Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел II. Средние векаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 10. Возникновение и развитие феодального государства и права (2 ч) Цели занятия: 1) рассмотреть эволюцию основных форм феодальных государств Западной Европы (раннефеодальная, сеньориальная, сослов- но-представительная и абсолютная монархии), их характерные черты; 2) проанализировать особенности политической системы западноевропейского феодального общества и место в ней общины, церкви, городов; 3) рассмотреть основные источники права государств средневековой Западной Европы (обычное право, королевское законодательство, каноническое право, городское право, рецепция римского права). ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ 1. Причины возникновения и формы средневекового европейского государства. 2. Особенности государственного и общественного строя средневекового европейского государства. 3. Государство и церковь в политической системе средневекового общества. 4. Средневековое право: а) обычное право; б) королевское законодательство; в) феодальное право; г) партикулярные системы права; д) рецепция римского права. Задания: 1) изучить рекомендуемую литературу; 2) дать определение понятий и терминов: абсолютная монархия, бенефиций, глоссаторы, городское право, дворцово-вотчинная система управления, договор комендации, договор прекария, каноническое право, община, постглоссаторы, принцип сюзеренитета-вас- салитета, раннефеодальная монархия, рецепция римского права, сеньориальная монархия, сословно-представительная монархия, феод, феодальный договор. Литература: 1; 2; 4, т. 1; 6, т. 1; 7-9; 10, т. 2; 23; 37; 39, т. 1; 44; 47; 48; 50; 57. Тема 11. Государство и право франков (2 ч) Цели занятия: 1) определить причины возникновения государства франков; 2) раскрыть изменения в общественном и государственном строе (при Меровингах и Каролингах); 3) проанализировать процесс становления вассально-ленных отношений и новых форм эксплуатации зависимого населения; 4) изучить особенности организации империи Карла. Великого и причины ее распада; 5) установить статус христианской церкви в государстве франков; 6) дать юридическую оценку источников права. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ 1. Возникновение государства франков и основные этапы развития 2. Государственный строй при Меровингах и Каролингах. 3. Общественный строй государства франков. 4. Возникновение права у франков. 5. Салическая правда: а) имущественные отношения; б) семейно-брачные отношения; в) уголовное право и процесс. Задания: 1) изучить рекомендуемую литературу; 2) дать определения понятий и терминов: аллод, «государевы посланцы», граф, дворцовый граф, «демократия знати», иммунитет- ные права, камерарий, майордом, «майские поля», «мартовские сты, министериалы, «просвещенный абсолютизм», рейхстаг, фогты, чиншевики, шеффены, щиты. Литература: 1; 2; 4, т. 1; 6, т. 1; 7; 8; 10, т. 2; 20; 23; 37; 39; 44; 48; 50; 57. Тема 14. Государство и право средневековой Англии (4 ч) Цели занятия: 1) раскрыть причины образования и основные этапы развития феодального государства в Англии; 2) выявить основные направления реформ Генриха II, их значение в укреплении центральной королевской власти; 3) рассмотреть борьбу сословий за ограничение всевластия короны; 4) проанализировать основные положения Великой хартии вольностей 1215 г.; 5) изучить причины возникновения и эволюцию английского парламента; 6) дать характеристику английского абсолютизма и роли англиканской церкви в его укреплении. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ 1. Образование англосаксонского государства. 2. Государственный и общественный строй. 3. Своеобразие сеньориальной монархии. Реформы Генриха II. 4. Образование английского парламента. 5. Особенности английского абсолютизма. Причины его «незавершенности». 6. Становление судебно-правовой системы Англии. «Общее право» и «право справедливости». 7. Специфика источников и институтов права. Задания: 1) изучить рекомендуемую литературу; 2) дать определение понятий и терминов: витанагемот, «измена», копигольдер, лорд, мисдиминор, «общее право», персональные иски, «право справедливости», реальные иски, сокмен, траст, фело- ния, фолькленд, фригольдер. Литература: 1; 2; 4, т. 1; 6, т. 1*7-9; 10, т. 2; 24; 37; 39; 44; 57; 86. Т6 Тема 15. Особенности государства и права Арабского халифата (2 ч) Цели занятия: 1) определить причины образования арабского государств, роль ислама как объединяющего фактора; 2) рассмотреть основные периоды истории Арабского халифе та; 3) установить характерные черты общественного строя, значе ние мусульманского вероисповедания при определении право нот статуса лица; 4) проанализировать полномочия халифа и институт визира т. роль армии в Арабском халифате; 5) дать оценку основным источникам и институтам шарипгй (мусульманского права). ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ 1. Причины возникновения и основные этапы истории хал ифа i а 2. Арабский халифат: история организации власти и управлении 3. Общественный строй: правовой статус мусульман и нему сульман. 4. Мусульманское право и его источники. 5. Регулирование имущественных отношений. 6. Наследование, брак в мусульманском праве. 7. Уголовное право и процесс. Задания: 1) изучить рекомендуемую литературу; 2) дать определение понятий и терминов: адаты, вакуф, bh iujm. диван, закият, зиммий, иджма, икта, калым, канун, кисас, кияе, Ко ран, мульк, мазхаб, садак, Сунна, сунниты, умма, урф, фетиа, фмр ман, хадц, халифат, харадж, шииты, эмират. Литература: 1; 2; 4, т. 1; 6, т. 1; 7; 8; 10, т. 1; 16; 18; 21. i I. 22; 23; 37; 39; 78. Тема 16. Государство и право средневековой Византии (2 ч) Цели занятия: 1) выявить причины возникновения и основные этапы ранни им Византийского государства; 2) определить правовое положение отдельных групп населен и м; 3) рассмотреть статус, императорской власти; 4) раскрыть особенности формирования центрального аппарата и имперской бюрократии; 5) охарактеризовать роль христианской церкви в средневековой Византии; 6) дать оценку источникам и институтам византийского права. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ 1. Возникновение Восточной Римской империи. 2. Эволюция общественного строя. 3. Государственный строй. Особенности центрального и местного управления. 4. Взаимоотношения церкви и государства. 5. Византийское право. Задания: 1) изучить рекомендуемую литературу; 2) дать определение понятий и терминов: арифмос, димы («голубые», «зеленые»), канон, квестор, консисторий (синклит), константинопольский сенат, магистра «народ Константинополя», парики, префект претория, приписные колоны, прония, свободные колоны, секреты, фемы. Литература: 1; 2; 4, т. 1; 6, т. 1; 7; 8; 10, т. 2; 23; 37; 39; 50. Тема 17. Государство и право в странах Азии (4 ч) Цели занятия: 1) определить особенности развития Китая, Японии и Индии; 2) выявить характерные черты сословно-классовой структуры этих стран; 3) проанализировать систему органов центрального и местного управления; 4) дать юридическую оценку источникам и институтам права азиатских стран. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ 1. Особенности развития государства и права в странах Азии в период Средневековья. 2. Государственный строй Китая. Центральные и местные органы управления. Щ 3. Сословно-классовая структура Китая. 4. Право Китая. 5. Государственный строй Японии в период раннефеодального государства и сегуната. 6. Правовой статус основных групп населения. 7. Основные черты права Японии. 8. Особенности государства Индии в период раннего феодализма. 9. Сословно-классовое деление индийского общества. Варно- кастовая иерархия. 10. Общественный и государственный строй Индии в период Делийского султаната и Великих моголов. 11. Право Индии. Задания: 1) изучить рекомендуемую основную и дополнительную литературу;. 2) дать определение понятий и терминов: «благородные», варна, дайме, «добрые», камин, каста, ко, но, «подлые», раджа, ремин, се, сегунат, си, тодзама-дайме, «шесть основных ведомств», фудай- дайме. Литература: 1; 2; 4, т. 1; 6, т. 1; 7; 8; 10, т. 1; 21; 23; 37; 49; 51; 73; 74; 76.
|