Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация управления провинциями Римской империи
Развитие военной экспансии Рима, перешагнувшей границы Апеннинского полуострова, заставили римлян искать формы для управления завоеванными территориями. Во II—I вв. до н.э. Римское государство подчинило все Средиземноморье, Западную Евро- пу вплоть до Рейна и Египет. Риму удалось создать достаточно гибкую систему провинциального управления и разнообразить формы правовых отношений с местным населением. Римские провинции южно подразделить на италийские и территории, находившиеся за пределами Италии. В III в. до н.э. часть италийских территорий была непосредственно включена в состав Римского государства, а местное население получило права римских граждан и было приписано к соответствующим трибам. Особую группу составили муниципальные италийские общины. Они получили полную гражданскую правоспособность, право на военную службу в римской армии в составе особых воинских контингентов, но были лишены политических прав. Самую многочисленную группу составили италийские общины, получившие статус «союзных» или «федератских». формально они сохранили политическую самостоятельность, а их отношения с Римом был оформлены особыми договорами. Союзники признавали верховную власть Рима и сохраняли внутреннюю автоономию, но утрачивали самостоятельность в отношениях с другими государствами. Воинские контингенты федератов должны были участвовать в военных операциях римской армии. Население этих территорий получало статус перегринов и правовую защиту перегринского претора. В результате Союзнических войн 91—88 гг. до н.э. жители Италии получили права римских граждан, а города — статус муниципий, в которых была установлена единообразная система управления, аналогичная традиционной организации Римского государства. С переходом к империи муниципальное самоуправление стало сужаться: народные собрания были вытеснены муниципальным сенатом, а магистратуры ограничены контролем со стороны столичных чиновников. Территории, захваченные за пределами Италии, именовались провинциями (к I в. до н.э. их насчитывалось 12, а к концу III в. уже 120). Фактически в провинциях действовал режим военной оккупации: жители рассматривались как военнопленные и могли обращаться в рабство, земли включались в государственный земельный фонд (ager publicus) и объявлялись собственностью римского народа. Местные жители, сохранившие свободу, рассматривались как арендаторы земли и за право пользования ею должны были выплачивать ежегодные государственные налоги. Для управления провинциями Сенат назначал проконсулов или пропреторов, которые получали империум, соответствовавший римским магистратурам консула и претора. При Октавиане Августе все провинции были разделены на императорские и сенатские. Причем количество императорских провинций неуклонно возрастало, так как с 11 г. до н.э. вновь образуемые провинции передавались под императорское управление. Сенатские провинции управлялись по-прежнему, доходы от них поступали в казну, но из-за постоянного разграбления финансовые поступления были незначительными. Императорские провинции управлялись наместниками принцепса — легатами или прокураторами, которые были ответственны только перед императором. Все финансовые поступления из этих провинций не контролировались Сенатом, а поступали в императорскую казну. В 286 г. император Диоклетиан провел административно-территориальную реформу. Он разделил империю на две части — Восточную и Западную, каждую из которых возглавил император-соправитель с равными полномочиями. Первоначально раздел сохранил государственное и правовое единство. Каждая из частей империи, в свою очередь, была поделена на две префектуры во главе с префектами претория. Префектуры подразделялись на 12 округов (диоцезов), а те — на провинции (до 16). Наместники ди-оцезов — викарии и наместники провинций — ректоры обросли собственными резиденциями и чиновниками. В их обязанности входили сбор налогов и высшая юрисдикция на вверенной территории. Однако префекты претория стали превращаться в вице-императоров со своим административным аппаратом и правом издавать общеобязательные эдикты. В конечном итоге, реформа привела к развалу империи. В 395 г. она окончательно разделилась на два независимых государства — Западную и Восточную Римскую империю (Византию).
|