Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






РКЦ и каноническое право в феодальном обществе стран Западной Европы.






Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носивших название конституций, булл и энциклик.

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть вне церковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с " грехом". Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

«В западной юридической литературе церковное и каноническое право рассматриваются как две различные дисциплины. Под канонической подразумевается наука, изучающая каноны Древней Церкви и папские декреталы, вошедшие в „Корпус канонического права“ (лат. Corpus juris canonici) — свод, окончательно сложившийся на исходе средневековья. Правовые нормы этого свода касаются не только церковных, но и светских правовых отношений, которые в средние века входили в юрисдикцию церкви. Таким образом, каноническое право на языке западной юридической науки — это право, церковное по происхождению, однако не исключительно церковное по содержанию. Церковным же правом называют науку, предмет которой — правовые акты, регулирующие церковную жизнь, независимо от их происхождения: будь то древние каноны, церковные постановления позднейшей эпохи или законы, изданные светской властью».

Правовая система Ватикана основана на каноническом праве (jus canonicum), а также на законодательстве самого Ватикана и Италии.

Главными источниками действующего в государстве-городе Ватикане права являются: а) Кодекс канонического права (Codex Iuris Canonici) и апостолические постановления; б) законы, промульгированные для города Ватикана Верховным главой церкви или делегированной им властью, а также постановления, издаваемые компетентными властями.

Закон Ватикана об источниках законодательства 1929 г. установил, что в Ватикане с рядом оговорок применяются Уголовный, Гражданский и соответствующие процессуальные кодексы Италии, а также целый ряд иных итальянских законов. В частности, регулирование ряда гражданских отношений в изъятие из ГК было оставлено за каноническим правом. К таким отношениям отнесены: дееспособность для совершения юридических действий по приобретению имущества и распоряжению им по договорам как между светскими и духовными лицами, являющимися ватиканскими гражданами, так и на случай их смерти; браки; действие давности в отношении церковного имущества; дарения и отказы на случай смерти в пользу религиозных учреждений.

Каноническое право католической церкви складывается из решений церковных соборов и постановлений римских пап. Согласно доктрине Ватикана конечным материальным источником канонического права является " божественное право". Исторически каноническое право складывалось в значительной мере на основе римского права и служило его " проводником" во многих странах мира, где действовали христианские церкви. В этом качестве оно сыграло важную роль в развитии многих правовых систем. Первые сборники канонов появились еще в IV в. Первая кодификация канонического права была проведена в XII в. болонским монахом Грацианом в Трактате " Согласование разноречивых канонов", который получил значение источника права под названием " Декрет Грациана". В 1582 г. в правление Папы Григория XIII был издан " Свод канонического права" (Corpus Iuris Canonici), представляющий переработанное издание трактата Грациана. В этот период к сфере канонического права и церковной юрисдикции относились и внецерковные правоотношения – брачно-семейные, имущественные и др. С ослаблением светской власти пап церковная юрисдикция ограничивалась, а каноническое право все больше сближалось с собственно церковным правом.

Современное каноническое право представляет собой совокупность канонов как религиозно-правовых предписаний, регулирующих преимущественно отношения внутри церковной организации и вопросы брака. Оно не охватывает всей совокупности общественных отношений, а лишь формулирует некоторые принципы, которым для соблюдения христианской морали светское право должно придать силу и которыми должны руководствоваться верующие. Как и любое конфессиональное право, каноническое право католической церкви является не территориальным, а персональным. Оно выступает ныне в качестве одной из мировых правовых систем, влияние которой распространяется на десятки стран.

В начале ХХ в. его нормы были систематизированы в Кодексе канонического права, изданном Папой Бенедиктом XV в 1917 г. Кодекс состоял из 2414 канонов, объединенных в 5 книг. Последние охватывали систему источников канонического права, так называемое конституционное право церкви, таинство, учительство, церковное право наследования и канонические процедуры судопроизводства. Цель кодификации – заменить множественность источников канонического права единым – была достигнута не полностью: Кодекс не отменял договоров Святого Престола с различными нациями, допускал отдельные обычаи и законы, противоречащие его указаниям, почти не касался восточных католических церквей. Кроме того, после 1917 г. были изданы многочисленные церковные законы, исправляющие или дополняющие Кодекс Бенедикта. Кодификация канонического права восточных католических церквей была завершена в 1945 г. с публикацией проекта Восточного кодекса канонического права (Codex Iuris Canonici Orientalis). Он был обнародован Папой поэтапно, в 1949-1957 гг., и не полностью.

В 1983 г. Папа Иоанн Павел II утвердил новый Кодекс канонического права для латинской католической церкви, ознаменовавший очередную правовую реформу. Кодекс 1983 г. короче предшествующего и содержит 1752 канона, распределенных на 7 книг. В первой книге кодифицированы общие нормы, в принципе применимые ко всем областям канонического права. Вторая книга, озаглавленная " О Народе Божьем", объединяет совокупность канонических норм относительно конституциональной структуры католической церкви латинского обряда. Третья книга " Об учительском служении Церкви" и четвертая книга " О святительском служении Церкви" содержат юридическую регламентацию двух основных функций церкви: провозвестия Слова Божьего и совершения таинств. Пятая книга регулирует управление церковным имуществом, а шестая – наложение канонических санкций. Последняя, седьмая книга " О процессах" посвящена каноническим процедурам. В Кодексе широко применяются отсылки к обычаям и частным законам.

В 1990 г. Папа Иоанн Павел II обнародовал новый Кодекс канонов восточных церквей (Codex Сапопит Ecclesiarum Orientalium). В нем содержатся лишь положения, общие для 21 восточной католической церкви. В остальных случаях Кодекс отсылает к партикулярному праву каждой из них.

Оба последних кодекса включают значительное количество канонических норм, относящихся к сфере брачно-семейных отношений. В настоящее время матримониальное каноническое право Ватикана находит весьма широкое применение во всех странах, где есть католические общины и признается (в той или иной мере) церковный брак. Эти канонические нормы устанавливают, в частности, препятствия к браку, форму его заключения, условия для смешанных браков, права и обязанности супругов, принцип абсолютной нерасторжимости брака. При отсутствии института развода признаются все же две формы расторжения брака: провозглашение несостоятельности (констатация факта, что эти узы никогда не были действительным образом установлены) и расторжение брачных уз (разрыв действительным образом установленных брачных уз в исключительных случаях: признания супруга умершим, крещения полигамного супруга и т.п.). Католическое каноническое право строго запрещает аборты и планирование рождаемости.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал