Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники права Европейского Союза
1. Понятие и классификация источников права ЕС.
Учредительные документы ЕС. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы от 2004 года.
а) Acquis Communitaire – массив нормативно-правовых актов ЕС. То есть это то, что достигнуто в рамках Сообщества. Относится только к 1-й опоре (экономическому сотрудничеству). Непременным условием вступления в ЕС является принятие Acquis Communitaire.
б) Право Европейского Союза – более широкое понятие по сравнению с первым. Состав права ЕС: 1) первичное право. Это так называемое конституционное право. Оно сопоставимо с ним. Оно включает в себя: А. Основное первичное право. Б. Дополнительное первичное право.
А. К основному первичному праву относятся договоры: Договор 1957 года, учреждающий Европейское Сообщество; договор 1957 года, учреждающий Евроатом; договор, 1992 года о Европейском Союзе; ревизионные договоры – Амстердам (1997 г.), Ницца (2001 г.) и другие.
Б. Дополнительное первичное право: договоры о присоединении (16.04.2003), договор 2006 года.
2) международные соглашения: 2.1 международные соглашения с третьими странами и международными организациями: - соглашение ЕС + третье государство в рамках 2-й и 3-й опоры. Например, в 2003 году заключено соглашение между США и ЕС о выдаче; - Европейское Сообщество либо два Европейских Сообщества + третья страна. Соглашение между РФ и Европейским Сообществом о развитии сотрудничества в области науки и технологии 2003 года; - Европейское Сообщество или два Европейских Сообщества, государства-члены ЕС + третья страна. Эти соглашения смешанные, так как относятся к компетенции как Европейских Сообществ, так и стран-членов ЕС. Например, Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между РФ и ЕС 1994 года; - соглашение между органами и институтами ЕС и третьей стороной (ЕС здесь используется в широком смысле). 2.2 соглашения между государствами-членами ЕС; Заключаются по вопросам, неохваченным учредительным договором ЕС. 2.3. межинституциональные соглашения – договоры между отдельными органами и институтами ЕС (соглашения между Европолом и ЕЦБ о предотвращении фальшивомонетничества, например).
в) вторичное право – документы, принимаемые в соответствии с учредительными документами для реализации общих задач, стоящих перед ЕС.
02.10.2007, вторник, 19: 10
Акты вторичного права – документы, принимаемые в соответствии с учредительными договорами в целях реализации задач, стоящих перед ЕС. Все акты подлежат обязательной публикации в журнале Европейских Сообществ – Official Journal (Amtsblatt der EG). Журнал выходит практически ежедневно. Все акты доступны также на сайте www.europa.eu. Здесь есть ссылка на правовую систему EUR-LEX – на русском www.eulaw.edu.ru
Все акты вторичного права можно поделить по трём опорам. 1-я опора (экономика): Регламент – акт общего характера, обладает универсальным действием, подлежит прямому применению в полном объёме. Он не подлежит ратификации. Вступает в силу через 20 дней после публикации.
Директива – не обладает в отличие от регламента универсальным характером, имеет обязательный характер для государств-членов ЕС, но не подлежит прямому применению в этих государствах. Она должна исполняться только правительствами государств, но не гражданами напрямую. Как правило, их принимают в целях гармонизации законодательств.
Если государство не выполняет директиву, то при разрешении спора суд может ссылаться на директиву, даже если она не была имплементирована государством.
Решение – не имеет прямого действия на территории государств-членов. Принимается по индивидуальному вопросу и направлена на урегулирование конкретного случая.
Рекомендации – форма выдвижения предложений по тому или иному вопросу.
Заключение – акт, выражающий позицию ЕС по отношению к тому или иному вопросу. Рекомендации и заключения носят рекомендательных характер.
2-я опора (внешняя политика)
Здесь нормативные акты не обладают прямой юридической силой.
Решение – акт индивидуального характера, предусматривающий принятие тех или иных мер.
Общая стратегия – определяет программу действий государств в отношении третьих государств либо какой-то организации.
Общая позиция – правовой акт, определяющий отношение ЕС к той или иной внешнеполитической проблеме.
Общая акция (common action) – правовой акт, на основе которого ЕС предпринимает конкретные шаги в отношении того или иного вопроса, осуществляет практические действия на международной арене.
3-я опора (юстиция и внутренние дела)
Рамочное решение – нормативно-правовой акт, принимаемый с целью нормализации уголовного или уголовно-процессуального законодательства. Например, акт, предусматривающий криминализацию тех или иных деяний. Введение системы европейского ордера на арест, подлежащего исполнению во всех странах ЕС.
Решение – носит индивидуальный характер, направлено на решение тех или иных вопросов. Например, решение от 28.02.2002 о создании Евроюста, органа, координирующего правовое сотрудничество по уголовным делам.
Общая позиция – акт, определяющий позицию ЕС по конкретной проблеме.
Общая акция – правовой акт, на основе которого ЕС предпринимает конкретные шаги в области юстиции и внутренних дел.
Иногда выделяется ещё одно звено – прецедентное право ЕС или судебная практика.
Суд Европейских Сообществ – не только толкует право, но и создаёт собственное право, подлежащее применению. Этот суд условно можно сравнить с Конституционным судом.
|