Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сенсорно-перцептивные функции






Распространенность недостатков зрения и слуха среди детей с задержкой психического развития не выше, чем среди нормально развивающихся детей. Ребенка в очках в специальном саду для детей этой категории увидишь не чаще, чем среди нормально раз­вивающихся сверстников'. Это означает, что первичных сенсор­ных недостатков у детей рассматриваемой категории нет. Вместе с тем совершенно очевидно наличие недостатков восприятия. Еще А.Штраус и Л.Летинен (1947) в своей работе о детях с мини­мальными повреждениями мозга писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят».

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что среди детей с первичными недостатками слуха или зрения (глухих и слабослышащих, незрячих и слабовидящих) выявляется около 20% детей, имеющих, кроме того, задержку психи­ческого развития как дополнительный дефект.

Ряд авторов отмечают у детей с задержкой психического раз­вития трудности в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычле­нить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глу­бины пространства, что затрудняет детям определение удаленно­сти предметов, и в целом недостатки зрительно-пространствен­ной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприя­тии расположения отдельных элементов в сложных изображениях.

Недостатки восприятия явно выступают, когда дети выполня­ют задания на копирование фигур, когда они конструируют по образцу какие-либо объекты (домики из строительных кубиков, конструкции из материалов «Лето», фигуры из кубиков Кооса). Наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, связанные с этими недо­статками.

Исследования по опознанию фигур, проводившиеся с млад­шими школьниками, дают основания предполагать, что у до­школьников с задержкой психического развития имеются за­труднения в построении целостного образа из отдельных предъ­явленных частей. Формирование целостного образа происходит замедленно, поэтому ребенок многого не замечает, упускает детали.

Недостатки восприятия выступают более четко и выражены зна­чительнее при неблагоприятных или необычных условиях восприя­тия: когда предмет рассматривается в непривычном ракурсе, в условиях плохого освещения, изображение представлено в виде контура или неполным, контурные изображения предметов нало­жены друг на друга или перечеркнуты прямыми линиями. Позд­нее, когда начинается обучение чтению, недостатки восприятия проявляются в смешении близких по очертаниям букв и их эле­ментов.

Польский психолог X. Спионек (1978) считает отставание в раз­витии зрительного восприятия, наблюдаемое у детей этой катего­рии, одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.

Рассматривая все описанные недостатки восприятия, можно видеть, что связаны они не с первичными сенсорными дефекта­ми, а выступают на уровне сложных сенсорно-перцептивных функ­ций, т.е. являются следствием несформированности аналитико-синтетической деятельности в зрительной системе, и особенно в тех случаях, когда в зрительном восприятии участвуют другие ана­лизаторы, прежде всего двигательный. Именно поэтому наиболее значительное отставание наблюдается у дошкольников с задерж­кой психического развития в восприятии пространства, которое (восприятие) основано на интеграции зрительных и двигатель­ных ощущений.

Еще большее отставание прослеживается в формировании ин­теграции зрительно-слуховой, которая имеет важнейшее значе­ние при обучении грамоте. Это отставание, несомненно, прояв­ляется в трудностях этих детей при обучении чтению и письму.

Слуховое восприятие дошкольников с задержкой психическо­го развития характеризуется теми же особенностями, что и зри­тельное. Каких-либо трудностей в восприятии простых слуховых воздействий не наблюдается. Имеются некоторые затруднения в дифференциации речевых звуков (что говорит о недостатках фо­нематического слуха), наиболее отчетливо выступающие в слож­ных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах. Дети испытывают трудности при выделении звуков в слове. Эти затруднения, отражающие не­достаточность аналитико-синтетической деятельности в звуковом анализаторе, обнаруживаются при обучении детей грамоте.

Значительно больше, чем в дистантных видах восприятия, про­является отставание в развитии осязательного восприятия. Дети затрудняются в осязательном узнавании даже многих хорошо зна­комых им предметов.

Осязательное восприятие, как известно, является комплекс­ным, объединяющим тактильные и двигательные ощущения. Но наблюдаемые трудности связаны не только с недостаточностью межсенсорных связей, т.е. с комплексным характером осязатель­ного восприятия, но и с недоразвитием тактильной и двигатель­ной чувствительности в отдельности. Доказательством недостат­ков тактильной чувствительности являются трудности детей в оп­ределении места прикосновения к разным участкам их кожной поверхности (например, щеке, подбородку, носу, кисти руки или предплечью). Дети определяют место прикосновения неточно, иногда вообще не могут его локализовать. Особенно трудно им локализовать тактильные ощущения в случае одновременных при­косновений к двум разным участкам кожи.

Недостаточность, отставание в развитии двигательных ощуще­ний проявляется в неточности и несоразмерности движений, ос­тавляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз их руки, устанав­ливаемых взрослым. Все это отмечается, естественно, тогда, когда ребенок не видит устанавливаемых поз.

Важно отметить, что в ходе возрастного развития недостаточ­ность восприятии преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными они становятся. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительного восприятия и слухового. Особенно интен­сивно это происходит в период обучения грамоте. Медленнее раз­вивается осязательное восприятие.

Завершая характеристику ощущений и восприятия детей с за­держкой психического развития, выделим вероятные причины их недостаточности. Одной из причин является низкая скорость при­ема и переработки информации, ограничение этой скорости в разной степени выступает при всех недостатках развития и явля­ется общей закономерностью аномального развития. Причем это снижение (по сравнению с нормой) скорости приема и перера­ботки информации происходит в центральном звене анализатора. Ясно, что эта особенность будет проявляться в недостаточности не только восприятия, но и ощущений. Другой причиной дефект­ности восприятия является несформированность перцептивных действий, т.е. тех преобразований сенсорной информации (объ­единение отдельных ее элементов, их сопоставление и т.д.), ко­торые ведут к созданию целостного образа объекта. Еще одной причиной является несформированность у дошкольников с за­держкой психического развития ориентировочной деятельности, грубо говоря, они не умеют рассматривать то, на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент, будь то речь или какие-то другие звуки.

Недостатки восприятия выступают тем сильнее, чем сложнее воспринимаемый объект и чем менее благоприятны условия вос­приятия. Будучи ярко выраженными в дошкольном возрасте, они постепенно преодолеваются по мере взросления ребенка.

В наибольшей мере отставание в развитии у детей рассматрива­емой группы в перцептивной сфере проявляется в несформированности у них наблюдения — систематического и целенаправ­ленного восприятия, осуществляемого с целью изучения предме­тов и явлений, обнаружения происходящих в них изменений и установления их смысла, который непосредственно не выступает. Наблюдение относится к категории высших психических функ­ций и формируется на основе развитого непосредственного вос­приятия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал