Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Калмыки в русских письменных источниках
Арсланг Санджиев Первые упоминания о калмыках зафиксированы еще в указе царя Ивана IV от 30 мая 1574 года на имя Строгановых («Сибирские летописи»). Уже в то время слово «калмык» четко указывало на принадлежность человека к западным монголам. По высказыванию В.Л.Котвича «Для обозначения западных монголов (ойратов) в русской и иностранной литературе употребляются чаще всего три термина: ойраты – из монгольских и ойратских источников, калмыки – из мусульманских, которым следуют и старые русские источники, в том числе и архивные документы, и элюты – из китайских». Таким образом, возможно, слово «калмык» первоначально имело чисто религиозную составляющую: тюрки-мусульмане так пытались выделить не принявших ислам западных монголов и вкладывали в это некоторый негативный оттенок. Позднее, когда тюркам: узбекам, казахам, киргизам, кара-калпакам, ногайцам и другим, целые века приходилось испытывать массу обид и притеснений со стороны беспокойных и воинственных соседей – ойратов, слово «калмык» (калмак, галмак) наполнилось еще более отрицательным смыслом. Позднее оно постепенно закрепилось именно за волжскими ойратами. В российских государственных архивах есть множество документов, в которых фигурируют калмыки. Эти материалы лаконичным языком официальных документов красноречиво говорят о многих ярких событиях военной истории калмыков и боевых качествах калмыцкой конницы. 1667г. сентября 20 – 1668г. июля 19 – из Статейного списка переговоров томского сына боярского В.Былина с джунгарским тайджи Сенге. «В прошлом во 175-м году посылан был к ним, тайшам к Сенге и к Чокуру, и к кутухте томский сын боярской Павел Кулыпинскои служилыми людьми великих государей з жалованьем, с сукнами и с камками, с отласы. И ты, Сенга, и Чокур и кутухта про здоровья великих государей не спрашивали, и великих государей жалованья принимали вы не по достоинству. Не чесно, сидя. И тем вы великим государем учинитесь непослушны. Да в прошлом же во 175-м году приходил ты, Сеньга тайша, да с тобою Чокуров сын Багаманжи с ыными тойшами, с воинскими людьми в Киргискую землю на Лоджана царя и великих государей ясашных людей Томского уезду многих повоевали и лошади и рогатый скот отнимали, и ясак от них забирали. А как ты, Сеньга тайша, с воинскими людьми ис Киргиской земли пошел в свою землю, а в Киргиской земле оставил своих людей черных калмыков многих, и велел ты калмыцким своим людем под Красноярский острог идти войною. И под Красноярским острогом великих государей ясашных людей качинцов и аринцов повоевали, и лошеди и рогатой скот отнимали, и животы их и всякую мяхкую рухлеть поимали без остатку, и красноярских служилых людей и всяких чинов людей многих побили, а иных в полон поимали. А учиняя под Красноярским острогом, твои Сеньгины, и Чокуровы люди такое разоренье, приходили в Кузнецкой острог посланец твой, Сеньгин, Иши да Чокуров посланец Аксубу с товарыщи, великих государей с ясвшных людей ясак собирать на тебя, Сеньгу». Физические данные ойрат-калмыцких воинов достигали фантастических размеров в глазах их тюркоязычных соседей не только потому, что «у страха глаза велики». Главным образом это происходило потому, что ойраты очень долгое время успешно воевали против самой могущественной державы – Китая и совершали дерзкие набеги на города и села другой не менее могущественной державы – России. Это обрастало слухами, добавлениями и путем коллективного творческого воображения превращалось в легенды, предания, сказки, со временем вырастая до колоссальных эпических творений – народных эпосов: «Манаса», «Алпамыша», «Алпамыса», «Кобланды Батыра» и других. 1732г. не ранее сентября - Записка, составленная русским послом в Джунгарии майором Л. Д. Угримовым о джунгаро-цинской войне «…того ж лета при Алтае была у калмык с китайцами другая баталия, при которой было их калмыцкого войска с тритцать тысячь, а китайцов было тысяч с сорок и болше. Токмо де калмыки оныя их китайские войски разбили и тысячь с семь в полон взяли, и при том 5 пушек медных у них, китайцов, отбили…». Из книги уйгурского историка Зайн Ад-Дни Муххамад-Амин Садр Кашгари «Асар Ал-Футух»: «Да не осталось тайным от свидетелей, что имперетор Цяньлун прежде не раз пытался захватить Багистан и земли ойратов, не раз водит туда свои войска, и каждый раз терпел поражение. Так было при деде Дабачи-хана Цэван-Рабдане и при его старшем сыне Галдан-Церене. Чужеземцы всякий раз собирали большие силы на границе, происходили кровопролитные сражения, но все попытки хакана поставить ойратов на колени не удавались. Победа в большинстве случаев оказывалась на стороне ойратов, и это вынудило его заключить мир». Ворвавшись как вихрь на просторы Приволжья, калмыки сразу же грозно заявили о своем присутствии всем своим соседям, которым также пришлось сполна испытать на себе военную мощь новых хозяев огромной территории, которая с тех пор стала называться Кявили хрь на волжские берега. эпосы. нды. менее могущественной державы - России.отому, что " сталмыцкая степь. 2 августа 1678г., из письма царю К. М. Черкасского и воеводы К. Козлов: «...и у тех гор у всех твоих ратных людей и у калмык с неприятельскими людьми были бои большие. И твои ратные люди и калмыки с Чигиринских гор турских и крымских и иных земель войска сбили, и окопы и городки взяли, и, вшед на те горы,... многих неприятелей побили, и обозы и наметы и пушки и знамена и значки и языки многие поймали, а достальных неприятельских людей прогнали за реку Тясьмин...». Из письма полковника Якова Павловского от 6 марта 1687г.: «Писал в сих не в давних временах визирь к хану, спрашиваясь его о способе, как бы Чигирин взять; который так отписал: естли бы калмыков не было, которые нам суть страшны, и к замешанию сил наших способны, могло бы это быти. Те прямые слова из уст господаря волоского, который советно с визирем живет и ему тайны открывает». Из полного собрания законов Российской империи. Т. I. № 533: « Вы, донские атаманы и козаки, и Аюки тайши с калмыцкими его улусными людьми 1 октября сего 7181 года (1672) ходили под Азов, промыслом своих многих людей побили и животинные стада отогнали, и в полон взяли брата азовского паши, который ныне сидит у нас, у азовцев, на 200 руб. окупу, да азовцев 500 человек». Спустя недолгое время о калмыцких воинах хорошо узнали и далеко на севере: май 1702 года, из сообщения графа Шереметева Петру I: «...желание твое исполнил: больше того неприятельской земли разорять нечего... и только осталось целого места Пернов и Колывань (Ревель), и меж ими сколько осталось около моря, и от Колывани к Риге около моря же, да Рига: а то все запустошено и разорено вконец. Пошлю в разные стороны отряды калмыков и казаков для конфузии неприятеля». из реляции Петра I: «по дорогам и по лесам бегущих неприятелей калмыки и казаки много побили». Май 1702года, из донесения санкт-петербургского коменданта Рена: «Казаки и калмыки многие селения шведские истребили огнем и мечом и 117 пленных привели в Петербург...». Из письма русского посла в Дании В. Л. Долгорукова канцлеру Г.Головкину, октябрь 1708 года: «И все приезжие офицеры из обозу шведского в Стокгольм единогласно сказывают, что превеликую терпят обиду от партий, которые посылаются от войска царского величества, а особенно от калмыков и казаков, которые им выспатца не дадут». Их письма канцлера Г. Головкина русскому послу в Дании В. Л. Долгорукому, не ранее 14 июня 1709 года: «...гетман Скоропадский, купно государственных дел господином князем Долгоруким с четырьмя полками регулярного войска и с несколько тысячми калмыков на шведский обоз напали и генерал-майора Крейца атаковали и по краткому бою с поля сбили и даже до шведского к главному квартиру Жукова за ним гналися». Из воспоминаний участника Семилетней войны (1756-1763гг.). А. Т. Болотова: «Говорили тогда, что калмыки наши оказали при сем случае довольные знаки своего проворства и свойственной таким легким народам храбрости. Семь человек из них, усмотря 20 прусских гусар, удалившихся от прочих, переплыв нагие и без седел, с одними только дротиками через Прегель, ударили с такою жестокостью на них, обратили их в бегство, гнали до самого их стана и, как выше упомянуто, трех убили и одного в плен взяли». Успехи калмыцкой конницы были настолько впечатляющи, что русское правительство делало все возможное, чтобы калмыки чувствовали повышенное внимание и заботу со стороны патронирующего их Российского государства. Из письма канцлера Г. И. Головкина казанскому губернатору П. М. Апраксину: «Извольте, мой государь, выразумя содержания оных, потому поступать с калмыками обходица ласково, ибо нынешнее время есть в них нужда, о чем к милости вашей пишу имянным его царского величества указом...». Из письма И. Брюховецкого воеводе князю Юрию Долгорукому: «А как то калмыцкое войско и...воеводы П. В. Шереметев из Севска и стольник С. И. Львов из Белгорода с ратными людьми ко мне придут без мотчания (промедления), против неприятеля... пойду хоть в Польшу». Главнокомандующий Апраксин: «Я обойтись не могу об отменной храбрости сразившихся калмыков, казаков и гусар не донести». Из письма князя Каспулата Муцаловича Черкасского царю: «калмыцкий Аюки тайши да Солом Сереня тайши с сыном посылали их людей 10000 человек на крымские улусы, они под Перекопом повоевали татар, побили многие тысячи, всякую животину угнали и улусы и селы громили и что сам крымский хан для помочи турецкому султану удержан в Крыму». Из указа Петра I за участие калмыков во втором походе на Азов: «...Аюки и иным тайшам и улусным людям... из приказу Казенного дворца... десять партищ объярей разных цветов, мерою по 5 аршин...» В пророссийских настроениях Аюки-хана немаловажную роль сыграла незаурядная личность Петра I, с которым он имел личные встречи. 13 мая 1722 года Петр I выехал из Москвы в Астрахань к месту сбора армии для персидского похода. По пути следования 20 июня Петр I остановился в Саратове для встречи и переговоров с ханом Аюкой по вопросу участия калмыков в этом походе. Хан Аюка кочевал на левом берегу Волги недалеко от Саратова. 23 июня на галере Петр I принял Аюку с семьею. Шотландский путешественник Джон Белль: «Поехали мы из Нижнего Новгорода и плыли по Волге. В Казань прибыли 6-го числа, откуда его величество выехал накануне. Мы продолжили путь 9-го числа, и прибыли 20-го в Саратов. В сей город приехали мы вместе с императором, которому надобно было здесь переговорить с Аюкой-ханом-калмыцким владельцем. Кочевал оный тогда на восточном берегу Волги, в недалеком расстоянии от сея реки. На другой день его величество изволил звать Аюку-хана и его супругу к себе откушать на галеру, которую ради него подвели к берегу как можно ближе: при нем был сделан с оныя на землю сход для спокойнейшего им на оную всхода. Аюка-хан приехал на лошади верхом, последуем двумя своими сынами и многими офицерами и вельможами своего двора, которые также ехали на изрядно убранных лошадях. Хан сошел с лошади около 60 футов от берега, и встречен был тайным советником и гвардии офицером. Император, увидя его приближение, сошел на землю, поздравил его, взяв за руку, повел на галеру, и представил его императрице, которая сидела на верхнем помосте под великолепным балдахином. Император просил Аюку-хана, чтобы дал 10 тысяч человек для персидского похода. Калмыцкий хан ответствовал ему, что они к его услугам, но думает, что и половины его числа для него довольно будет, и тотчас дал приказ, чтобы пять тысяч калмыков соединились с царем в Терках. Император и императрица были очень довольны своими гостями, и отпустили их к вечеру, учинив им пристойные подарки. Императрица подарила ханше золотые часы с репетицею, осыпанные алмазами, и несколько кусков парчей и других дорогих материй. Потребно заметить здесь, что сии два сильных государя заключили сей Договор гораздо в меньшее время, нежели наши европейские полномочные употребляют на обед». Из письма Суворова А.В.: «Прусский король 120000, русский 60000. На поляков, ежели не покорятся, 20000 бойких. Здесь калмыки, башкирцы и каракалпаки». Вспомним из «Дон-Жуана» великого английского поэтаБайрона: «Суворов, сняв мундир, в одной рубашке, тренировал калмыков батальон…». Генерал-лейтенант Сибильский: «...русские офицеры говорят, что они сами употребляют калмыков только для авангардной службы, освещения пути для армии и распространения страха и ужаса». Император Пруссии Фридрих II: « Я вовсе не опасаюсь регулярной армии, но тем более страшусь казаков, татар и калмыков» и «все избегают столкновения с Россиею, потому, что можно все потерять, ограничиваясь даже оборонительною войною, в случае нападения русских - у них в войске много калмыков, татар и казаков». Когда «грянула гроза двенадцатого года» калмыкам, по просьбе верховной власти вновь пришлось оседлать своих боевых коней, чтобы с боями дойти до Парижа.ь о года" ссийского государстваторых фигурируют калмыки и которые красноречиво говорят о их военных талант Из указа императора Александра I, от апреля 7, 1811г. «Для усугубления армии нашей легкими иррегулярными войсками, желая составить два калмыцкие пятисотные полка из орд, обитающих в Астраханской, Саратовской и Кавказской губерниях и в пределах войска Донского, исключая причисленных к сему войску и службу обще с ним несущих…с тем предположением, чтобы выбор сих полков был произведен преимущественно из родов Чучеева, Тюменева и Ерденева, назначив начальников полков из князей султанов или владельцев сих же родов. Наряд сей должен быть произведен без всякого принуждения и по доброй воле, уверяя их, что за усердие и готовность на службе князья султаны и владельцы пожалованы будут чинами и знаками отличия, а рядовые Государевым нашим жалованьем; по окончании же военных действий отпущены будут с честию восвояси. Всем им быть одвуконь. Жалованье имеют получать все рядовые каждый по 12 [рублей] в год и указанный месячный провиант да на одну лошадь фураж в натуре, а на другую за оной деньгами по справочным ценам, офицеры же и старшины против офицеров гусарских полков с того времени, как они за сто верст от сборных мест найдутся по самое возвращение. При выступлении всем как офицерам и старшинам, так и рядовым на справу выдать в зачет полутретное жалование». Из именного указа Александра I., апреля 7, 1811г. «Для усиления армии нашей легкими иррегулярными войсками и, чтобы приобучить на будущее время к служению калмык и башкир, обитающих в краю, управлению вашему порученном, признали мы за нужное нарядить три полка, один из ставропольских калмыков и два из башкир, для чего повелеваем вам: Полк Ставропольский составить из 560 человек рядовых при атамане их и надлежащем числе офицеров и урядников, башкирские же два полка, назвав по номерам, должны быть каждый из 500 человек, определя к каждой пятисотенной команде из них же и командира и старшин по примеру прочих иррегулярных войск. Назначение сборных мест зависит от собственного рассмотрения вашего с тем однакож, чтоб сие происходило со всевозможною поспешностью. Ставропольские калмыки должны будут иметь исправное оружие по положению, а башкиры употребляемое по их обыкновению. Всем им быть одвуконь». Газета «Восточные известия» 1814г. декабря 2, № 48 Декабря 2, 1814г, из описания возвращения и встречи 2-го калмыцкого полка в родном улусе. «Из числа защитников отечества возвратились и наши храбрые калмыки. Сего ноября 18 числа прибыл в кочевье владельца князя Тюменя Калмыцкий 2-й полк под командой старшего его сына Серебджапа Тюменя. Воины сии, бывши угощены вынесенным им вином и солью, разошлись каждый восвояси. В исходе 1811 года упомянутый сей полк, выступивши отсюда походом в действующую армию, безотлучно и до окончания действия был в числе войск под командой нашего генерала Сакена и прусского фельдмаршала Блюхера, с коими и вошел в Париж 19 марта, а 19 ноября сего года в объятья своих друзей и родственников. Многие нижние чины украшены знаками отличия, а некоторые имеют по два и по три и даже других держав. По большей части рядовые калмыки одеты в хорошие мундиры, шитые серебром и золотом, имеют седлы, конские уборы, пистолеты и ружья наилучшие. Вся добыча досталась им от пораженного неприятеля... Некоторые из рядовых калмыков постепенно в сражениях пожалованы в хорунжие, сотники и есаулы. Восторг и радость их отцов и братьев, сродников и стекшегося из кочевий почти всего подвластного князю Тюменю народа, составляли трогательное зрелище. Князь Серебджап, в знак великого своего усердия, подвел в подарок своему отцу князю Тюменю ту самую лошадь, на которой он выехал в армию и действовал на оной во многих сражениях, где она получила семь ран, и одного верблюда, раненного там же. Полк же сей состоял из 500 человек, а возвратилось 350. «Так царство Русское не рушится врагами, Доколь ограждено верными сынами». Очевидец тех событий, участник освободительного похода С. Глинка оставил потомкам поэтический документ тех событий: Я видел, как коня степного На Сену пить водил калмык, И в Тюльери у часового Сиял, как дома, русский штык. Великий русский поэт В.А.Жуковский вместе со своим слугой-калмыком участвовал в Отечественной войне 1812года, что дало ему повод написать: И грозно Русская земля Встает гигантом брани! Гремит ее призывный щит... И, гневом мести рдея, Войной Иртыш и Дон шумит. Войной-скалы Рифея! Калмык, башкир, черкес и финн Задолго до этих событий, еще в 1794 году, И.И. Дмитриев в оде «Глас патриота на взятие Варшавы» написал: Речешь - и двинется полсвета, Различный образ и язык: Тавридец, чтитель Магомета. Поклонник идолов, калмык, Башкирец с меткими стрелами, С булатной саблею черкес, Ударят с шумом вслед за нами. Воспевание воина-калмыка в русской поэзии, как мы видим, имеет вековые традиции. Интересно, что много позже после Петра I и Александра I Владимир Ильич Ульянов (Ленин), в жилах которого, как известно, текла калмыцкая кровь, также обратился к калмыкам со специальным воззванием: Обращение Совета Народных комиссаров к калмыцкому народу 22 июля 1919г. Братья калмыки! Все прошлое вашего народа - это беспрерывная цепь страданий. Народ ваш, благодаря своей хозяйственной и политической отсталости, всегда был предметом эксплуатации со стороны более сильных соседей. Самодержавное царское правительство, распространившее кровавым путем захвата свою власть на многие инородческие племена, наложило цепи рабства и на свободолюбивый калмыцкий народ. Завладев, самодержавие все время обращалось с вами, как с рабами. Земли, находящиеся в вашем пользовании, урезывались. Вам запрещали обучаться, печатать книги на родном языке, вас намеренно держали в темноте для того, чтобы легче было вас угнетать. Многих из вас брали на военную службу, чтобы, пользуясь вашей темнотой, употреблять вас как орудие угнетения других, как и вы, угнетенных народов. Так продолжалось до тех пор, пока русский трудовой народ, рабочие и крестьяне не свергли в пропасть ненавистное царское самодержавное правительство, а вслед за ним власть капиталистов и помещиков. Сделав это, русский рабочий и крестьянин образовали новое государство, рабоче-крестьянскую республику, где власть находится в руках самих трудящихся. Одним из первых шагов рабоче-крестьянской Советской власти было опубликование «Декларации прав народов России», где всем народам было обещано равенство, право самим определять свои судьбы, отмены всяких национальных и религиозных ограничений и свободное культурное развитие. Но враги рабоче-крестьянской Советской власти, капиталисты и помещики, желая по-прежнему властвовать над рабочими и крестьянскими массами, все время не давали возможности Советской власти провести в жизнь данное обещание по отношению к калмыцкому народу. Ваша земля была опять захвачена насильниками, борющимися за восстановление прав капиталистов и помещиков. Им помогают заграничные английские, французские капиталисты, угнетающие сотни миллионов ваших соплеменников и единоверцев в Азии. Только слепой не видит, к чему стремятся эти господа. Они хотят восстановить старые порядки, при которых калмыцкий народ будет страдать так же, как страдал сотни лет при царизме. Но теперь этого не будет. Братья калмыки! В обстановке этой гражданской войны, которую озверелые генералы, капиталисты и помещики ведут с рабоче-крестьянскими массами России, часто случалось, что ваш народ подвергался различного рода насилиям со стороны отдельных агентов Советской власти. Стоящий во главе Рабоче-Крестьянского правительства Совет Народных Комиссаров сим заявляет вам, братья калмыки, что он боролся, борется и будет бороться со всеми злоупотреблениями этих лиц и строго наказывает и будет наказывать насильников. Стоящее на защите интересов трудовых масс всех народов Рабоче-крестьянское Советское правительство сим заявляет вам, братья калмыки, что судьба вашего народа лежит в ваших собственных руках. Поэтому Совет Народных Комиссаров постановил содействовать трудовому калмыцкому народу в созыве общекалмыцкого трудового съезда. Для организации этого съезда Совет Народных Комиссаров утверждает комиссию в составе: тт. Чап-чаева, Амур-Санана, Лавгаева, Мещерякова, Манкирова, Сарангова и Герценберга, с правом кооптации технически нужных членов. Для того чтобы привлечь к делу строительства калмыцкой жизни как можно больше деятелей из среды самих калмыков, Совет Народных Комиссаров решил объявить амнистию многим из тех видных калмыцких деятелей, как-то: Баянова, Очирова и др., которые до сих пор находятся в стане белогвардейцев. Применение этой амнистии Совет Народных Комиссаров возлагает на комиссию по созыву общекалмыцкого съезда. Совет Народных Комиссаров приложит все усилия к тому, чтобы помочь трудовому калмыцкому народу восстановить разрушенное войной хозяйство и чтобы предоставить в его пользование по выяснении действительных потребностей и местных условий хозяйства на всекалмыцком съезде достаточное количество земли для ведения восстановленного скотоводческого и других видов хозяйства трудового калмыцкого народа. Братья калмыки! Для того, чтобы осуществить созыв общекалмыцкого съезда, надо освободить от белогвардейских банд значительную часть ваших земель. За это освобождение борется Рабоче-крестьянское правительство и его Красная Армия. Но для того, чтобы освобождение совершилось как можно скорее и с меньшим кровопролитием, нужно, чтобы весь калмыцкий народ, как один человек, восстал против царских генералов, белогвардейцев и помог Красной Армии быстро смять Деникина. Братья калмыки! Судьба вашего народа в ваших руках. Все в ряды Красной Армии. Все против белогвардейских, казачьих банд Деникина. Все на защиту вашей Советской власти. Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Примечательно, что руководитель СССР в небольшом тексте воззвания четырежды (!) называет калмыков братьями. Также заслуживает внимания тот факт, что от имени центральной власти калмыков вновь просят взять в руки оружие, чтобы помочь своей стране в самый решительный момент ее истории. На протяжении столетий, вплоть до начала 20-го века, калмыки рассматривались в глазах высшей российской власти, прежде всего, как воины. *** Следующим этапом фиксации калмыцкой темы в русском печатном слове стало их «проникновение» в научную литературу. Многие иностранные и отечественные светочи науки, например, Бергман, Паллас, Бэр, Рамстедт, Г.Ф.Миллер, И.Э.Фишер, В.В.Бартольд, К.Ф.Голстунский, Ф.И.Леонтович, И.Я.Гурлянд, А.М.Позднеев, М.Новолетов, Ю.Лыткин, В.Л.Котвич, Б.Я.Владимирцов и другие, в своих, ставших классическими трудах, которые до сих пор не потеряли научной ценности, самым подробным образом освещали историю и быт калыков. Основатель русской школы синологии Н.Я.Бичурин (о.Иакинф) в одной из своих работ, посвященных калмыцкой теме, книге «Историческое обозрение ойратов или калмыков начиная с 15века и по настоящее время», пишет: «Эсэньв 1449 году привлек к Великой стене все силы Монголии и вступил в пределы Китая. Он расположился в обширной долине от Калгана к Юго-Западу. Повелитель Китая, решась одним ударом сокрушить насильственную дерзость Монголов, явился в Калганской долине с полумиллионом ратников. Тщетно министры и полководцы советовали ему укрепиться в горных проходах, представляя, что Монголы пришли в несметных силах. Сорокатысячный корпус, посланный для разведываний, в течение двух суток без остатка был изрублен. Тогда Повелитель Китая увидел из сего всю опасность своего предприятия и немедленно предложил о мире, имея в намерении переговорами выиграть несколько часов времени для обратного перехода чрез горы. Эсэньясно видел цель мирных предложений и, уверив посланного в своем согласии на оные, приказал войскам немедленно двинуться к нападению. Китайцы только что тронулись в обратный путь, как в тылу их показались многочисленные массы неприятельской конницы. Началось сражение, которому мало примеров в Истории. С Китайской стороны не осталось в живых ни одного министра, ни одного полководца, ратники потонули в своей крови. Сам Повелитель Китая, узнанный по одеянию, взят в плен и с одним только Офицером. Эсэнь пошел к Пекину, чтобы под стенами сего города предписать мир Поднебесной Державе, но там уже приняты были меры осторожности, и объявлен новый Государь. И так он удовольствовался заключением мира на выгодных условиях и с державным пленником возвратился в степь». Во время мирных переговоров, начавшихся спустя некоторое время, китайский представитель, упрекая Эссена за нападение, говорил: «Вы, тайши, посылали по два раза в год посольство с данью; число посланцев ваших доходило до трех тысяч человек, и все они были награждены несметным количеством золота и шелковых материй; каким же образом могли вы выказать столь черную неблагодарность?» Эссен отвечал: «Зачем же вы уменьшили цены на лошадей и зачем часто отпускали негодный, порченый шелк?». В конце концов, соглашение было подписано и довольный китайский посол заявил: «Подобно тому, как было в старину, мы будет вам жаловать шелка и золото, и в государствах наших будут царить веселье и радость». В капитальном труде «Кавказская война»(5т.) В.А.Потто отмечает: «Рейтеры Петра Великого были сброшены с кручи натиском чеченцев. Кумыки и теперь показывают это место на обрывистых берегах Акташа. Чтобы наказать за это горские племена, Петр пригласил калмыцкого хана Аюка вторгнуться за Терек со своими ордами. Ряд курганов (калмыки, как известно, насыпали курганы в местах, где происходили крупные сражения, массовое уничтожения и погребение противника) поныне обозначают путь, по которому следовали полчища Аюка, а в двух верстах от крепости Выданной показывают большой насыпной холм, где стояла ставка калмыцкого хана. Внутри одной из котловин Большой Чечни на Мичике есть также остатки укреплений калмыцкого повелителя». Я.П.Дуброва долгое время живший среди калмыков, хорошо изучил калмыцкий язык, историю, быт, народные обычаи и традиции. Это позволило ему довольно обстоятельно, со знанием изложить свой взгляд на калмыков и их историю в труде «Быт калмыков Ставропольской губернии», где он, в частности, пишет: «…Большинство же калмыков целыми партиями на испытанных, лихих конях днем открыто нападали на табуны лошадей, гурты скота и стада овец, выпасывающиеся в Донской Области или же в степях, прилегающих к соседним русским селам. В случаях сопротивления со стороны табунщиков, пастухов и чабанов калмыки, совершенно пренебрегая опасностию жизни, вступали с последними в бой и угоняли в свои стойбища либо в глубь кочевий столько скота, лошадей и овец, сколько могли захватить и отбить. Если погоня не подоспевала вовремя и хищники успевали перегнать отбитое за черту своих кочевий, то успех грабежа почти всегда был гарантирован от дальнейшего преследования грабителей. Все знали, что калмыки дружно защищают своих, в силу чего редко кто из потерпевших решался преследовать хищников в их кочевьях, по-видимому, терпеливо сносил потери и только зорко следил и выжидал время, чтобы в свою очередь воспользоваться оплошностию калмыков, напасть на их табуны и " урвать" что-либо из них. Нужно сказать, что во время своих хищнических набегов и воровства калмыки в видах самозащиты, хотя и вооружаются винтовками и револьверами, но редко и только в крайне безвыходном положении пользуются оружием и убивают кого-либо, главным же образом оружие при хищничестве нужно для того, чтобы выстрелами произвести переполох, перепугать и разбить отару овец, ошеломить пастухов и, стреляя в разных направлениях, отвлечь их внимание от товарищей, производящих грабеж. Занятие хищничеством у калмыков освящено веками и в глазах народа служит признаком доблести, удальства, молодечества. Хищничеством, вопреки категорическому требованию одной из буддийских заповедей, по традиции должно заниматься все мужское население. Только старость, физические недостатки и полная неспособность освобождает от участия в хищнических набегах с целью воровства лошадей и скота. Достаточно знать, что удальство на этом поприще давало право молодым людям на вступление в брак и что девушки отворачивались от неспособных к хищничеству и презирали таковых, - и нам понятно будет, насколько страсть к хищничеству присуща калмыкам. Кроме лошадей, скота и овец калмыки ничего не грабят и не воруют. Чужая одежда, веши и вообще какое бы то ни было имущество, исключая конской сбруи, их не соблазняет; но деньги " карапшить" (воровать) они не прочь. Так, в 1891 году калмыки забрались в дом иеромонаха Амвросия (миссионера), сломали замок у сундука и взяли из него только деньги да выпили водку, стоявшую в шкафу. Из вещей же ничего не тронули, хотя кроме носильного платья были серебряные ложки, кресты, часы и т. п. Избегая случаев убийства, калмыки далеко не прочь истязать свои жертвы и безжалостно бьют их ташмаками(плетьми) иногда до полусмерти. Помню случай, когда четыре калмыка поймали в базу русского крестьянина, старавшегося воровски угнать корову. Дело было ночью. Пойманного вора привели в кибитку и, поколотив его порядком, велели ему спать. Крестьянин лег, спать, разумеется, не мог, но, боясь дальнейших истязаний, притворился спящим. " А! ты спишь! Как ты смеешь спать, когда мы еще сидим? " - крикнули калмыки, заслышав храп притворившегося спящим, и начали будитьего ташмаками. " Ну, спи опять! Да засыпай поскорей! " Вновь закрывал глаза крестьянин, вновь старался усиленно храпеть и вновь " будили" его ташмаками... Так всю ночь и промучили свою жертву и только утром отпустили вора. Не говоря уже о далеком прошлом, даже недавно, в восьмидесятых годах 19-го века крестьянину, раз он не кунак, иначе не заведомый вор, невозможно было в одиночку без оружия решаться заходить в калмыцкие степи. Такой смельчак почти всегда лишался лошади и редко избавлялся от истязаний. Пахать землю, косить траву, убирать хлеб русские всегда ездили партиями и с ружьями. Ни в одном из наших обществ, если не считать некоторых сектантов, не развито в такой степени чувство братского единства, единодушия, взаимопомощи, - короче сказать полной во всем солидарности одного со всеми и всех с одним, как то есть среди калмыков, что резко и отличает их, да и не их одних, от крестьян-соседей. Не поддержать друг друга, не оказать кому-либо из своих в нужде помощи, выдать преследуемого властям, при допросах русскими чиновниками уличить в преступлении - считается величайшим позором. Мы знаем случаи, и далеко не единичные, когда совершенно невинные калмыки, почему-либо заподозренные в совершении известного преступления, шли на каторгу, ни единым словом не обмолвившись в замозащиту, ни на следствии, ни во время суда о том, что они знают действительных виновников преступления, за которое их постигает кара, и могут фактически, а не облыжно, увертки ради, доказать виновность других и свою правоту. Бывали случаи, что в окружном суде на скамье подсудимых фигурировали ни в чем неповинные калмыки, действительные же виновники по необходимости являлись свидетелями против них; и роли при полной к тому возможности со стороны обвиняемых не менялись даже под страхом каторги... Мы не говорим уже о том, что нет такого калмыка, который решился бы отказать в принятии участия в том, чтобы всеми зависящими от него мерами и средствами восстановить alibi своего собрата, попавшегося в руки властей. К этому калмыки приучаются с детства и достигают виртуозности. В противном случае изменника традиции постигает жестокая кара. Вот, между прочим, недавний случай: крещеный калмык Даниил Бугдюков, ослепленный ревностью к своей жене, решился разоблачить некоторые преступления своих врагов. Калмыки догадались об этом и ночью, устроив нарочитую попойку, убили его, связали арканом (волосяная веревка) руки, как собаку выволокли в степь саженей за двести от своих жилищ и бросили на краю проезжей дороги. За такую же попытку быть доносчиком другого калмыка, Григория Нормынова, ночью поймали в степи, живому еще прикрутили голову к ногам и бросили в р. Джалгу, где он и утонул. …Единственно, чем калмык дорожит и что старается держать по возможности в чистоте и порядке – это седло, ташмак (плеть), пояс и сапоги. Седла у калмыков обыкновенного казачьего образца, плеть же делается толстой и весьма искусно плетется. Сила ударов ташмаком такова, что калмык совершенно свободно может убить им человека, изломать ребро и спину лошади и быку. …Калмык до того любит иметь при себе ташмак, что не только верхом на лошади, а даже и пешком никуда не выходит без плети. Пояса калмыки носят ременные, украшенные чеканными узорчатым серебром, нередко вызолоченные чешуйчатые такие пояса ценятся очень высоко, от ста до двух сот и более рублей. Что касается сапог, то калмыки любят, чтобы они были непременно с длинными голенищами на высоких с подковами каблуках. К духовному местному главе своей религии «Бакше» (в переводе учитель) все калмыки относятся с глубоким уважением не только наружно, но и в душе. Мужчины (не говоря уже о женщинах) совершенно чужды сквернословию: всякую ругань считают «кислыми словами» и презирают любителей «словесной кислятины». Даже русская классическая ругань – не так как у других народов, пользуется презрением. В отношениях между собой старики пользуются большим почетом и уважением – молодежь безгласна пред ними. «Стар человек» - лицо, застрахованное от оскорблений. К детям калмыки относятся с особенной любовью и заботливостью, особенно к сыновьям, как будущим продолжателям своего рода. Как на лучшую черту калмыков необходимо указать на то, что они отличаются полным бескорыстием, строгой честностью и исполнением обязательств друг к другу и сердечностью во взаимных отношениях между собой». Высокая оценка моральных качеств калмыков, данная Бакуниным, в какой-то мере, перекликается с мнением известного ученого-натуралиста Петра Симона Палласа, много времени проведшего в калмыцких кочевьях, который еще во второй половине 18 века, писал: «…калмыкам свойственны товарищество, приятство, откоровенность и веселость». В самом начале 20 века Г. Н. Прозрителев, автор вышедшей к столетию Отечественной войны 1812года книги «Военное прошлое наших калмыков», фактически повторит мнение двух вышеназванных ученых. «За 30 лет судебной практики пришлось провести массу калмыцких дел и убедиться в добрых чувствах народа и частию в высоких душевных качествах его. Нам лично известен не один случай, когда калмык спокойно шел в каторгу за другого, не желая выдавать своего «близняка», «собрата». Нам известен случай, когда старший брат из любви к матери спокойно пошел в каторжные работы, единственно ради спасения младшего брата, любимца матери, участвовавшего в разбое. Все это кажется странным и даже смешным, а между тем это - вполне достоверные факты. Мы, русские, не можем понять той силы «собратства», и «содружества», которые для калмыка являются священными и за них он готов на все. Калмык твердо держит данное слово, стойкость его в этом случае изумительна даже и тогда, когда выполнить обещанное невыгодно ему для себя». И.А.Житецкий, также оставивший заметный след в калмыковедении, в книге «Очерки быта Астраханских калмыков» обращает внимание на присущую калмыкам гостеприимность: «…и относительно гостеприимства калмыки мало различают своего от инородца: и русскому, и татарину, и армянину хозяева равно предложат пищу и в свою очередь никогда не откажутся от угощения инородца или вообще проезжего, раз последний принял угощение хозяина. Вот почему калмык не всегда согласится взять или назначить плату, например, с чиновника или путешественника за взятое в его кибитке мясо или молоко, но он примет их в виде подарка не только что-либо съестное, или вещь, но даже и деньги». Любопытно, что он, описывая, как мужчина-калмык проводит обряд «зулук – эркгехе», отмечает один характерный нюанс: «в четвертый раз льет арьку на «хаптык» (слепок из глины) со словами «Чингис-Богдо-хан сакусн оршаджи» (пусть милует сакусынь Чингис Богдо хана)». Этот штрих говорит о том, насколько глубоко в сознании калмыков укоренились общемонгольские этнические ценности. Калмыки всегда помнили о своей прародине и на волжских берегах в привольной, широкой степи свои пели древние песни о горных склонах величавого Алтая. Однако в Отечественную войну 1812 года, как и за столетие с лишним до того, калмыки сражались за Россию, уже как за свою родину, что следует из содержания известной калмыцкой народной песни «Длинноносые французы». О событиях той поры сохранилось немало калмыцких легенд, причем, не всегда именно военной тематики. Одна из них «Как Манка пристава переполошил» представляет несомненный интерес именно в этнокультурном плане, так как замечательно передает некоторые черты национального характера калмыцкого воина вне боевых условий. «В Отечественную войну 1812 года молодой Манка Талтаев вступил добровольцем в ополчение, геройски проявил себя в сражениях и стал есаулом, а при взятии французской крепости Модлин ворвался туда первым со своими конниками. И еще, говорили, была ему вручена награда - позолоченный шлем с драгоценными камнями. Манка жил в ставке улуса, и к нему для охраны были приставлены двое дюжих стражников. Как-то эти телохранители, изнывавшие от безделья в степной глуши, раздобыли калмыцкой водки - арьки и напились. Манка был страшно возмущен: - Вы не исполняете своих обязанностей, не охраняете меня! Один стражник посмел было возразить: - А зачем охранять-то? Кому ты нужен? Манка тут же выхватил шашку и схватился с ним и чуть было не порубил его, за что был призван к ответу. Тогда один старый калмык ему посоветовал: - Незаметно прихвати с собой воинскую одежду и награды. Манка был посажен в темную. Там он переоделся. Зайдя в карцер и увидев его шлем и награды, русский пристав испуганно замахал руками: - Освобождаю тебя, уходи на все четыре стороны. Пусть меня освобождает сам губернатор! - с вызовом ответил ему Манка и стоит. В конце концов, дело до губернатора, конечно же, не дошло. Манка был доволен и тем, что пристав с перепугу старался поскорее избавиться от него.
*** О калмыках писали многие выдающиеся мастера русской литературы. «Друг степей» во многом обязан своей литературной историей, конечно же, великому Пушкину, который еще в рукописи читал знаменитый труд Бичурина и хорошо знал историю нашего народа, «пред которым – по словам поэта – трепетали кайсак-киргизские орды». Примечателен один яркий эпизод из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: «- Слушай, - сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. «Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-всего только тридцать три года? – Оттого, батющка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! – Какова калмыцкая сказка?». Эта короткая, но очень емкая сказка – своеобразный шифр к коду калмыцкой ментальности, который дает верное понимание событий богатой, яркой, динамичной и в тоже время во многом трагичной истории калмыков. Известный русский писатель и публицист Владимир Алексеевич Гиляровский, хорошо знавший калмыцкую степь и ее хозяев и не по наслышке знавший о труде кочевника-скотовода, вот как описывает труд табунщиков-калмыков: «Целыми сутками, день и ночь, стоят три-четыре калмыка перед табуном, уговаривая и окликивая его. Если долго не идет смена, калмыки по нескольку суток проводят в седле, питаясь мерзлой кониной и иногда засыпая на лошади. Проведя такую работу, калмык сменяется и добирается до джулума. Это маленькие кибитки при табунах, специально для табунщиков. Зачастую калмыка, закоченелого, снимают с лошади, снимают заледеневшее платье, все сшитое шерстью вовнутрь, к голому телу. Ему подносят деревянный ковш горячего конского сала из непрерывно кипящего котла. Он выпивает, согревается и, через несколько часов богатырского сна в джулуме он снова на коне перед табуном». Колоритные калмыцкие лица привлекали внимание многих мастеров кисти, они присутствуют в полотнах Аргунова, Рокотова, Кипренского, Орловского, Верещагина, Иванова, Корнеева, Крылова, а также великого русского художника Ильи Репина. Его детство прошло «в украинском военном поселении, в городе Чугуеве, в пригородной слободе Осиновке, на улице Калмыцкой». Будущий академик живописи жил среди чугуевских калмыков. В воспоминаниях «Далекое близкое» он так описывает свои детские впечатления: «У богатых донских казаков-атаманов, лошади плодились круглый год на подножном корму и потому стоили дешево (три-пять рублей за голову), но пригнать из-за трехсот верст верхом и объездить дикую лошадь составляло серьезное и трудное дело. Отец говорил: - Тут без помощи калмыков ничего не выйдет, одно несчастье! Дядя Ваня, вечно на коне, в шапке-кучме (папахе), был черен, как черкес, и ездил не хуже их, но калмыкам удивлялся и он. Калмык с лошадью - одна душа. Опрометью бросившись на лошадь, вдруг он гикнет на табун так зычно, что у лошадей ушки на макушке и они с дрожью замрут, ждут его взмаха нагайкой, в конце которой в ремне вшита пуля. Одним ударом такой нагайки можно убить человека. У нас на Руси широки столбовые дороги, есть где табуну пастись на даровой траве и отдохнуть всю ночь. Но боже упаси заснуть погонщику близ яровых хлебов! Дикие кони тихой иноходью - уже там, в овсах, и выбивают косяк чужого хлеба. Проснулись хохлы-сторожа, с дубинами и кольями бегут загонять табун... Привязанный к его ноге горбоносый донец заржет вовремя и так дернет крепко спящего хозяина, таща его по кочкам к табуну, что только мертвец не проснется. Как лошадиный хвост от комаров, калмык взмахнется на своего поджарого и так зычно гикнет на лету на лошадей, что самому ему останется только исчезнуть в облаке черноземной пыли, взбитой табуном. А хохлы с дубинами долго еще стоят, разинув рот... Наконец перекрестятся: - Оце, мабудь, сам чортяка! А хай йому биc!.. Нечиста сила! …С косыми огненными взглядами и грозным храпом скакуны-степняки казались чудовищами, к ним невозможно было подступиться - убьют! Но у калмыка аркан уже методически свернут кольцами. И вот веревка змейкой полетела к намеченной голове, по шее скатилась до надлежащего места, и чудовище в петле. Длинный аркан привязывают к столбу и начинают полегоньку отделять дикую от общества, подтягивая ее к центру двора. Любезностями на конском языке междометий ее стараются успокоить, обласкать! Но, чем ближе притягивают ее к столбу, тем бешенее становятся ее дикие прыжки и тем энергичнее старается она оборвать веревку: то подскакивает на дыбы, то подбрасывает задними копытами в воздухе. И кажется, что из раздутых красных ноздрей она фыркает огнем. До столба осталось уже не больше сажени. Конь в последний раз взвился особенно высоко на дыбы, и, когда он стал опускаться, калмык вдруг бросился ему прямо в объятия, повис на шее и, извернувшись, в один миг уже сидел на его хребте. Тогда с обеих сторон схватились за гриву наши работники, повисли на ней и стали подбивать в чувствительные места под передние ноги. Лошадь пала на колени, и голова ее очутилась во власти третьего работника: он захватил ее верхнюю губу, зажал и, завязав между особо приспособленными деревяшками, начал ее закручивать. Оскалились длинные белые зубы, открылись десны, и лошадь оцепенела от боли и насилия. Ей наложили на спину седло, продели под живот подпруги, затянули крепко пряжки, а калмык уже разбирает казацкие стремена, сидя на высоком седле. Несут и уздечку, продели между зубов удила (трензель), чтобы лошадь не закусила... - Отвязайте аркан! - командует калмык пересохшим голосом. Аркан сняли с потемневшей шеи, и работники мигом отскочили в разные стороны. Лошадь уже лежала под калмыком, тяжело дыша. Калмык взмахнул в воздухе нагайкой, и конь подскочил, встряхнулся. И вдруг стал извиваться змеей и метаться в разные стороны, стараясь стряхнуть с себя седока; и опять начались дикие прыжки, взвивание на дыбы и козелки, чтобы сбросить непривычную тяжесть. Калмык крепко зажал коня икрами в шенкеля и повернул его к воротам. «Отворяйте ворота!» - визжит калмык. Нагайка свистнула, и конь мгновенно получил с одного маху по удару с обеих сторон по крупу. Он прыгнул вперед и понесся в ворота. Калмык гикнул на всю улицу, эхо отозвалось в лесу за Донцом. Пешеходы отскочили в испуге, бабы стали креститься, дети весело завизжали. Калмык стрелой понесся по большой дороге мимо кузниц, за Донец... Скоро и след его простыл, только столб пыли висит еще в воздухе... Часа через четыре никто не узнал бы возвращавшегося к нашим воротам калмыка. Лошадь плелась, пошатываясь, опустив мокрую голову, с прилипшей к шее гривой; она была совсем темная. Калмык сидел спокойно и сосал свою коротенькую трубочку, подняв плоское лицо кверху; глаза его, «прорезанные осокой», казалось, спали. Хорошо обошлась школа, добрый конь будет. Но не всегда объездка проходила так удачно. Однажды калмык не «спешился» и, кинувшись на шею взвившейся на дыбы лошади, угодил лицом на переднее копыто. Широкое лицо его мигом залилось кровью, но калмык не опешил: отплевываясь собственной кровью, он умело барахтался между ногами лошади и привычно пролез на спину коня и уселся верхом, как следует, но в каком виде!.. Лошадь, очевидно, была бешеная, движения ее были сумасшедшие и сбивали с толку опытного калмыка. Застыв на минуту под всадником, дикое животное вдруг выкинуло такой зигзаг, что всадник едва не слетел и удержался только за гриву, а лошадь с размаху рухнула к столбу... Внутри у нее что-то лопнуло, горлом хлынула алая кровь, и она пала. Кстати, и калмыку необходимо было слезть и сделать себе перевязку: через нос и скулу у него шла глубокая рана и сочилась черной кровью». Выдающийся русский художник, автор превосходных иллюстраций к калмыцкому героическому эпосу «Джангар» В. А. Фоворский в статье «Как я работал над «Джангаром» пишет: «…Первым условием, которое я поставил, была поездка в Калмыкию, знакомства с народом, с его бытом, зарисовки людей, животных, костюмов и т. д. ... Прежде всего, я увидел не ленивого, медлительного и тяжеловатого кочевника, какого по невежеству мог себе представить, а легкого, подвижного, в большинстве среднего роста, экспансивного человека, способного к музыке, к танцу и актерскому изображению, вообще к искусству. ... Тип калмыка разнообразен, но что по большей части поражает -это мягкость черт его лица. При широких скулах, которые часто дают правильный овал, маленький нос, у женщин носик небольшой, рот часто круглый, у девушек это ротик, как лепестки розы, не сильный подбородок, у мужчин высокий лоб, откинутый назад, у женщин красивый, круглый. Иногда почти детская мягкость черт лица, стройность фигуры, длинная талия. Изящество рук - изящество человека в незнакомых, удивительных для меня формах поражало меня. Конечно, типы лица разнообразны, есть и удлиненные, строгие лица -я их взял для Шикширги, для разгневанного Савра, для Алтана Цеджи, есть и круглые, луноликие, нужные мне для Джангара, Мингияна и т. д. ... У меня такое чувство, что я первый художник со стороны попал в эту страну и наоткрывал там всяких чудес. Придет время, и кто-то меня трезво и с глубоким знанием дела покритикует, возможно, что я в каких-то деталях и ошибаюсь, но живое ощущение людей, их строя, их повадки, их своеобразной духовной и физической красоты дает мне уверенность, что в основном я прав».
Как известно, в Войске Донском было тринадцать крупных калмыцких станиц, мужское население которых испокон веку несло службу в казачьих частях. Об их весомости можно судить из «Воспоминаний» генерал-полковника Героя Советского Союза О.И. Городовикова, где, он пишет: «…я узнал голос генерала Попова. Как сейчас помню его речь. Он сказал: - Я, господа офицеры, не согласился покинуть Донскую область. Для вас не секрет, что казаки, в особенности калмыки, на Кубань не пойдут. Я настаивал, что было бы благоразумней идти в задонские степи, здесь есть резервы казаков-калмыков». В этой же книге автор, прошедший путь от командира небольшого партизанского отряда до командующего 2-й Конной Армии, пишет, вспоминая один эпизод из времен начала гражданской войны: «Я стоял на пригорке и наблюдал за ходом боя. Вижу, по лощине движется белогвардейская сотня. Навстречу ей поскакал мой эскадрон. Вместе с пятеркой старых рубак я остался в резерве. Ой, и не любили же партизаны сидеть в резерве! Как же это без дела сидеть, когда другие бьются? Лавиной выскочила белая сотня. Низко пригнувшись к шее коня, впереди скакал офицер. Глянул я на свой эскадрон и ужаснулся. Идут вразброс. Если ударят белогвардейцы по эскадрону, - разом сомнут, изрубят. Подаю команду резерву: - За мной, в атаку! На полном карьере ринулась моя пятерка. Я налетел Неожиданный удар с фланга внес смятение в белую сотню. Мои бойцы осмелели и перешли в контратаку. Некоторые из них впервые участвовали в конной атаке. После этого боя вера в холодное оружие у них укрепилась, Экзамен был сдан, занятия, которые я начал проводить с бойцами с первых дней организации эскадрона, дали свои результаты». На стороне красных в гражданскую войну сражались калмыцкие кавалерийские полки, в одной из которых служил Мацак Тонхеевич Бимбаев, впоследствии заместитель командира 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии, который в книге «Судьба моя военная» пишет: «В августе 1929 года я окончил кавалерийские курсы усовершенствования командного состава и получил назначение на должность командира 3-го эскадрона 1-го Краснознаменного кавалерийского полка имени Евгении Бош 1-й кавдивизии копруса Червонного казачества, которым в то время командовал Ока Иванович Городовиков. Среди красных казаков О.И.Городовиков пользовался всеобщей любовью и уважением. И в этом я не раз убеждался». В той же книге, вспоминая период гражданской войны, М.Т.Бимбаев, остановился на некоторых эпизодах периода гражданской войны: «…1-й калмыцкий кавполк под командованием В. А. Хомутникова вел напряженные бои с противником и вписал немало славных страниц в свою историю, особенно в боях под хуторами Шарашкино и Кумыкга, Тавлисанский и Мартыновский, за станицу Урюпинскую. В полку прославились своими подвигами Арлтан Ангуляев, Андрей и Мария Дрючковы, Максим и Нарма Шапшуковы, Бадма Мухараев, Сага Мукаев и другие. Эти воины отличались отвагой, мужеством и героизмом. Так, 30 октября 1919 года 1-й Калмыцкий кавполк, прикрывая артиллерию 3-й кавбригады под хутором Шарашкино, по приказу комбрига выслал часть сил на поддержку 1-й партизанской бригады сводного конного корпуса, которая наступала в направлении Шарашкино и Кумыкта. Наши эскадроны сбили правый фланг, растерявшегося от неожиданной атаки противника, и тем самым дали возможность развернуться частям бригады и уничтожить весь 11-й казачий баклановский полк белых. В этом бою особенно отличились командир 3-го эскадрона Осадченко и помощник начальника пулеметной команды А. Ангуляев. 3 ноября 1919 года перед полком была поставлена задача перейти в наступление на хутор Таволжанский, выбить оттуда противника и удержать его до подхода главных сил бригады, действовавших во взаимодействии со ' 2-й бригадой, с которой полк поддерживал устойчивую и постоянную связь. Несмотря на сильный пулеметный огонь противника, полк перешел в атаку, имея в резерве один эскадрон. Внезапный переход от обороны к наступлению и решительная атака одного эскадрона с левого, а второго - с правого флангов решил успех боя. Хутор был занят полком, а враг обращен в бегство. Было захвачено в плен 12 офицеров и 68 нижних чинов. Благодаря мужеству и находчивости командира эскадрона М. Шапшукова, было захвачено 80 подвод с лошадьми, 6 станковых пулеметов, много боеприпасов и продовольствия. 6 ноября полк удерживал переправу через реку Бузулук у хутора Мартыновского и во взаимодействии со 121-м стрелковым полком отражал бешеные атаки противника силою до двух эскадронов. В этом бою снова отличился Арлтан Ангуляев. открывший из засады пулеметный огонь по противнику, начавшему переправу через Бузулух. Неожиданно атаковавший противника эскадрон М. Шапшукова окончательно смял и добил противника. На следующий день 2-й эскадрон под командованием М. Шапшукова на этой же переправе показал еще один пример воинского мастерства, храбрости и героизма. Противник численностью до двух эскадронов расположился на северо-западной окраине, лошади стояли под седлами. Штаб белых находился в центре хутора, в доме попа. Командир эскадрона Шапшуков, переправившись через реку, подошел к Мартыновскому хутору на расстояние 4км. Взяв три взвода, один оставив в резерве, повел бойцов в атаку. Застигнутый врасплох противник дрогнул и заметался. Через некоторое время хутор был освобожден. Наши бойцы взяли в плен 6 офицеров и 58 нижних чинов. 10 ноября бригада повела стремительное наступление на станицу Урюпинскую. Перед нами была поставлена задача овладеть переправой через реку Хопер, отрезать пути отступления противника, предотвратить развертывание его сил для боя. Командир полка Хомутников на рекогносцировке установил, что враг имел до трех эскадронов конницы с обозом. Было принято решение силами одного эскадрона овладеть переправой, а двумя - атаковать его главные силы. Такое решение было правильным, так как противник, решив, что основной удар будет нанесен по переправе, туда и направил свои главные силы. Но там его сильным ружейно-пулеметным огнем встретил эскадрон А. Дрючкова. Здесь враг был разгромлен, а весь обоз с боеприпасами захвачен нашими бойцами. Таким образом, своей атакой наш кавалерийский полк обеспечил свободу действий частям бригады. 20 ноября белые собрали значительные силы на правом фланге участка действий нашего конного корпуса. Стремясь вырвать инициативу у красных, противник наседал на 2-ю горскую бригаду сводного корпуса. На поддержку 2-й бригады был брошен калмыцкий кавалерийский полк, находившийся в то время в резерве. Он получил задание занять хутор Собачий, захваченный накануне противником. Во второй половине дня 20 ноября полк атаковал хутор, сбил правый фланг противника и, расстроив его ряды, дал возможность развернуться частям 2-й горской бригады. Противник отступил без сопротивления. За эту операцию командир Горской бригады, командир Калмыцкого полка Хомутников и командир 1-го эскадрона Дрючков были представлены к ордену Красного Знамени. Ровно месяц, с 3 марта по 3 апреля, наш полк простоял в станице Кривянской, ликвидируя остатки банд. Полк теперь имел семь единиц: пять эскадронов, полковую учебную команду и пулеметный эскадрон. 11 апреля Калмыцкий кавалерийский полк был перебазирован на станцию Батайск, где вошел в состав формировавшейся отдельной особой Донской кавалерийской бригады под командованием Булаткина, и стал именоваться 2-й Калмыцкий кавалерийский полк. К этому времени в нашем полку сложились крепкие боевые традиции, закаленные в боях девятнадцатого года. Не раз отличалась храбростью в боях калмычка Нарма Шапшукова. В схватке нашего кавполка с бандой Воронина под селом Султан бесстрашный помощник командира полка Аким Стаценко шел в атаку на противника. Завязался сабельный поединок. В этот момент Шапшуков успел заметить, что сбоку, прямо к Акиму Стаценко с поднятой шашкой летит белогвардеец: Шапшуков, сражаясь с двумя неприятелями, только успел крикнуть: - Нарма, спасай Акима! В одно мгновение, выхватив из кобуры наган, Нарма метким, выстрелом уложила бандита, уже опускавшего сверкающую шашку на голову Стаценко». Заметим, что эти воспоминания были написаны калмыками – красными командирами на русском языке и поэтому мы находим возможным отнести их к письменным источникам на русском языке. Точно также калмыки – офицеры Белой гвардии, оказавшиеся волею судеб в эмиграции также оставили свои воспоминания. Например, Санджи Балыков – бывший сотник, адъютант командира Зюнгарского полка полковника Гаврила Тепкина в эмиграции написал на русском языке ряд художественных произведений, в том числе и военные мемуары «Воспоминания о Зюнгарском полку». Эти воспоминания примечательны тем, что показывают участие калмыков в гражданской войне с другой стороны. «Образование Зюнгарского Калмыцкого полка – первый случай, когда донские калмыки за свое двухвековое пребывание в звании и положении донских казаков получили свою отдельную воинскую часть. Полк был сформирован в мае 1918 года в станице Константиновской. Полк был четырехсотенного состава и состоял преимущественно из казаков Платовской, Бурульской и Граббевской станиц. Зюнгарцы в первых числах апреля сделали первый успешный почин в Подрепнинской операции. У села Средне-Говейное зюнгарцы атаковали батальон красных, пошли врукопашную, порубили и взяли в плен роту пехоты, захватили четыре пушки с упряжкой и два пулемета… Особенной храбростью отличились казак Сербии Логвинов из Платовской станицы и урядник Цебеков из Граббевской станицы. Первый далеко опередив сотню, первым врубился в ряды красных, второй хорошо управлял в бою своим взводом. Начальник дивизии генерал Савельев, наблюдая за атакой зюнгарцев, говорят, танцевал от радости. Вся первая и четвертая сотни были произведены начдивом в подхорунжие, кроме тех, кто не принимал участия в бою. В бою под Родионовской красные, сбитые с позиции и окруженные нашей бригадой (78-й и Зюнгар), построили каре и " ощетинились". Пушек и пулеметов близко не было. Голыми руками не возьмешь. Оставить их и дать возможность уйти - преступление. Крики " ура" с их с нашей стороны не умолкали, щелкали беспорядочно винтовочные выстрелы, уже были раненые. Вдруг из рядов нашего полка с диким криком вырвался кто-то маленький, в желтой шубе, и, подлетев к красным, начал рубить налево и направо. " Ура! " раздалось сильнее, и наши два полка с остервенением набросились на красных. В следующие минуты красные сдались. Этим первым, кинувшимся в атаку и давшим толчок остальным, был хорунжий Сельнинов Яван из Платовской станицы. …Донская конница заночевала в чистом поле при 20-ти градусном морозе. Люди, не евшие уже вторые-третьи сутки, начали замерзать тут же, кто где лег. В результате без боя части потеряли около 50 процентов своего состава. В отличие от других, в этом несчастном походе зюнгарцы показали завидную выносливость. Тогда как в других частях количество вышедших из строя достигало половины из общего числа, то из Зюнгарского полка вышло с обмороженными частями тела только 47 человек, из них - 10 русских офицеров. Умерших от холода у нас не было совсем. Правда, мы всю ночь не ложились и танцевали, ели сырое мясо. Но зато " победили природу"! О зюнгарцах в бою под станицей Динской, когда 1-я сотня по моей инициативе прикрывала беспорядочную давку на гати, упоминает Г. Раковский в своей книге " В стане Белых". Между прочим, он восклицает: " Только они еще были крепки, только они спасали положение..." и т. д. …Когда не сдающиеся части собрались на берегу моря в ожидании пароходов, другая громадная масса казаков, со слезами на глазах, бросая винтовки, шла сдаваться. Настроение у всех было мрачное, подавленное. Зюнгарцы собирали винтовки и с решительным видом разбирали патроны, брошенные другими частями. На том же берегу, после ухода сдающихся, потребовалось выставить в сторону красных заслон. Ни один командир полка не решился дать приказание об этом своей части. Только полковник Тепкин немедленно послал свою 2-ю сотню, которая и погрузилась последней с командиром полка. Для зюнгарцев обстановки, предрасполагающей к невыполнению приказаний, не существовало. Крым. Прибывшие части осматривал генерал Врангель. Так как, кроме нашего полка, не было другой - целой и вооруженной - части, то парад проводить перед новым главкомом пришлось нам. Понятно, что нами, то есть парадом, командовал Тепкин. …Зюнгарцы, будучи вне очереди в авангарде, под колонией Гнадельфельдом наткнулись на полк красной пехоты и внезапной атакой целиком захватили его. Рассказывали при этом, что сотник Сельников, по обыкновению первым доскакавший до красных, скомандовал: " Бросай винтовки, собирайся ко мне! ", и как охотно исполнили эту команду красные. 13-го августа целый день мы вели бой с частями 2-й Красной Конармии, командующим которой был бывший строевой урядник Ока Городовиков, казак-калмык из Платовской станицы. Бой завершился для нас удачно, красные были потеснены. Но ценой стольких потерь мы никогда еще не покупали успех. Интересным было и сражение за селом Михайловка у Днепра. Мерковский полк медленно вел бой с красными. Ложились, били из пушек и пулеметов, перебегали и т. д. Мы подошли полком к их батарее. Полковник Бобров спросил о силе противника. Говорят: " Полк пехоты". Спросил наш командир и о приблизительном расположении их. Указали. " Полк, садись! 1, 2 и 4 - в лаву. 5 и 6 - за ней во вторую лаву. Полк рысью за мной, марш-марш! - командует Бобров и ведет полк в атаку. Не успели хорошо развернуться, как красные начинают бить по нас беглым огнем. Со второго же снаряда ранили командира полка, но зюнгарцы уже перешли в намет. Засверкали палаши, закричали " ура" и зашуршали по подсолнухам. А минут через десять уже гнали зюнгарцы красных. Мерковцам оставалось только удивляться. При командовании полком Безуглого особенно много было замечательных ночных походов в районе Б-Токмака. Выпьет, бывало, как следует, наш начдив " Гусь" и ведет ночью конную бригаду за село. " Зюнгарский полк в голову! " - кричит сиплым голосом. " В каком направлении идти, Ваше Превосходительство? " " Направление на луну! " Попадается красный пост, без шума нападаем и приканчиваем. Зайдем далеко в глубь расположения противника и на рассвете нагрянем в какое-нибудь село. Иногда смотришь: красные только начинают наступать на нашу сторону - на Токмак. А мы спокойно подходим к ним с тыла и вдруг с гиком - на них! Порой красные от неожиданности и изумления часто забывали и стрелять. Или, еще луч
|