Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика права Древнего Востока






 

Правовые системы государств Древнего Востока обладают ря­дом особенностей. Первые письменные памятники права древней­ших цивилизаций (Законы Ману, Законы Хаммурапи) похожи по своим технико-юридическим характеристикам. Источники древневосточного права специфичны. Даже с появлением законов обычное право, основанное на традиции, сохраняло значение важ­нейшего социального регулятора. Первые законы, как правило, являлись письменным изложением обычаев родового строя, кото­рым отныне придавалась обязательная сила. Об этом свидетельству­ют пробелы в законодательстве. Первые законы либо регулировали сферу государственных интересов (например, статус царско-храмо­вого хозяйства или правовое положение лиц, находящихся на го­сударственной службе), либо регламентировали вновь возникав­шие правоотношения, не упорядоченные обычным правом (пра­вовой режим собственности, имущественный или торговый оборот).

Законы долгое время сохраняли нормы обычного права:

— принцип талиона — возмездие соответственно причиненно­му вреду («око за око»);

— кровную месть;

— принцип коллективной ответственности членов семьи или общины за проступок одного.

Хотя с появлением законов некоторые обычаи претерпевают изменения. Например, постепенно кровная месть заменяется ком­позицией, т.е. возмещением материального характера (выкупом). В догосударственный период месть являлась основным способом защиты рода как социально-хозяйственной единицы. С укрепле­нием государственных институтов возникли условия для вытесне­ния мести. Коллективная ответственность была воспринята зако­нодательством для защиты государственных интересов. Так, в Ки­тае за государственные преступления по принципу круговой поруки казнили еще и ближайших родственников по линии отца, матери и жены.

Законы представляли собой собрание судебных решений. Ими должны были руководствоваться судьи при разрешении дел, выхо­дивших за рамки традиционной юстиции. Правовые нормы изла­гались в форме казусов — судебных решений, принятых в частных случаях (по формуле: если... — условие, то... — решение, иначе...). В древневосточном праве отсутствовало отраслевое разделение. Основой систематизации правовых норм являлся принцип быто­вой ассоциативности. Статьи объединялись, исходя из представ­лений о сословном делении общества, патриархальности семейных отношений, представлений о греховности.

Правовые нормы Древнего Востока тесно переплетались с рели­гиозно-этическими нормами. Часто законы содержали правила морального и религиозного свойства: пищевые запреты религиоз­ного характера («нечистая пища»), наказания за преступления про­тив религии (например, смерть за взлом храма). Связь с религией обусловила отсутствие четкой дифференциации преступлений и грехов. Религиозные сборники содержали правовые нормы и мог­ли выступать в качестве авторитетных источников права. Так, в Древней Индии даже сложились две параллельно существующие системы права — государственная (светская) и общинная (религи­озная). Поэтому важнейшим источником права стали сборники ре­лигиозно-нравственных и правовых предписаний — дхармашастры.

В древневосточном праве сложилась система правовых приви­легий, при которой жизнь и достоинство людей расценивалось в зависимости от социальной принадлежности. Поэтому соци­альный статус преступника и потерпевшего определяли степень вины и ответственности. Например, в Древней Индии оскорбле­ние равного или представителя низшей варны наказывалось штра­фом. Аналогичное преступление в отношении высших варн кара­лось телесным наказанием (отрезанием языка или кисти).

Право Древнего Востока диспозитивно — правовые нормы предлагали вариант поведения и предоставляли лицам возмож­ность свободно распоряжаться своими правами и договариваться между собой о взаимных правах и обязанностях. Только в случае отсутствия такой договоренности в действие вступал определен­ный законом вариант поведения. Даже судопроизводство начина­лось с подачи заявления потерпевшей стороной и могло быть пре­кращено на любой стадии при соглашении сторон.

Для права Древнего Востока характерно отсутствие различий между частноправовым нарушением (деликтом) и преступлением. Действовало объективное вменение — любое деяние, причинив­шее вред другому лицу, имуществу или государственным интере­сам, влекло наступление уголовной ответственности.

Необходимо отметить формализм древневосточного права, предполагавший приоритет формы над содержанием. Это выража­лось в строгом следовании торжественным правовым ритуалам и судебным обрядам, в случае их несоблюдения фактически возник­шее отношение не имело юридической силы.

Важной особенностью права Древнего Востока является его сдерживающее воздействие на социальное расслоение. Право всячески защищало свободное население и препятствовало его соци­альной деградации. Государство опасалось обнищания массы об­щинников — налогоплательщиков. Поэтому попавшему в тяжелое положение давались максимальные шансы. Предпринималась по-, пытка зафиксировать проценты по долгам (рост процентов прекра­щался в случае болезни, обучения, несовершеннолетия должника), ограничивалось долговое рабство.

Древневосточное право ограничивало развитие института част­ной собственности. В нем отсутствовали правовые гарантии, кото­рые могли бы способствовать ее процветанию. Верховная собствен­ность на землю принадлежала государству. Земля могла быть пред­метом коммерческого оборота, но частный или коллективный (община) ее владелец распоряжался лишь правом владения, не пре­ходящим в полную частную собственность. Хотя понятие собствен­ности в отличие от пользования сложилось, о чем свидетельствует институт давности пользования, влекущий превращение владения в собственность (например, по Законам Ману давностное владение для движимого имущества составляло 10 лет, для недвижимого — 20 лет). О неразвитости института частной собственности свидетель­ствует и отсутствие института завещания: наследство переходило только по закону ближайшим родственникам.

3. Правовое положение населения по Законам Хаммурапи

 

Законы вавилонского царя Хаммурапи представляют собой один из первых известных сборников правовых норм. Они были составлены в XVIII в. до н.э. в казуистичной форме (т.е. излагали судебные решения, принятые в частных случаях) на основе обыч­ного права и законов предшествующих правителей.

Социальная структура по Законам Хаммурапи отличается отсут­ствием четких социально-классовых границ. Для Древнего Востока характерно существование переходных социальных категорий, что связано с господством общины и всевластием государства. Право­способность социальных групп и слоев определялась их принад­лежностью к общине и отношением к государственной службе.

Категорию полноправных людей, преобладавших в древне­вавилонском обществе, составляли авилум. Авилум («человек») — свободный общинник, глава патриархальной семьи. Он владел участком общинной земли, обладал имущественными правами и мог рассчитывать на поддержку общины. Правовой статус авилум в основном определялся обычным правом. Однако государство было заинтересовано в сохранении слоя свободных общинников, т.к. авилум являлись основными налогоплательщиками. Поэтому Законы Хаммурапи обеспечивают максимальную правовую защиту полноправного вавилонского населения. За преступления против авилум назначались наиболее тяжелые наказания и «дороже» оце­нивалось их имущество. Законы препятствовали социальной де­градации свободного полноправного населения и устанавливали ограничения долгового рабства. Если авилум вынужден был в обес­печение долга продать или отдать в рабство членов своей семьи, то срок такого рабства ограничивался тремя годами. После чего долговые рабы обретали свободу, а долг считался погашенным. В случае смерти заложника от побоев или дурного обращения кре­дитор нес ответственность. Если погибал сын должника, то казни­ли сына ростовщика; если погибал раб, то выплачивалась денеж­ная компенсация. Кроме того, кредитор терял право на получение долга.

Следующая категория населения по Законам Хаммурапи — мушкенум. Мушкенум («падающий ниц») — неполноправный сво­бодный человек, вышедший из общины, но поступивший в услу­жение в царское хозяйство. Этот промежуточный между полно­правными и рабами слой составляли выходцы из низов местного населения (изгои, бродяги). Возможно, положение мушкенум по­лучали рабы-иноплеменники, посаженные на дворцовую или хра­мовую землю. Он владел неотчуждаемым земельным наделом из царско-храмового фонда на условиях выплаты доли урожая в каз­ну. Поэтому землевладение мушкенум охранялось наряду с царско-храмовой собственностью. Однако личность и имущество муш­кенум в законах оцениваются ниже, чем у авилум.

Выделяется категория воинов — редум, баирум. Их правовое положение подробно регламентируется Законами Хаммурапи, так как государство было заинтересовано в обеспечении прав и опре­делении обязанностей лиц, состоявших на царской службе. Отказ редум, баирум выступить в царский поход карался смертью, даже если взамен они предоставили наемника. Попавший в плен воин подлежал выкупу. Если в доме воина не было необходимых для выкупа средств, то сумму выкупа предоставлял храм поселения или казна. Любые притеснения редума со стороны воинских начальников карались смертью последних: воина нельзя было сдать внаем, отстранить от царской службы, забрать у него царские подарки. За царскую службу воины получали имущество (скот, дом) и земель­ный надел на правах илку (служебное дарение), т.е. такое имуще­ство не подлежало отчуждению, любые сделки с ним считались недействительными. Подаренное царем имущество не могло быть передано в обеспечение долга воина или отдано за выкуп его из плена. Долговые обязательства редум, баирум обеспечивались их собственными доходами. В случае длительного отсутствия воина его имущество передавалось другому человеку, способному нести царскую службу. Однако в течение трех лет за воином сохранялись права на надел, после чего он лишался возможности прав на воз­врат имущества. Исключение составляли случаи, когда воин попа­дал в плен во время царской службы. Возвратившемуся из плена воину имущество возвращалось, но он по-прежнему обязан был служить царю. Надел редум, баирум мог быть передан по наслед­ству только сыну при условии, что наследник в состоянии нести воинскую службу своего отца. Малолетний сын прав на надел не имел, но его матери передавалась третья часть землевладения в пользование. Жене и дочерям воина могло быть передано лишь то имущество, которое воин приобрел самостоятельно.

Законы Хаммурапи выделяют еще одну категорию неполно­правного населения — тамкаров. Они представляли собой торго­вых агентов, состоявших на царской службе с обязанностью отчис­лять в казну часть прибыли от торговых сделок. Тамкары были свя­заны с рынком и помимо царских поручений могли совершать собственные торговые и ростовщические операции.

Внизу социальной лестницы находились рабы — вардум. Раб­ство в Вавилоне носило патриархальный характер, т.е. рабы нахо­дились на положении младших членов семьи. Они имели право на семью и могли обзаводиться имуществом, которое считалось соб­ственностью их хозяина. Законы Хаммурапи рассматривают раба наравне с имуществом, которое могло свободно отчуждаться. На­несение телесных повреждений или убийство раба расценивалось как причинение имущественного ущерба и подлежало соответству­ющему возмещению. В то же время раб лично отвечал за совершен­ные им преступления и к нему применялись самые жестокие меры наказания. Раб даже мог оспаривать в суде свое рабское положе­ние, но в случае проигрыша дела раба сурово наказывали.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал