Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закрепление кастового строя в Индии по законам Ману.






(Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. до н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение, согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.

 

Закрепление кастового строя в законах Ману.

 

Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр, людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.

 

В период создания законов Ману в Индии хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделялось большое внимание. Было 7 способов возникновения права собственности - наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, зарплата, милостынь. Также был способ " давность владения" - 10 лет, только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, то она возвращалась законному владельцу. Основной вид собственности - земля (земли - царские, общинные и частные). Царь не был собственником всей земли, но он охранял землевладельцев и получал за это налоги. Наиболее важное движимое имущество - рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный). Община стремилась ограничить частное землевладение

 

 

4. Основные черты полисной формы государства.

Полис - форма государства, представлявшая собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, а также социально-экономическая организация при которой эти землевладельцы и ремесленники будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Примерно соответствует современному понятию «свободное народное государство» и является антагонистом «деспотии». Полис - автономная гражданская община, принадлежность к которой наделяла гражданина определенным набором прав (правом владения землей, собственностью, правом участвовать в политической жизни, правом служить в армии).

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки, периеки, вольноотпущенники, рабы.

Государственный строй в полисах был различен: монархия (была типична для полисов в период архаики), демократия, олигархия и др. В демократических полисах власть принадлежала народному собранию, в аристократических — совету знати, в олигархических — цензовому собранию. Государственный аппарат полиса состоял из:

народного собрания: экклесия, синод, консилии, комиции

совета: народные советы — синедрион, буле, трибунат, дефензорат; аристократические советы — герусия, сенат)

магистратов: стратеги, полемархи, консулы, преторы; аристократические магистраты — басилевсы, архонты, рексы, принцепсы; народные уполномоченные — эдилы, агораномы

правосудие осуществляли выборные суды: дикастерии, квестионы

вооружёнными силами являлись армии набираемые из всех граждан

 

Решения народа, совета и судов, приказы магистратов и армейских командиров носили обязательный характер, при этом сами граждане обладали личной, экономической и политической свободой. В связи с тем что законотворчество и правосудие осуществляли не профессиональные юристы, а выборные из народа люди, правом полиса являлось народное правосознание, наиболее важные положения которого были оформлены как писанные законы, при этом в отличие от обычаев все положения народного правосознания имело обязательную силу для граждан и должностных лиц. В некоторых полисах за отправление должностей членов советов, судей, магистратов и армейских командиров полагалось жалование; жалование также полагалось и за службу в армии.

В период римского господства, полисы распространились по всей территории империи, используясь как удобная форма местного самоуправления. В ряде регионов (например, в римском Египте) полисы были только формой территориального управления, а их граждане не имели римского гражданства. На собственно римских территориях существовала аналогичная полису система муниципий.

 

 

5. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена.

Упадок родовой организации и возникновение рабовладельческого гос-ва в Афинах имеет свои особенности. На рубеже 8-7 до н.э. в жизни греков произошли крупные перемены. Больше стало железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, резко выросла торговля, широкое распространение получила письменность. Военная демократия стала разрушаться под действием товарно-денежные отношений, классообразования. Равенство подорвано долговой кабалой, в которую попадает много людей. Имущественное неравенство углубляется. Образование государства началось с реформы Тесея. При нем произошло слияние 12 ранее обособленных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Все свободные граждане Афин были разделены на 3 группы - эвпатриды (родовая знать), геоморы (земледельцы), демиурги (ремесленники). Метеки - лично свободные выходцы из других общин, не имевшие полит. прав и ограниченные в экономических. Эвпатриды быстро стали брать власть в свои руки. Они создали ареопаг, коллегию (9-и) архонтов (1-й - надзор за внутренним управлением, суд по семейным делам; 2-й (базилевс) - жреческие ф-ции, суд по религиозным делам; 3-й (полимарх) - военная власть; остальные - фесмофеты - судебная власть) - как высшие органы власти, упразднив при этом вождя племени и совет старейшин.Территориально вся Аттика была разбита на наукрарии (каждая - по одному кораблю во флот), возглавлявшиеся пританами. Назревал конфликт между демосом (боролся против порабощения, господства аристократии) и аристократией. В 594г. Солон был избран архонтом и провел реформы: отменялась долговая кабала (произведена сисахфия - стряхивание бремени - освобождались закабалённые, проданные в рабство за границу подлежали выкупу за общественный счёт); ограничивалось землевладение; провозглашалась свобода завещаний; денежная реформа; разрешён вывоз оливкового масла за границу; по имущ. цензу (тимократическая реформа) все были разбиты на 4 разряда - пентакосиомедимны (500 медимнов; м. занимать любые должности), всадники (300; кроме архонтов), зевгиты (200; кроме архонтов) и феты (только избирали); создан Совет 400 (буле; по 100 человек от филы из первых трёх разрядов), руководивший подготовкой дел для обсуждения народным собранием, и расширены ф-ции народного собрания (экклесия; принимает законы, обсуждает важные гос. дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя - суд присяжных. Клисфен своими реформами продолжил дело Солона: разделил Аттику на 3 округа (г. Афины с пригородами, внутренняя центр. полоса, береговая полоса; делились на триттии) и вместо племенных фил ввел 10 (по 3 триттии из каждого округа) территориальных. Совет 400 стал Советом 500 (по 50 ч. от каждой филы); создал коллегию стратегов (1 ч. от филы), метекам предоставил права, ввел остракизм (" суд черепков"). Реформы Клисфена завершили формирование афинской демократической республики.

 

 

6. Особенности общественного и государственного строя Спарты.

Особенности общественного строя: для Спарты характерно классовое рабовладельческое общество с элементами родоплеменных отношений.

 

Социальная структура общества:

 

Спартиаты - это полноправные граждане, являвшиеся господствующим классом. Для их положения в обществе характерно:

совместная собственность на землю;

пользование земельными наделами (клерами), которые им передавались государством вместе с илотами (земля была разделена на 9000 относительно равных клеров - неделимых и неотчуждаемых;

на раннем этапе жили в некоем подобии города, объединявшим 5 селений (типа полувоенного лагеря)

главной обязанностью спартиатов являлась военная служба, которая длилась с 20 до 60 лет (государственное воспитание и обучение воинов осуществлялось в школах с 7 лет);

взрослые мужчины объединялись в возрастные и иные союзы;

избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников;

женщины (в условиях рабства) освобождались от ведения домашнего хозяйства, были сравнительно свободны, их основной обязанностью была забота о детях, имелось время для развития интеллектуальных способностей;

для спартиатов действовали правила, ограничивающие роскошь: одинаковое вооружение, одежда, участие в общественных трапезах (все порции были равными). С целью недопущения имущественного расслоения даже запрещалось заниматься торговлей и т.п.

Гипомейоны (опустившиеся) - свободные спартиаты, не имеющие полных граж-данских прав.

Периеки - жители периферийных горных районов - свободные, но не обладаю-щие равными правами с гражданами.

Илоты (государственные рабы) - порабощенные жители Мессении - являлись собственностью государства.

Рабы - лица оказавшиеся в рабстве в результате военного плена. Являлись собственностью, товаром. Использовались в домашнем хозяйстве.

 

Организация власти

 

Высшее положение в обществе занимали два архагета (вождя, царя) - из племен ахейцев и дорийцев. Их власть была наследственная. Однако, после гаданий жрецов по звездам через каждые 8 лет, вожди могли быть отстранены от власти или даже осуждены. Они получали большую часть военной добычи, имели право на совершение ритуальных жертвоприношений, входили в состав Совета старейшин. Архагеты осуществляли суд по делам, связанным с интересами всей общины, командовали войском. Их власть во время военных походов (первоначально) была неограниченной.

 

Герусия (совет старейшин) - состоял из 28 героитов. Они избирались пожизнен-но народным собранием из числа спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В Совет входили и 2 архагета.

 

Совет рассматривал вопросы, выносимые на обсуждение народного собрания, мог воспрепят-ствовать принятию решения, покинув его, участво-вали в дипломатических переговорах с иными го-сударствами, вели судебные процессы, связан-ные с государственными преступлениями и в от-ношении архагетов (вождей).

 

Народное собрание (апелла). В нем участво-вали все свободные граждане с 30 лет. Собирали и председательствовали на собраниях (первона-чально) - архагеты (вожди). При обсуждении вопросов выступать могли только должностные лица и послы иностранных государств.

На собрании решение принималось голосованием: криком или участники расходились в разные стороны. Собрание проводилось 1 раз в месяц, плюс - чрезвычайные. Граждане-спартиаты принимали законы, избирали должност-ных лиц, решали вопросы войны и мира, союза с иными государствами, о наследовании должности вождя, определялось кому из 2-х вождей командо-вать войском в походе и пр.

 

Эфоры - высшие должностные лица в государстве. Их число не превышало 5 человек, избранных из «достойных» граждан, т.е. из родовой аристократии на 1 год (типа коллегии).

 

Решения эфоры принимали большинством голосов. Первоначально они являлись помощниками архагетов, осуществляли суд по имущественным спорам. С IV в. до н.э. эфоры уже были уполномочены контролировать вождей во время военных походов. Они имели право созывать герусию и народное собрание. Совместно с герусией могли предотвратить принятие решения собранием. Они же осуществляли организацию и руководство внешними сношениями, обеспечивали внутреннее управление государством: контроль за соблюдением установленных порядков, суд и наказание спартиатов, контроль над деятельностью должностных лиц и объявление войны и мира.

 

Эфоры отчитывались перед вновь избранными преемниками. Во время общих сисситий (пиршеств) имели право на отдельный стол.

 

 

7. Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.

 

Время основания города Рима, исследователи относят к 753 г. до н.э. (легенда о Ромуле и Рэме). Государство возникло в результате объединения племен латинов, сабинов и этрусков на территории долины вдоль реки Тибр.

 

Во главе старейших римских родов находились патриции, выделившиеся в родоплеменной период из числа вождей и старейшин.

 

Природные условия способствовали развитию земледелия и скотоводства.

 

Благоприятные климатические условия и географическое положение способствовали дальнейшему развитию экономики, включая ремесло и торговлю.

 

Реформы Сервия Туллия

 

Согласно легендарным реформам Сервия Туллия, в основу общественной орга-низации был заложен имущественный и территориальный принцип, разорвавший родо-племенные связи. Все свободные Рима (члены римских родов и плебеи) были разделены на имущественные разряды:

 

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору). Для более равномерного распределения обязанностей между гражданами, Сервий Туллий ввёл плебеев в состав римской общины, а всё население Рима разделил на 5 классов, или разрядов, по имущественному цензу.

 

8. Государственный строй Рима в период республики.

 

В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания, а основными сословиями — патриции и плебеи, к которым впоследствии прибавилось сословие всадников.

Магистратами в Риме называли различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и др. Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или помещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдиктами (от " объявление, распоряжение"), а потом их стали писать на белой доске (альбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета.

 

Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера:

юрисдикцией (личное отправление правосудия магистратом в силу закона или через посредство судьи, который уполномочивался на это магистратом);

империумом (полнота высшей власти, предоставляемой магистрату для проведения определенного рода мероприятий, направленных на обеспечение общего блага).

Основными чиновными персонами в республике были:

консулы;

преторы;

цензоры;

эдилы;

квесторы.

 

Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами. Консулы имели право председательствовать в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях.

По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям.

Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (консультировались) друг с другом.

 

Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названием " младший коллега консула"), однако с гораздо меньшими полномочиями. Из полномочий претора по поддержанию общественного порядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров.

 

Цензор был облечен полномочиями по составлению так называемого ценза — списка населения с последующим распределением граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка сенаторов. В процессе осуществления этих дел цензор имел возможность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией. Одна из забот цензора состояла в наблюдении за нравственным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан.

 

В обязанности эдила входило исполнение функций по организации и контролю за общественным порядком — на улицах, рынках и т.д.

 

Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.

 

Народные трибуны как должность были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только плебеев. Трибуны стали контролерами действий патрициев в сенате, а также магистратов на всех уровнях управления делами общины.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал