Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деспотии
Ранние государства складываются в 4—3 тысячелетии до н.э. на Востоке. Понятие Восток в данном случае используется как цивилизационное. Речь идет о древневосточных цивилизациях, возникших в Египте, Месопотамии, Индии, Китае. Именно здесь в указанный период оптимальная экологическая среда создала благоприятные условия для производства постоянного избыточного продукта при достаточно примитивных орудиях труда, что привело к разложению родовой организации общества и позволило, человечеству осуществить прорыв в цивилизацию. Древневосточная деспотия характеризуется как теократическая монархия, т.е. во главе государства находился наследственный, обожествляемый монарх, одновременно возглавлявший религиозный культ. Институт сакрализации власти представлял собой сложную религиозно-мифологическую систему, позволявшую возвысить власть правителя над местными лидерами и в условиях сохранения незыблемости общинно-родовых связей интегрировать общество и государство. В этой системе монарх выступал в качестве посредника между миром живых людей и сверхъестественных сил. Он исполнял и толковал волю божества, был организатором религиозного культа, жертвенных подношений. Ему подчинялось жречество. Личность монарха, независимо от его качеств, признавалась священной. Божественное происхождение власти древневосточного монарха определяло ее неограниченный характер. Преимущественно его полномочия были связаны с выполнением административно-хозяйственных функций. Государственная власть призвана была регулировать разрозненное общинное производство и организовывать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений, обслуживание царско-храмового хозяйства). Участие населения в таких работах рассматривалось как общественнозначимая обязанность, носившая важный ритуальный смысл. Правитель обладал правом верховной собственности на землю в государстве. Он мог перераспределять общегосударственный фонд в пользу привилегированных или нуждающихся слоев. Деспот имел право вмешиваться в дела общин, родов и семей, распоряжаться жизнью и имуществом своих подданных. В меньшей степени древневосточные правители наделялись законодательными полномочиями. В мировоззрении древних людей основополагающим являлось следование традиции. Учреждение общих правил жизни приписывалось богам. Поэтому первоначально правители не наделялись законодательным правом. Со временем распоряжения деспота приобрели характер источников права. Однако даже в этом случае требования традиции были определяющими. Правитель мог устанавливать новые правила для подданных, но эти правила не могли нарушать традиционные основы правопорядка. Государственный аппарат был многочисленным и хорошо организованным. Выделяется три уровня управления — центральный, региональный (областной), местный (общинный). Но внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и обеспечением личных интересов деспота.
|