Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 20» Конституционная история Франции






XVIIIb. (2 Ч)

Цели занятия:

1) определить причины, движущие силы и основные этапы Фран­цузской буржуазной революции 1789— 1794 гг.;

2) изучить законодательную деятельность Учредительного со­брания; /

3) раскрыть основные идеи и принципы Декларации прав чело­века и гражданина 1789 г. и Конституции 1791 г.;

4) выявить идейные взгляды и цели в революции отдельных по­литических группировок;

5) охарактеризовать режим жирондистской республики;

6) рассмотреть организацию власти, социально-экономические мероприятия и законодательные акты якобинской диктатуры;

7) объяснить историческое значение Французской буржуазной революции 1789 — 1794 гг.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Предпосылки, движущие силы и основные этапы революции.

2. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

3. Французская революция: основные периоды и документы.

4. Якобинский Конвент и Конституция 1793 г.

5. Термидорианский Конвент. Правление Директории.

Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) ознакомиться с Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., Конституцией 1791 г., Законом Ле Шапелье 1791 г., Декла­рацией прав человека и гражданина 1793 г., конституциями 1793 и 1795 гг.

Литература: 1; 3; 4, т. 2; 6, т. 2; 7-9; 10, т. 3; 14; 23; 26; 35 - 37; 42; 50; 53; 66 - 68.

Тема 21. Государственно-правовая история Франции XIX - начала XX в. (2 ч)

Цели занятия:

1) определить причины возникновения и сущность политическо­го режима бонапартизма;

2) проанализировать содержание и основные принципы консти­туций периода Первой и Второй империй, Второй (1848 г.) и Треть­ей (1875 г.) республик;

3) охарактеризовать значение Парижской коммуны; изучить процесс становления политической системы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Бонапартизм как авторитарный политический режим.

2. Легитимная монархия.

3. Февральская революция 1848 г.

4. Переворот Луи Бонапарта и установление Второй империи.

5. Государственной строй Парижской коммуны.

6. Третья республика.

Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) проанализировать основные конституции Франции 1804, 1848, 1852 гг., конституционные хартии 1814, 1830 гг., акты XVIII — XIX вв.; кодексы Франции, принятые в XIX в. (Гражданский кодекс, Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г., Уголовный кодекс 1810 г.).

Литература: 1; 3; 4, т. 2; 6, т. 2; 7-9; 10, т. 3; 23; 26; 35; 42; 50; 53; 67 - 69; 80; 85.

Тема 22. Конституционная история и законодательство Германии XIX — начала XX в. (2 ч)

Цели занятия:

1) проследить основные этапы объединительного процесса в Германии;

2) охарактеризовать особенности политического развития гер­манских государств после революции 1848 г.;

3) проанализировать содержание франкфуртской Конституции 1849 г., Конституции Пруссии 1850 г., Конституции Северо-Герман­ского союза 1867 г. и Конституции Германской империи 1871 г.;

4) рассмотреть процесс становления политической системы Германской империи;

5) раскрыть сущность политического режима кайзеровской Гер­мании;

6) дать оценку общегерманских кодификаций (Германского гражданского уложения 1896 г., Германского уголовного уложения 1871 г., Уголовно-процессуального кодекса 1877 г.), определить их значение в становлении национальной и континентальной системы права.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Образование Германского и Таможенного союзов.

2. Борьба за объединение Германии.

3. Крнституционная хартия Пруссии 1850 г.

4. Общегерманская конституция 1849 г.

5. Конституция Германской империи 1871 г.

6. Имперское законодательство.

7. Гражданское уложение Германской империи 1896 г.

Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) проанализировать общегерманские кодификации, принятые в XIX в. (Германское гражданское уложение 1896 г., Общегерман­ское торговое уложение 1861 г., Торговое уложение 1897 г., Герман­ское уголовное уложение 1871 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1877 г.).

JI и т е р а т у р а: 1; 3; 4, т. 2; 6, т. 2; 7 - 9; 105 т. 3; 11; 23; 35; 50; 53; 65; 71; 80.

Тема 23. Конституционная история США (4 ч)

Цели занятия:

1) определить причины, движущие силы и задачи войны за неза­висимость североамериканских колоний Англии, основные идеи и принципы, закрепленные в Декларации независимости 1776 г.;

2) рассмотреть Статьи конфедерации 1781 г.;

3) объяснить роль конфедерации в завоевании независимости штатов;

4) проанализировать Конституцию США 1787 г. и Билль о пра­вах 1791 г., их историческое значение;

5) выявите основные причины Гражданской войны между Севе­ром и Югом 1861 — 1865 гг.;


6) рассмотреть основные законодательные акты периода вой­ны;

7) изучить процесс становления американской федерации и цен­тральной администрации;

8) проанализировать особенности судебной системы, полномо­чий Верховного суда;

9) дать оценку реформе гражданской службы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Война за независимость английских колоний. Декларация не­зависимости США 1776 г.

2. Конфедерация независимых штатов 1781 г. Статьи конфеде­рации.

3. Причины перехода к федерации.

4. Федеральная конституция 1787 г.

JL Билль о правах 1791 г.

6. Территориальные расширения федерации и новые политиче­ские размежевания.

7. Гражданская война между Севером и Югом и ее результаты.

8. Государственный строй и политическая система США в XIX — начале XX в.

9. Развитие судебной системы.

10. Реформа гражданской службы. Закон Пэндлтона 1883 г.

Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) проанализировать основные законодательные акты периода войны за независимость Гражданской войны в США (Декларация независимости 1776 г., Статьи конфедерации 1781 г., Конституция США 1787 г. и Билль о правах 1791 г. Конституция южной Конфеде­рации 1861 г., Закон о гомстедах 1862 г., Прокламация об освобож­дении рабов 1863 г., XIII, XIV и XV поправки к Конституции США).

Литература: 1; 3; 4, т. 2; 6, т.2; 7-9; 10, т.З; 15; 17; 23; 32; 34; 35; 43; 50; 52; 53; 55; 56; 64; 67; 77; 79; 85.

Тема 24. Государственно-правовое развитие Японии и Китая XIX — начала XX в. (2 ч)

Цели занятия:

1) определить причины, движущие силы и последствия револю­ции Мэйдзи, изменения в общественном и государственном строе;

2) рассмотреть основные направления экономических, полити­ческих и административных реформ 60 — 80-х гг. XIX в.;

3) проанализировать Конституцию 1889 г. и становление консти­туционной монархии в Японии;

4) дать общую характеристику права Японии в XIX — начале ХХв.;

5) раскрыть особенности общественного и государственного строя Китая в начале XIX в.;

6) охарактеризовать тайпинское восстание и государство;

7) проанализировать программу «Сто дней реформ», причины Синьхайской революции и ее последствия;

8) изучить основные источники и институты права Китая в XIX - начале XX в.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Революция Мэйдзи 1868 г.: причины, движущие силы и по­следствия.

2. Конституция Японии 1889 г. Формирование политической си­стемы.

3. Крестьянская война в Китае и образование Тайпинского госу­дарства (1858 — 1864 гг.). «Сто дней реформ».

4. Синьхайская революция 1911 г. и провозглашение Китайской республики.

5. Основные черты права Японии и Китая в Новое время.

Задания:

1) изучить рекомендуемую основную и дополнительную литера- ЩУ1

2) проанализировать законодательные акты Японии и Китая XIX - начала XX в.

Л и т е р а т у р а: 1; 3; 4, т. 2; 6, т. 2; 7; 8; 58; 59.

Раздел IV. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема 25. Государственно-правовое развитие Англии и Франции в XX в. (2 ч)

Цели занятия:

1) определить основные особенности и тенденции экономиче­ского и политического развития Англии и Франции, причины возвы-

шения исполнительной власти, практики вмешательства государ­ства в экономику;

2) изучить избирательные реформы XX в.;

3) выявить изменения и особенности политической системы после Второй мировой войны;

4) исследовать эволюцию конституционной монархии в Англии и установление смешанной президентско-парламентской республики во Франции;

5) рассмотреть основные тенденции в развитии судебно-право- вой системы Франции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Особенности развития английского и французского госу­дарств в XX в. Возвышение исполнительной власти.

2. Эволюция политических систем Англии и Франции между мировыми войнами.

3. Развитие судебной системы и правовых институтов.

4. Основные тенденции государственно-политической истории на современном этапе.

Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) рассмотреть основные законодательные акты Англии (изби­рательные законы 1918, 1928, 1949, 1969 гг., Закон о пэрстве 1963 г.);

3) проанализировать конституции Четвертой (1946 г.) и Пятой (1958 г.) республик, кодификации и законодательные акты Франции ХХв.

Литература: 1; 3; 4, т. 2; 6, т.2; 7-9; 10, т. 3; 19; 23; 27; 42; 50; 53; 63; 66; 67; 80; 85.

Тема 26. Государство и право Германии в новейшее время (2 ч)

Цели занятия:

1) изучить причины краха кайзеровской Германии и Ноябрьской революции 1918 г. и процесс становления революционных органов власти;

2) охарактеризовать основные институты Веймарской консти­туции 1919 г. и ее историческое значение;

3) определить сущность политического режима Веймарской республики, причины ее падения и установления фашистской дикта­туры;


4) рассмотреть механизм власти фашистской диктатуры и ее сущность;

5) выделить основные тенденции в послевоенном государствен- но-политическом и конституционном развитии Германии (ФРГ и

ГДР);

6) дать оценку правовым проблемам объединения Германии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Ноябрьская революция 1918 г.: причины и итоги. Конститу­ционное законодательство либерально-демократических стран в послевоенный период.

2. Веймарская конституция 1919 г. и ее основные институты.

3. Причина установления фашистской диктатуры.

4. Государственное устройство ФРГ и ГДР. Конституция ФРГ 1949 г. и ГДР 1968 г.

5. Изменения в государственном строе, политической системе и экономике после объединения Германии.

6. Судебная система ФРГ.

Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) рассмотреть конституции и основные законодательные акты Германской империи, ФРГ и ГДР (до и после объединения).

Литература: 1; 3; 4, т. 2; 6, т. 2; 7 — 9; 10, т.З; 11; 23; 30; 41; 50; 53; 59; 69 - 71; 80; 82.

Тема 27. Государственно-правовое развитие США в новейшее время (2 ч)

Цели занятия:

1) определить основные тенденции государственно-политиче­ского и экономического развития США после Первой мировой вой­ны, причины активного вмешательства государства в экономику в начале 30-х гг., важнейшие мероприятия «Нового курса» Ф. Руз­вельта, их значение в преодолении экономического кризиса;

2) проследить изменения в избирательном праве; раскрыть зна­чение XVII — XXVII поправок к Конституции США для дальней­шей демократизации американского общества;

3) проанализировать эволюцию государственного механизма и причины его устойчивости, основные тенденции политической исто­рии;

4) рассмотреть судебную систему, проанализировать основные источники и институты американского права.

1. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

2. Социалистические страны Азии.

3. Реформа избирательного права. XX, XXIV, XXVI поправки к Конституции. Закон об избирательных правах 1965 г.

4. Эволюция политической системы во второй половине XX в.

5. Судебная система. Деятельность Верховного суда США.

6. Развитие права в США.

Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) проанализировать XVII — XXVII поправки к Конституции США, законодательство «Нового курса», законы о гражданских, политических и трудовых правах.

Литература: 1; 3; 4, т. 2; 6, т. 2; 7; 8; 15; 17; 23; 32-34; 43; 50; 52; 53; 55; 56; 62; 64; 65; 67; 69; 79; 85.

Тема 28. Государство и право Японии в новейшее время (2 ч)

Цели занятия:

1) определить особенности общественного и государственного строя Японии между мировыми войнами и причины установления военно-монархической диктатуры;

2) проанализировать Конституцию 1947 г. и основные институ­ты государственной власти Японии;

3) охарактеризовать важнейшие тенденции государственно-по­литического развития Японии в послевоенный период и на совре­менном этапе;

4) раскрыть особенности судебной системы и права Японии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Государственный и общественный строй Японии. Политиче­ская модернизация в условиях независимости (Индия, Иран, Тур­ция).

2. Причины установления военно-монархической диктатуры.

3. Принципы организации государственной власти по Конститу­ции 1947 г.

4. Основные тенденции государственно-политического развития Японии на современном этапе.

5. Организация судебной системы.

6. Развитие права.

Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) проанализировать Конституцию 1947 г.

JI и т е р ат у р а: 1; 3; 4, т. 2; 6, т. 2; 7; 8; 21, т. 2; 23; 40; 50; 58 - 60; 67; 75; 76; 87.

Тема 29. Государственно-правовое развитие Китая в новейшее время (2 ч)

Цели занятия:

1) определить причины и выделить этапы гражданской войны, особенности государственного строя гоминьдановского Китая;

2) проанализировать процесс образования КНР, основные инсти­туты государственной власти Китайской Народной Республики в соответствии с Временной конституцией 1949 г., эволюцию госу­дарственно-политического строя и конституции Китая второй поло­вины XX в. (1954, 1975, 1978, 1982 гг.);

3) изучить судебную систему и особенности права Китая в XX— начале XXI в.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Гражданская война: причины, этапы.

2. Государственно-общественный строй гоминьдановского Ки­тая.

3. Образование КНР. Государственный и общественный строй по конституциям 1949 и 1954 гг.

4. Государственно-политическое развитие Китая в период «большого скачка» (1958 — 1960 г.) и «культурной революции» (1966— 1976 гг.).

5. Развитие Китая в период строительства регулируемой эконо­мики.

6. Конституция 1982 г.: основные принципы.

7. Развитие права.

Задания:

1) изучить рекомендуемую литературу;

2) проанализировать конституции 1954, 1975, 1978, 1982 гг.

Лит ер ату р а: 1; 3; 4, т. 2; 6, т. 2; 7; 8; 40; 58; 59; 69.


Тема 30. Основные изменения в современном международном праве и развитие правовых систем (2 ч)

Цели занятия:

1) рассмотреть основные тенденции в развитии мировых право­вых систем;

2) выявить эволюцию источников права;

3) раскрыть изменения в правовом статусе лиц и объектов пра­ва, в развитии гражданского, торгового и обязательственного права, антитрестовского законодательства, уголовного права и процесса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

J. Изменения в современных фундаментальных правовых си­стемах.

2. Гражданское законодательство.

3. Антимонопольное законодательство.

4. Карательное законодательство.

5. Трудовое и социальное законодательство.

6. Административное право.

7. Законодательство о судоустройстве.

Задание: изучить рекомендуемую основную и дополнительную литературу.

Литер атур а: 1; 3; 4, т. 2; 6, х 2; 7; 8; 27; 32; 33; 50; 53; 65 - 67; 69; 78; 80; 85.


ИСТОЧНИКИ ПО ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1. Законы Хаммурапи.

2. Законы Ману.

3. Циньское уложение о наказаниях

4. Аристотель «Афинская полития». Плутарх. «Сравнительные жизнеописания».

5. Законы XII таблиц. Институции Гая.

6. Эклога (УШ в.).

7. Салическая правда.

8. Франция. Кутюмы Бовези (ХШ в.).

9. Англия. Правда Этельберта (начало VII в.). Правда Инэ (конец УП в.). Правда Альфреда (конец IX — начало X в.). Законы Кнута (первая половина XI в.).

10. Англия. Кларендонская ассиза Генриха П (1166 г.). Великая хартия вольностей 1215 г.

11. Германия. «Саксонское зерцало» (около 1230 г.). Золотая булла (1356 г.). «Каролина» (1532 г.).

12. Закон Суднем людем (ок, 845 — 855 гг.). Польская правда (XIII в.). Полный свод статутов Казимира III Великого (XIV в.). Законник Стефана Душана 1349 г.

13. Коран. Сунна. Книга о харадже.

14. Китай. Законы Великой династии Мин (вторая половина XIV в.)

15. Япония. Конституция Сётоку (604 г.). Манифест Тайка (646 г.). Свод законов Тайхорё (702— 718 гг.).

16. Англия. Петиция о праве 1628 г. Трехгодичный акт 1641 г. Великая Ремонстрация 1641 г. Акт о новой модели армий. «Орудие управления» 1653 г.

17. Англия. Бредская декларация (1 апреля 1660 г.). Habeas corpus akt (26 мая 1679 г.). Билль о правах (13 февраля 1689 г.). Акт об устроении (12 июня 1701 г.).

18. Англия. Акты о народном представительстве 1832, 1867, 1884 гг.

19. 1-й этап Французской буржуазной революции. Декларация прав человека и гражданина (26 августа 1789 г.). Декрет о феодаль­ных правах (15 марта 1790 г.). Декрет об отмене института наслед­ственного дворянства и всех титулов (19 августа 1790 г.). Декрет об организации судопроизводства (16 — 24 августа 1790 г.). Закон Jlc III алел ье 1791 г. Конституция 1791 г.

20. Жирондистская республика. Декрет Национального собра­ния о созыве Национального конвента (10 августа 1792 г.). Декрет об уничтожении остатков феодального режима (25 августа 1792 г.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал