Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каковы характерные черты процедуры в судах Европейского Союза?






 

Наряду с признаками, указанными выше (две стадии процедуры, возможность участия генеральных адвокатов в делах, рассматриваемых Судом, и др.), необходимо отметить ряд других существенных аспектов, характеризующих судопроизводство в судах Европейского Союза.

Сроки рассмотрения дел. Дела рассматриваются в порядке их поступления. В то же время, по причине большой загруженности союзных судов, четких сроков для совершения ими процессуальных действий не установлено.

В большинстве случаев необходимые временные интервалы определяет председательствующий (например, дату открытия устного разбирательства). При наличии особых обстоятельств он может, в частности, решить вопрос о проведении устного разбирательства конкретного дела в приоритетном порядке (ст. 55 Процессуального регламента Суда).

В последние годы в целях ускорения работы союзных судов были введены различные виды упрощенных процедур, однако проблема затянутых сроков разбирательства остается. Именно в целях ее решения Ниццким договором 2001 г. предусмотрено формирование третьего звена судебной системы ЕС - судебных палат (специализированных трибуналов) - в рамках которого уже функционирует Трибунал по делам публичной службы Европейского Союза.

Представительство. В судах Европейского Союза установлен принцип обязательного представительства сторон, т.е. стороны должны совершать процессуальные действия только через своих представителей.

Представителями государств-членов и институтов Союза служат их агенты (должностные лица), назначенные на конкретное дело. Физические и юридические лица обязаны действовать через адвокатов, которые имеют такой статус в соответствии с законодательством государств-членов. В качестве адвокатов также могут допускаться университетские профессора.

Если сторона не располагает средствами для оплаты услуг адвоката, то на основании ее мотивированного ходатайства Судом или Трибуналом может предоставляться бесплатная юридическая помощь: назначение бесплатного адвоката, кандидатуру которого вправе предложить ходатайствующая сторона.

Ходатайство о назначении бесплатного адвоката может предшествовать подаче иска.

Судебные расходы. Процедура в судах Европейского Союза бесплатная; пошлина при подаче исков не взимается.

Издержки, понесенные сторонами, возмещаются ими самими, если только выигравшая сторона не потребовала взыскать их с проигравшей. К подлежащим возмещению издержкам относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителя, суммы, причитающиеся свидетелям, экспертам.

В случае частичного удовлетворения иска Суд/Трибунал распределяет между сторонами понесенные ими расходы, но может постановить, что каждая из сторон сама оплачивает собственные издержки.

Доказательства и доказывание. Вопросы сбора доказательств и доказывания имеют значение главным образом при рассмотрении дел прямой юрисдикции (искового производства). Напротив, в делах косвенной юрисдикции специальное исследование фактических обстоятельств не проводится, так как в обязанности Суда Европейских сообществ здесь входит анализ только правовых проблем, а решение по существу выносит национальный суд, обратившийся с преюдициальным запросом.

На этапе возбуждения производства доказательства представляются сторонами: истцом, ответчиком и, возможно, лицами, вступившими в дело (интервентами).

Впоследствии доказательства собирают судья-докладчик и генеральный адвокат. С этой целью они могут запрашивать от сторон " любые сведения, относящиеся к фактам, любые документы или любые материалы, которые они считают уместными" (ст. 54bis Процессуального регламента Суда). Такие действия уполномоченных членов Суда называются подготовительными мерами. В Трибунале первой инстанции круг предварительных мер более широк, и они именуются мерами по организации процедуры. Это обусловлено особенностями юрисдикции Трибунала, рассматривающего дела по искам физических и юридических лиц и вынужденного чаще обращаться к исследованию фактических обстоятельств.

По наиболее сложным делам в целях получения дополнительных доказательств Суд и Трибунал могут назначать следствие (франц.: instruction). Как правило, оно имеет предварительный характер: проводится перед началом устного разбирательства судьей-докладчиком в рамках палаты при возможном участии генерального адвоката. Процессуальные регламенты Суда и Трибунала предусматривают пять видов следственных мер (франц. mesures d'instruction):

- персональную явку сторон в целях дачи ими необходимых показаний по делу;

- запрос о предоставлении сведений и предъявление документов, которые необходимы Суду/Трибуналу;

- получение доказательств от свидетеля;

- экспертизу;

- выезд на место.

Получение свидетельских показаний и назначение экспертизы производятся Судом/Трибуналом по собственной инициативе, а также по ходатайству сторон или генерального адвоката. Свидетели вызываются повесткой и после дачи показаний приносят присягу: " Я клянусь, что сказал правду, всю правду, ничего кроме правды".

В случае неявки свидетеля, который был должным образом извещен, а также отказа его от дачи показаний или принесения присяги, он может быть оштрафован Судом/Трибуналом на сумму до 5000 евро. В случае дачи свидетелем заведомо ложных показаний указанные суды направляют представление в министерство юстиции компетентного государства-члена на предмет возбуждения уголовного дела.

Сходные обязанности и меры ответственности действуют в отношении экспертов, назначенных Судом/Трибуналом.

Активная роль судов Европейского Союза в собирании доказательств свидетельствует о том, что процедура в них построена по ярко выраженной континентальной (романо-германской) модели. Эта модель, заимствованная, в основном, из практики французского правосудия, существенно отличает их от англо-американской модели, для которой характерна большая пассивность судебных органов. Аналогичная процедура действует и в третьем, низшем, звене судебной системы Европейского Союза, представленным в настоящее время Трибуналом по делам публичной службы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал