Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление Афинского полиса. Реформы Солона и Клисфена
Полис представляет собой город-государство, основанный на гражданской политической общине. Процесс становления полисной организации в Древней Греции проходил в несколько этапов. В Афинах становление полиса связано с эволюцией рабовладельческой демократической республики. Афинский полис возник в VIII в. до н.э. в результате «синой-кизма», т.е. слияния нескольких поселений с сельскими округами в единый крупный город. Заслуга объединения четырех племен (фил) в полисную организацию приписывается легендарному царю Тесею. Утверждение республиканского строя в Афинах связано с борьбой земледельческой аристократии (эвпатридов) против патриархальной царской власти. Эвпатриды устранили базилевсов (вождей)и передали их полномочия по управлению государством выборным должностным лицам из числа аристократии — архонтам. Совет старейшин был заменен ареопагом, который составили бывшие и действующие архонты. В VI в. до н.э. афинское общество пережило глубочайший кризис, пошатнувший политическое гос-подctbo аристократии и приведший к установлению республиканской формы правления. Важным шагом на пути трансформации патриархально-клановой организации в гражданскую политическую общину стала борьба между аристократическими кланами (крупными земельными собственниками) и демократическими слоями (демосом). Изменение основ Афинской полисной организации связано с реформами Солона и Клисфена в VI в. до н.э. В 594 г. до н.э. известный поэт и общественный деятель Солон был избран на должность архонта с правом законодательной власти. Долговая реформа Солона — сисахфия — аннулировала все долги афинских граждан. Для афинян долговое рабство было отменено, а проданные в рабство за границу подлежали выкупу государством. Разрешались свободная купля-продажа земли, дробление землевладений и устанавливалась свобода завещаний. Тем самым закладывались экономические и правовые основы для развития частной собственности. Цензовая реформа Солона разделила граждан на четыре разряда по имущественному принципу. Каждый разряд наделялся определенным объемом политических прав: все разряды участвовали в народных собраниях, первые три разряда могли занимать общественные должности, первый разряд получал право на занятие должности архонтов. Государственные реформы Солона возродили народные собрания и придали им законодательные полномочия. Функции государственного управления были переданы Совету четырехсот. Он формировался по родовому принципу на основе имущественного ценза: по 100 человек от каждой филы (племени), избиравшихся из первых трех разрядов. Появился судебный орган — гелиэя (суд присяжных), в которую могли избираться афинские граждане независимо от имущественного положения. В конце VI в. до н.э. реформы Клисфена окончательно разрушили остатки родовой организации. Административная реформа Клисфена разделила государство на 10 фил — территориальных образований, каждая из которых включала в себя три триттии из разных частей страны (городскую, прибрежную и земледельческую). Филы подразделялись на демы — территориальные самоуправляющиеся округа во главе с демар-хами. Государственная реформа Клисфена заменила Совет четырехсот Советом пятисот. Он формировался по территориальному принципу: по 50 человек от каждой филы. Совет пятисот осуществлял функции государственного управления. Для военного управления была создана коллегия 10 стратегов: по одному представителю от каждой филы. Клисфен ввел процедуру остракизма — специального голосования народного собрания для определения лиц, представляющих опасность для государства. Подвергшиеся остракизму изгонялись за пределы полиса на 10 лет. Реформы тиранов-законодателей — Солона и Клисфена — разрушили родо-племенную организацию Афин, завершили становление Афинского полиса и заложили основы демократии. В рамках полиса складываются специфические общественные отношения, основанные на понятии гражданства. Гражданин — полноправный свободный человек, пользующийся политическими правами, т.е. обладающий правом участия в решении общих дел полиса. Полисная идеология основывалась на всемерной защите своих граждан как внутри полиса, так и за его пределами. Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов.
|