Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К выполнению контрольной работы






 

Задание контрольной работы состоит из двух разделов.

В первом студент должен дать характеристику определенного типа или формы государства, либо конкретного правового памятника, включая историю его создания, характер юридической техники и/или систематики; показать значение того или иного законодательного акта для развития правовых принципов и норм, свойственных различным периодам развития истории государства и права зарубежных стран. При ответе на этот теоретический вопрос использование специальной рекомендованной литературы строго обязательно.

Во втором разделе заданий требуется решить задачу(разобрав конкретный случай из судебной практики), продемонстрировав знание различных отраслевых норм права (гражданского, публичного, уголовного, административного) зарубежных стран в эпоху Древности, Средневековья, Нового и Новейшего времени. Обоснование правильности судебного решения того или иного казуса должно сопровождаться отсылкой к нормативно-правовым актам, тексты которых содержатся в хрестоматиях и сборниках документов по истории государства и права зарубежных стран.

Таким образом, выполнение контрольных заданий предполагает самостоятельную работу с нормативно-правовыми источниками, учебной и научной литературой, а также со специальными периодическими изданиями: «Правоведение», «Правопорядок», «Право и политика», «Государство и право», «Древнее право», «История государства и права», «Вестник МГУ. Серия 13. Право» и другие.

Работы, представляющие собой перепечатку разделов учебников или рефератов из Интернета, рецензироваться и зачитываться не будут.

Контрольная работа должен быть напечатана или написана разборчивым подчерком, иметь пронумерованные страницы, поля (для возможных замечаний рецензента), план, список использованных источников и литературы. Сноски оформляются по правилам ГОСТа внизу страницы или выносятся в примечание. Объем контрольной работы должен быть не меньше 15 страниц печатного или 20 страниц рукописного текста, однако не превышать 30 страниц.

По итогам проверки контрольного задания преподаватель выставляет «зачет» либо «незачет» и пишет рецензию. В случае, если работа не зачтена, студент должен переработать ее в соответствии с замечаниями рецензента в письменном виде или защитить в форме устного собеседовании на консультации с преподавателем кафедры.

Последний срок сдачи контрольной работы – за 15 дней до начала сессии.

 

Номер задания контрольной работы определяется студентом согласно таблице по двум последним цифрам личного дела (шифра). В таблице по вертикали и горизонтали размещены цифры от 0 до 9, где по вертикали – предпоследняя цифра, а по горизонтали – последняя цифра шифра.

Например: шифр Ю-98-28. Пересечение 2-й строчки и 8-го столбца дадут номер задания контрольной работы - 4.

 

Таблица определения номера задания контрольной работы

 

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

 

5. ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1.

1. Восточная деспотия как тип государственности.

 

По первому вопросу необходимо выделить экологические, экономические, политические и социокультурные предпосылки возникновения государственности на Древнем Востоке.

Сравните анализ причин перехода от чифдома (военной демократии) к государственной форме политической организации с известными Вам из курса «Теории государства и права» концепциями происхождения государства.

На примере Ассирийской и Китайской империй (Цинь) покажите характер цивилизационных различий в государственно-политическом строе и системе органов центрального управления двух государств.

Используя материал «Законов Хаммурапи», «Законов Ману», «Книги правителя области Шан», выделите общее в полномочиях верховных правителей древнего Вавилона, Индии, Китая как восточных деспотов.

Источники и литература к первому вопросу:

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Сост.В.Н. Садиков. – М: Проспект. 2007.

2. Хрестоматия по истории Древнего Востока. / Под ред. акад. М.А. Коростовцева. –Ч.1–2. М: Высшая школа. 1980.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В.А.Томсинов. М: Норма. 2006.

4. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М: Наука.1976.

5. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. Сб. статей. М: Вост. лит.1987.

6. Проблемы социальных отношений и форм зависимости на Древнем Востоке. М: Вост. лит.1984.

 

2. Решите задачу, сославшись на нормы классического римского права.

 

30-летний Луций купил у 12-летней Юлии драгоценный камень по очень низкой цене. Юлия, узнав о рыночной цене камня, попросила претора признать сделку недействительной. Каково было решение претора и почему?

Задание 2.

1.Античный полис как тип государственности. Историческое значение Афинской демократии.

 

При ответе на первый вопрос выделите характерные черты античного полиса как типа государственности, сделав акцент на таких институтах публичного права, как институт гражданства, выборность органов государственной власти, политические права граждан и способы их судебной защиты, принцип народного суверенитета и республиканская форма правления.

Дайте сравнительную характеристику Афин и Спарты как двух форм полисной государственности. Укажите на причины различия их общественно-политических систем. На примерах реформ Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла проследите основные этапы формирования институтов прямой и представительной демократии в Афинах. Раскройте характер и историческое значение Афинской демократии.

Источники и литература к первому вопросу:

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост. В.А.Томсинов. –М: Норма. 2007.

2. Хрестоматия по истории Древней Греции. / Под ред. Д.П.Каллистова. М: Наука.1971.

3. Аристотель. Афинская полития. – любое издание.

4. Античный полис. Л: Наука.1979.

5. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. М: Изд-во Москов. ун-та.1963.

6. Кошеленко Г.А. Полис и город. // Вестник Древней истории. 1980. –№1.

7. Лурье С.Я. О фашистской идеализации полицейского режима древней Спарты. // Вестник Древней истории. 1939. –№1.

 

2. Решите задачу, использовав текст «Законов Хаммурапи»:

 

Некто Э. обратился к судье с просьбой оформить его развод с женой по причине ее бездетности. Судья сначала отказался принять исковое заявление, сославшись на необходимость получить согласие на развод от супруги Э. и ее отца, давшего за дочерью значительное приданое. В назначенное время Э. представил судье письменное согласие своей жены, но честно признался, что по причине длительного отсутствия тестя в г. Вавилоне, не может сообщить суду его мнения по поводу развода дочери и судьбы приданого. Судья на этом основании вынес отрицательное решение. Однако месяцем позже, узнав о гибели тестя Э. в результате кораблекрушения, судья изменил приговор, в котором Э. получал право развестись с женой и при этом оставить себе половину ее приданого. Будет ли оспорено судебное решение и если да, то на каком основании? Кто и в каком правонарушении будет признан виновным по данному делу?

Задание 3.

1. Этапы развития государственности в Древнем Риме: от полиса к империи.

 

При ответе на первый вопрос необходимо указать на особенности полисных отношений в Древнем Риме, проследить основные этапы формирования римского государства – от небольшого полиса до политического центра Италийской федерации и Римской империи.

Дайте характеристику основных правовых категорий населения Рима на всех четырех этапах эволюции римской государственности, попытайтесь определить сословно-классовую природу государственной власти на каждом из этих этапов существования Древнего Рима.

Сравните принципы формирования и полномочия органов государственной власти в Риме периода республики и в эпоху принципата.

Определите причины кризиса республиканского строя и перехода римлян к монархической форме правления, сравните принципат и доминат как переходную и чистую формы монархии. В заключении необходимо дать характеристику новым институтам и принципам публичного права в Римской империи III-V вв. до н.э..

Источники и литература к первому вопросу:

 

1. Хрестоматия по истории Древнего Рима. / Под ред. С.Л.Утченко. М: Высшая школа.1962.

2. Ливий Тит. История Рима. В 3- х т. М: Наука: Наука.1989.

3. Цицерон. Диалоги. М.1966.

4. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. М: Прогресс.1995.

5. Машкин Н.А. История Древнего Рима. М: Изд-во АН СССР.1963.

6. Маяк И.Л. Рим первых царей. М: Наука.1983.

7. Немировский А.И. К вопросу о времени и значении центуриатной реформы Сервия Туллия. // Вестник древней истории. 1965. –№2.

8. Нечай Ф.М. Образование римского государства. Минск.1972.

9. Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики. М: Прогресс.1986.

10. Утченко С.Л. Древний Рим. Люди, события, идеи. М: Наука.1969.

11. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М: Мысль.1971.

 

2. Решите задачу, сославшись на текст ФГК 1804 г.

 

Конезаводчик Венсан, узнав о том, что его супруга Жозефина подарила своей подруге Эльзе тройку лошадей для свадебного экипажа, потребовал от Эльзы вернуть подарок, т.к. эти лошади – спортивной породы и заявлены для участия в скачках, намеченных на завтра. Эльза заявила, что она, как впрочем и Жозефина, плохо разбирается в породах лошадей, поэтому она согласна предоставить подаренных ей лошадей для участи в скачках, но сразу же после этого мероприятия лошади должны быть доставлены в ее конюшню. Лошади заняли на скачках призовые места, а Венсан получил значительную сумму призовых денег. Поскольку Венсан отказался вернуть лошадей, Эльза подала на него иск, требуя немедленного возврата ей лошадей, призовых денег и возмещения упущенной выгоды. Каким будет решение суда?

Задание 4.

1. Особенности становления немецкой государственности и их отражение в конституционном праве Германии.

 

При ответе на первый вопрос следует использовать тексты Конституционной хартии Пруссии, Конституции Германской империи 16 апреля 1871 г., а также материалы о деятельности Венского конгресса 1815 г. и Франкфуртского парламента 1848-1849 гг. Почему проблема создания единого немецкого государства долгое время была проблемой международного права?

Какие варианты объединения Германии предлагались различными общественными движениями и политическими партиями страны? Какую роль в объединительных планах немцев сыграла революция 1848 г.?

Опираясь на текст Конституции 1871 г., перечислите полномочия рейхстага, рейхсрата, кайзера, канцлера Германии. Докажите (или опровергните) мнение Ф.Энгельса о том, что «Германия обрела свое единство в прусской казарме».

Источники и литература к первому вопросу:

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время) / Сост. Н.А.Крашенинникова. –М: Норма. 2007.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. /Сост.В.Н.Садиков. М: Проспект. 2007.

3. Хрестоматия по новой истории. / Под ред. А.А.Губера, А.В.Ефимова. т.2. М: Соцэгиз.1965.

4. Ерусалимский А.С. Бисмарк. Дипломатия и милитаризм. М: Межд.отношения.1968.

5. Нарочницкая Л.А. Россия и войны Пруссии в 60-х годах XIX в. за объединение Германии «сверху». М: Наука.1960.

6. Из истории буржуазного конституционализма XIX в. М: Наука.1984.

 

2. Решите задачу, сославшись на текст «Дигест Юстиниана».

 

Не имея собственных детей, Юлий решил усыновить своего внучатого племянника Гая и назначил его в завещании наследником всего имущества. Однако вскоре после смерти Юлия его жена Лукреция родила сына Луция. Кто и в каких долях будет признан наследником имущества Юлия?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал