знач-е реформ Солона и Клисфена






Реформы Солона. К началу VI века до н.э. противоречия в афинском обществе обострились, возникла угроза гражданской войны, и народ требовал перемен. В 594 г. до н.э. архонтом - полемархом Афин стал Солон - (знаменитый афинский реформатор и законодатель, один из «семи мудрецов», элегический поэт) получивший чрезвычайные полномочия.

Он принадлежал к знатному эвпатридскому роду Кодридов, а по матери был родственником Писистрата. В молодости он стал заниматься торговлей, много путешествовал и лично был знаком со знаменитейшими мудрецами того времени (Периандром Коринфским, Фалесом Милетским, Анахарсисом).

Свою реформу Солон начал с «сейсахфии (сисахтии)» («стряхивания бремени) - отмены долгового рабства с целью облегчения экономического положения народа. Сейсахфия состояла в отмене всех долгов и снятия с оказавшихся в закладе земельных участков камней, которые символизировали права кредиторов-заимодавцев (как своего рода вексели), которые обеспечивались землей или личностью должника (некоторые думают, что были уничтожены все вообще долги, но это сомнительно). Была произведена полная кассация долгов, долговое рабство объявлено вне закона. Те, кто за долги попал в личную зависимость, были освобождены. Солон принял меры и к тому, чтобы возвратить на родину по возможности всех, кто за долги был продан за пределы Аттики. Возможно, их выкупали за государственный счет, но точно на какие средства - неизвестно. Он запретил заключать долговые сделки, в которых долг обеспечивался бы личностью должника.

После сейсахфии Солон преобразовал государственное устройство, так как прежний строй уже не соответствовал новым условиям. Сейсахфия была единственной радикальной мерой Солона, во всей остальной реформаторской деятельности он выказывает склонность к «золотой середине», к умеренности, к возможному примирению новых требований с сохранением старого.

Законодательная деятельность Солона не ограничилась сейсахфией и реформой государственного устройства. Было реформировано все афинское право, за исключением уголовного, которое Солон оставил в том виде, как его установил Драконт. Он внес изменения, во-первых, в семейное и родовое право (были изданы законы о сиротах-наследницах, очень важный закон о наследовании, дозволивший при отсутствии детей распоряжение имуществом, но завещанию, чем нанесен был удар родовой замкнутости, и др.).

Он ограничил приобретение земли, чтобы воспрепятствовать скоплению ее в немногих руках, урегулировал отношения соседей по землевладению (например, запретил затенять посадками на границе землю соседа), установил некоторые правила, касающиеся торговли и пользования источниками воды.

Для улучшения материального положения демоса Солон запретил вывоз из Аттики сельскохозяйственных продуктов, в первую очередь хлеба. Поощрял вывоз оливкового масла и вина а, следовательно, и разведение этих культур. Преобразовал меры, вес и монету, допустил свободу ассоциаций для религиозных, торговых и других целей, принимал меры против роскоши (и в частности против роскоши женщин).

Из других законов Солона нужно отметить дозволение каждому приносить жалобы на несправедливость, причиненную далее лицу, совершенно постороннему для жалобщика, и требование, чтобы во время волнений, и междоусобия каждый примыкал к одной из борющихся партий. Кто не исполнял этого, подвергался атимии (цель этого закона заключалась в предохранении города от продолжительных смут и от захвата власти энергическим меньшинством).

Законы Солона были написаны на деревянных таблицах («кирбах»), заключенных в рамы, поворачивавшиеся на оси. Так как подлинный текст этих законов не сохранился, то трудно определенно указать, какие из них действительно были изданы Солоном и какие лишь впоследствии приписаны ему. Реформированное Солоном право оказалось живучее установленного им политического строя и оказало влияние на некоторые позднейшие законодательства (напр., на римские законы XII таблиц).

Политические реформы Солона включали в себя введение имущественного ценза при распределении граждан по разрядам. Все население Афин он поделил на четыре разряда по их имущественному положению. В качестве меры доходов была принята единица емкости зерна - медимн (52, 5 кг.).

Первыми были – «пентакосиомедимны» (пятисотники) это те, кто имел доход в 500 медимнов зерна, получавшие 300 медимнов, назывались всадники, они должны были содержать коня, зевгиты (крестьяне), имели 200 медимнов зерна и составляли тяжеловооруженную пехоту. Все остальные были феты, низшая имущественная группа граждан (мелкие земледельцы, арендаторы, поденщики, городская беднота). Феты освобождались от налога и составляли легковооруженную пехоту. Первые могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты могли быть архонтами. Феты были практически бесправны.

Солон сохранил деление общества на четыре филы и на базе фил создал новый государственный орган Совет четырехсот, избирая по 100 человек от каждой филы которые руководили подготовкой дел для рассмотрения Народным собранием принимавший законы. Он сохранил ареопаг, - который надзирал за соблюдением законов и контролировал деятельность Народного собрания.

Кроме этого Солон создал суд присяжных - гелиэю членами которой могли быть представителем всех четырех разрядов. Реформы Солона, несомненно, важную роль в становлении Афинского демократического государства.

Солон назначил изданным им законам столетний (по другим известиям десятилетний) срок и уехал из Афин. Возобновившаяся в Афинах борьба партий, в конце концов, привела к установлению тирании Писистрата, которой Солон пытался противодействовать. Когда тирания утвердилась, он все-таки остался в Афинах, где, по-видимому, вскоре и умер.

Реформы Клисфена. Падение тирании Писсистрата привела к власти Исагора, но проигравший ему Клисфен, много сделавший для падения тирании поднял народ на восстание и стал родоначальником афинской демократии и новых реформ. При Писистрате земледельцы аристократы отошли от политики. Демократическая партия состояла из прибрежных. Аристократия давила демос и Клисфен поставил задачу освободить их. Кроме этого его целью было разрушение старых политических группировок. Эти проблемы были решены путем административной реформы.

Клисфен разделил Аттику на три округа: город Афины с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из 10 равных частей - тритий (всего 30 триттий). Три тритии по одной из каждого округа создали филу, число которых стало равно десяти. Тритии состояли из дем. Фила состояла из городской, прибрежной и сельской демы. Центральные органы управления выбирались в филах. Появился Совет пятисот (по 50 от каждой филы).

Во главе демы стоял староста. Он созывал собрание граждан, руководил им, исполняя решения, заведовал кассой, собирал взносы и по окончании срока полномочий (1 год) отчитывался перед собранием.

Списки граждан составлялись по демам. Чужестранцы, проживавшие на территории демы, автоматически становились гражданами Афин. Кроме того, Клисфен создал новый орган - Коллегию стратегов по одному от каждой филы.

Чтобы сохранить новый порядок от покушений со стороны политических врагов Клисфен ввел понятие остракизма - от греч. «остракон» - черепок (суд черепков). Каждый имеющий право голоса писал на черепке имя человека опасного, по его мнению, для общества. Когда число черепков достигало 6-ти тысяч, он изгонялся из страны на 10 лет без конфискации имущества.

Реформа Клисфена завершилась победой демоса, в результате чего в Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической республики.

 

32)Тирания Писсистрата и его сыновей.

Солон правил 22 года, после чего отбыл из Афин, оставив свой пост. Граждане дали ему клятву не менять его законы в течение 10 лет. Известно, что еще до прихода к власти Солона афинское общество делилось на три политические партии: прибрежные - судовладельцы, торговцы, портовое население; горные - крестьяне и наемные рабочие; равнинные - богатые землевладельцы. Уход Солона с политической арены обострил борьбу за власть. Обитателей побережья возглавлял Мегакл из рода Алкмеонидов, равнинных жителей - Ликург, сын Аристолаида. Писистрат победивший в этой борьбе опираясь на демос и прибрежных, встал во главе третьей «партии» - «горцев».

Разыграв покушение на свою жизнь, он добился от народного собрания предоставления ему специальной личной охраны, вооруженной дубинами. С их помощью он, в 560 г. до н.э. захватил Акрополь и подчинил себе Афины. В 555 г. до н.э. противники изгнали его из города, но спустя шесть лет с «помощью» самой богини Афины (ее роль в разыгранном Писистратом спектакле сыграла некая Фтия) с триумфом вернулся в Афины. Еще через семь лет в 542 г. до н.э. новое обострение внутриполитической борьбы вторично приводит к его изгнанию. Лишь после десяти лет вынужденного отсутствия Писистрат окончательно в 532 г. до н.э. установил свое господство в Афинах.

Став афинским тираном, он провел реформы. Раздал сельской бедноте государственные земли, конфискованные у эвпатридов и дешевые кредиты (тягловых животных, сельскохозяйственный инвентарь, семенной материал), создал наемное войско, организовал общественное строительство рынка - агоры, водопровода, гавани порта Пирей и храмов, ввел 10-и процентный подоходный налог позднее сниженный до 5%.

Он сохранил все законы и органы, созданные Солоном. Чтобы крестьянин как можно меньше отвлекался от работ на земле, ввел разъездные суды, разбиравшие мелкие тяжбы на месте. Писистрат сам часто ездил по всей Аттике, лично способствуя соблюдению правопорядка и своевременному улаживанию имущественных споров. Те, кто получил увечья на войне, стали получать содержание от государства.

Афинское государство в правление Писистрата переживало экономический и культурный расцвет. Умирая, он передал власть сыновьям Гиппию и Гиппарху, которые правили совместно и продолжили его политику, оказавшую большое влияние на экономику и культуру афинского общества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал