Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деспотии






 

Ранние государства складываются в 4—3 тысячелетии до н.э. на Востоке. Понятие Восток в данном случае используется как цивилизационное. Речь идет о древневосточных цивилизациях, возник­ших в Египте, Месопотамии, Индии, Китае. Именно здесь в ука­занный период оптимальная экологическая среда создала благо­приятные условия для производства постоянного избыточного продукта при достаточно примитивных орудиях труда, что приве­ло к разложению родовой организации общества и позволило, че­ловечеству осуществить прорыв в цивилизацию.

Древневосточная деспотия характеризуется как теократическая монархия, т.е. во главе государства находился наследственный, обожествляемый монарх, одновременно возглавлявший религиоз­ный культ. Институт сакрализации власти представлял собой сложную религиозно-мифологическую систему, позволявшую воз­высить власть правителя над местными лидерами и в условиях со­хранения незыблемости общинно-родовых связей интегрировать общество и государство. В этой системе монарх выступал в каче­стве посредника между миром живых людей и сверхъестественных сил. Он исполнял и толковал волю божества, был организатором религиозного культа, жертвенных подношений. Ему подчинялось жречество. Личность монарха, независимо от его качеств, призна­валась священной.

Божественное происхождение власти древневосточного монар­ха определяло ее неограниченный характер. Преимущественно его полномочия были связаны с выполнением административно-хо­зяйственных функций. Государственная власть призвана была ре­гулировать разрозненное общинное производство и организовы­вать общественные работы (строительство ирригационной систе­мы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений, обслуживание царско-храмового хозяйства). Участие населения в таких работах рассматривалось как общественнозначимая обязан­ность, носившая важный ритуальный смысл. Правитель обладал правом верховной собственности на землю в государстве. Он мог перераспределять общегосударственный фонд в пользу привиле­гированных или нуждающихся слоев. Деспот имел право вмеши­ваться в дела общин, родов и семей, распоряжаться жизнью и иму­ществом своих подданных.

В меньшей степени древневосточные правители наделялись законодательными полномочиями. В мировоззрении древних лю­дей основополагающим являлось следование традиции. Учрежде­ние общих правил жизни приписывалось богам. Поэтому перво­начально правители не наделялись законодательным правом. Со временем распоряжения деспота приобрели характер источников права. Однако даже в этом случае требования традиции были оп­ределяющими. Правитель мог устанавливать новые правила для подданных, но эти правила не могли нарушать традиционные ос­новы правопорядка.

Государственный аппарат был многочисленным и хорошо организованным. Выделяется три уровня управления — централь­ный, региональный (областной), местный (общинный). Но внут­ри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением го­сударственных обязанностей и обеспечением личных интересов деспота.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал