Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Усиление роли кабинета министров в Англии с конца ХIХ в. Акт о парламенте 1911 г.
Общая тенденция – развитие всех буржуазных государств с конца ХIХ в.. Стремительным было усиление роли исполнительной власти и рост бюрократического аппарата. В 1871 г. центральный чиновничий аппарат приблизился к 50.000 человек. В 1914 г. 280.000 человек. Это объясняется тем, что завершилась теория классического капитализма, когда государство играло роль «ночного сторожа». Монополистическая буржуазия стала требовать от государства более активной и оперативной внешней и внутренней политики. Английские предприниматели стали уступать своим американским, французским и немецким конкурентам, поэтому возникла необходимость в жесткой протекционистской политике. Развернулись жестокая борьба за распределение сфер влияния. Внутри страны рост рабочего движения и угроза социальной революцией потребовали от государства проведения широкомасштабной социальной политики по смягчению теневых сторон рыночной экономики. К началу ХХ века в Великобритании возникли министерства труда, пенсий, сельского хозяйства… Парламент, будучи медлительным и громоздким органом, не мог обеспечить должную оперативность в принятии государственных решений. В этих условиях происходит резкое усиление роли кабинета министров. Так возникло делегированное законотворчество, т.е. те вопросы, которые ранее решались в парламенте, были вопросами законотворчества и теперь решались в актах исполнительной власти. Основным органом законодательной инициативы становится правительство. Более того, кабинет министров стал контролировать парламент, используя партийные рычаги. Это объясняется тем, что к концу ХIХ века политические партии стали строиться на принципах строгого членства и дисциплины. В основные решения стали приниматься верхушкой партии и, если партия имеет большинство в палате общин, то его контролирует кабинет министров. Так, в палате общин появляется особая категория людей – «кнуты» – партийные функционеры, следящие за членами палаты общин, за тем, как голосуют члены их партии. Но вне партийного контроля была верхняя палата парламента – лордов. Поэтому закономерным стал вопрос о парламентской реформе и изменении порядка формирования палаты лордов. Разумеется, палата лордов отказалась подписать этот закон, тогда плата общин и правительство использовали короля, который предложил лордам лишить их звания. В качестве временного компромисса и был принят акт о парламенте 1911 г.: 1. все финансовые законопроекты вступали в силу после их утверждения в палате общин без учета мнения палаты лордов. 2. Все остальные законопроекты вступали в силу, если в течение не менее 2 лет они утверждались трижды в палате общин, т.е. палата лордов имела возможность дважды отклонить законопроект. 3. Срок полномочий членов палаты общин был уменьшен с 7 до 5 и было введено жалование членам палаты общин. 4. Этот акт был принят в качестве временного, но до сих пор продолжает действовать.
|