Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2. Процесс становления государства подразумевает становление формы правления и формы государственного строя






Процесс становления государства подразумевает становление формы правления и формы государственного строя. Во Франции эти два процесса шли параллельно друг другу. В Англии главной была только форма правления, вопрос о территориальном устройстве возник только в 19-ом веке. В ходе американской революции вопрос о форме правления и форме государственного строя не поднимался, пока не была выполнена основная задача - независимость от митрополии, после освобождения и затронули эти проблемы.

Можно выделить 4-ре основных документа периода становления буржуазного государства:

  1. " Декларация прав и свобод человека и гражданина" 1789-го года.
  2. " Конституция Франции" 1791-го года.
  3. " Декларация прав и свобод человека и гражданина" 1793-го года.
  4. " Конституция Франции" 1793-го года.

Логика изложения событий революции:

Предпосылки - причины - движущие силы - этапы - значение.

18-ый век во Франции характеризуется абсолютизмом. С точки зрения социально-экономического развития феодального производства на одной стороне возникла небольшая группа крупной земельной аристократии, а на другой стороне громадная масса крестьян, находящаяся в личной и экономической зависимости. На базе крупных городов начинается закладывание основ промышленного производства, необходимы были рабочие. Таким образом, экономические предпосылки лежали в самих недрах феодального устройства, в базисе. Необходимо было освободить крестьян, для работы на промышленном производстве.

К 18-му веку Франция была довольно развитой страной. Средние и мелкие землевладельцы были заинтересованы в развитии товарных отношений, перемене условий. Сама власть в лице верховного земельного собственника не была заинтересована в развитии сельского хозяйства и товарного производства, то есть в изменении положения в стране.

Требовалось становление новых экономических отношений, основанных на демократических принципах. Цеховой строй - 1-ое препятствие развитию промышленности, но несмотря на это, заметен рост буржуазии. Источник её богатства является промышленность и торговля. Буржуазия выделяется из горожан, аккумулировав в своих руках большое количество богатств (денег и средств производства). Постепенно она консолидируется в единую группу, которая была сильна экономически, но не имела ни каких политических прав в отличии от дворян и духовенства.

Предпосылки буржуазной революции складываются внутри общества, в его базисе. На контрасте между богатством дворян и нищетой крестьян. Помимо этого, в стране наступает финансовый кризис, из-за чрезмерного опустошения казны монархом и его окружением, идёт череда неурожайных годов, совокупность этих фактов и вызвала недовольство народа, конфликт.

Предпосылки носят объективный характер. Поэтому жизненно была необходима революция.

Движущие силы революции:

  1. Французское крестьянство, это два миллиона человек, кровно заинтересованных в уничтожении феодальных повинностей, феодального землевладения и феодального государства. В
  2. Городские низы: ремесленники, рабочие, подмастерья и т.д, так называемый предпролетариат. 1, 5 - 2 миллиона человек, этот слой населения вынес на своих плечах революционную борьбу, определил радикальный характер революции.
  3. Буржуазия: купцы, собственники мануфактур и промышленных предприятий. В отличии от 2-ух первых групп, буржуазия сразу же приобрела организованную форму, своего рода объединение, имеющее свою платформу и целенаправленное стремление к власти. Руководящая сила революции - буржуазия. По своему составу она была неоднородна.

Этапы революции:

  1. 14 июля 1789 - 10 августа 1792.
  2. 10 августа 1792 - 2 июня 1793.
  3. 2 июня 1793 - 27 июля 1794.

Данная классификация произведена в связи с приходом тех или иных политических сил к власти. По Марксу, первый этап - конституционный, второй - к власти приходят жирондисты, третий - якобинцы (1 - крупная, 2 - средняя, 3 - мелкая буржуазия, соответственно).

Идеологической базой прихода к власти крупной буржуазии является " Декларация прав человека и гражданина". Структура этого документа, состоит из 17-ти статей, касающихся:

  1. Прав и свобод человека и гражданина, эти статьи расположены не по порядку.
  2. Основных принципов организации государственного строя Франции.
  3. Связанных с гарантией прав и свобод человека и гражданина.

Основной элемент, определяющий все гарантии - судебная система, гарант защиты прав и свобод граждан от частных лиц и государства. В качестве основе вышеперечисленной классификации лежит 17-ая статья о неприкосновенности частной собственности. В основе этой декларации лежат идеи великих мыслителей и идеологов того периода, таких как Шарль Монтескье.

Франция является страной конституционного строительства или страной конституционализма, в отличии от Англии. Там где нет разделения властей, тем нет и конституции, но в тот период сама идея конституционализм не имела практического применения, только в теории. Сама идея конституционализма принадлежит американцам, а практической и детальной разработкой этого принципа занимались французы и англичане. Конституция 1791-го года появилась во Франции впервые, собственной практики конституционного строительства у французов не было.

Конституционное строительство охватывает период с 1794-го года вплоть до XX века. В рамках этого периода была принята целая масса конституций, являющихся правовой основой организации и деятельности всех государственных органов, являющихся гарантией прав и свобод французских граждан. Чтобы сократить процесс изучения 13 конституции Франции, принятых за этот период, нужно остановиться только на основных моментах: анализ самой конституции; характеристика органов государственной власти; характеристика принципов государственного строительства; способ и порядок формирования органов государственной власти; режим и форма государственного устройства.

1-ая конституция была принята 3 сентября 1791-го года. Её основные принципы:

  1. Принцип национального суверенитета, это основополагающий принцип.
  2. Принцип представительного правления.
  3. Принцип конституционного правления.
  4. Принцип разделения властей.
  5. Принцип провозглашения прав и свобод, и их гарантий.

Эти принципы так или иначе присутствуют во всех конституция, на всём протяжении конституционного строительства, хотя иногда они видоизменялись и исключались. Они отражают весь ход исторического развития конституционного строительства во Франции.

3 сентября 1791-го года была принята первая писаная конституция, она была учредительной, и по способу принятия и изменения была жёсткой конституцией (см. Конституционное право). Согласно этой конституции Франция являлась конституционной монархией, правовой основой в государстве становилась конституция, вернее её текст, зафиксировавший все указанные принципы.

Смысл учреждения этой конституции видели в следующем, Франция переживала период консолидации французов в единую нацию, это отражало те изменения, которые происходили в обществе, и экономические изменения тоже, связанные со становлением капиталистического производства. Опорой такой консолидации становится государство - выразитель интересов всей нации. Согласно научной доктрине, народный суверенитет зиждется в самой нации, то есть получается, что нация выступает субъектом права. Признание национального суверенитета, его неделимость, его неотъемлемость, и не отчуждаемость.

Выразителем интересов нации внутри государства может быть государственный орган в целом, способ - представительный орган, необходимый элемент всей государственной машины, при абсолютизме выразителем интересов был король. Это явление противоречило тем постулатам, которые существовали, поскольку считалось, что король был во главе по воле бога, а не народа, то есть получается, что он не мог быть выразителем их интересов.

Принцип национального суверенитета был главным элементом, низвергающим абсолютизм. Какой орган мог представлять интересы нации? Таким органом становится законодательное собрание. Сформировался на базе Генеральных штатов, затем представительного собрания и учредительного собрания, которое приняло конституцию. Законодательное собрание - это был однопалатный орган, избираемый населением на 2-а года, не могло быть распущено королём. Основные функции - это право на установление законов, право на принятие и издание законов, право за контролем денежных средств и привлечением к суду министров за преступления против общества и конституции, право объявления войны. Противостояло абсолютной власти монарха.

Монарх царствовал в силу закона, обязан был приносить присягу на верность нации и конституции. Расходы короля определялись определённым документом, особа короля была объявлена священной и неприкосновенной. Титул " божьей милостью король", был заменён на " король французов", что говорит о окончательном падении абсолютной монархии.

Способ и порядок формирования высших органов государственной власти. Это стало сферой законодательства исполнительной власти (её глава - король), которая в соответствии с конституцией имела право издавать акты и указы, но они нуждались в соответствующей подписи министра. То есть могли издавать указы, определять порядок формирования высших органов государственной власти, а также и представительного органа.

Декретом Учредительного собрания было принято положение, которое делило всех французов-избирателей на пассивных и активных. Предполагало наличие право голоса (активные), либо его отсутствие (пассивные). Для того, чтобы реализовать право голоса активных, надо было их организовать в группу, которая бы представляла интересы богатых, поэтому устанавливаются соответствующие цензы: национальной принадлежности; достижение 25-го возраста; проживание в данной местности не менее 1-го года, и уплата налогов в установленном законом порядке, нельзя также было быть в услужении.

Избирательный корпус состоял из граждан в соответствии с административно-территориальным делением страны. Департаменты - дистрикты - кантоны. Активные граждане избирали от своих округов выборщиков, на департаментах выборщики выбирали депутатов в законодательное собрание, то есть получаются двухстепенные выборы. Выборщики ограничивались определёнными цензами, главным из них был имущественный.

Принцип разделения властей. Вся власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная - законодательное собрание, исполнительная - король, судебная - независимая от исполнительной и законодательной, избиралась непосредственно народом на определённый срок, король должен был утвердить избранного на пост. Судей не могли смещать без веских оснований. Суды не могли вмешиваться в осуществление законодательной и исполнительной власти. Этой конституцией также устанавливался суд присяжных.

В 1793-ем году - конституция и " Декларация прав человека и гражданина", но не вступили в действие, поскольку сложилась система, возглавляемая революционным силами, ядром которых были якобинцы. Были сформулированы следующие принципы:

  1. Принцип народного суверенитета.
  2. Принцип, связанные с включением институтов непосредственно демократии, референдум и плебисцит.
  3. Исключается принцип разделения властей.

Законодательная власть теперь принадлежит национальному собранию, которое только предлагает законы. Законопроекты приобретали силу закона только после утверждения их на первичных собрания. Первичные собрания могли отклонить законопроект, предложенный национальным собранием. Быстрая смена законодательного органа власти (избирался на один год), была с одной стороны выгодна, а с другой нет.

Полномочия национального собрания:

  • Имело право издавать законы в области гражданского и уголовного законодательства.
  • Заведовало расходом и доходом республик.
  • Могло издавать декреты, имеющие высшую юридическую силу.

Исполнительной властью обладало правительство в составе 24-х членов, избирающихся национальным собранием по спискам кандидатов на первичные департаменты собрания.

Способ формирования национального собрания - всеобщее избирательное право, без всяких цензов, теперь можно было избирать с 21-го года, пассивные также получили право голоса.

Идеологическая основа принципа народного суверенитета восходит к Жакку Руссо, который считал, что принцип разделения властей не ведёт к добру, только народ формирует власть, был сторонником парламентарной монархии/республики.

В 1799-ом году - период правления Бонапарта, который создал конституцию, отвечающую его требованиям и притязаниям, этот правления носит название режима личной власти или цезаризма.

Основные принципы:

  1. Принцип народного суверенитета.
  2. Принцип народного представительства.
  3. Принцип конституционализма и т.д.

Они присутствовали, но только формально. В этот период чисто представительного органа не было, только орган, который отражал процесс принятия законодательства, законы принимал сам император. Состав так называемых представительных органов формировался самим императором согласно избирательным спискам.

Во Франции восстанавливается монархия, складывается такая форма, которая получила название - легитимной монархии, низводящая избирателей на положение электората.

Образование буржуазного государства в Германии Германия представляла собой конгломерат, состоящий из множества государственных образований, каждое из этих образований имело собственный суверенитет, монархов, но ни одно из них не имело представительных учреждений. В таких условиях, Германия сохраняла лишь единое название. С началом эпохи буржуазных революций, Германия оказалась включённой в общеевропейский процесс, связанный со становлением нового производства. Оказалось, что Германия осталась в стороне от колониальных завоеваний и проходящих по Европе крупных торговых путей, что явно не способствовало бурному экономическому развитию. Французская буржуазная революция в конце 18-го века всколыхнула Германию, " словно молния ударила в германский хаос", с этого момента и начинается переход к капиталистическому строю. Война с Наполеоном была своего рода катализатором этого процесса. Под эгидой Наполеона было создано королевство Вестфалия. Идея свободы, которой была пропитана французская революция, восприняла зарождающаяся германская буржуазия. И от того, каково было соотношение между германскими собственниками и новой буржуазией, определялся процесс капиталистического развития. Начальная дата 1806-ой год. Процесс становления буржуазного государства можно разделить на два этапа. По поводу переходной даты от одного этапа к другому существует два подхода: первый говорит о том, что это 1848-ой год - революция. Второй утверждает, что эта дата связана с объединительным процессом земель, называется 1867-ой год - борьба между Пруссией и Австрией за главенство в германском государстве. Пруссия в конце концов победила. Выбор даты, перехода от одного периода к другому, будет зависеть от поставленного перед изучающим вопроса. На 1-ом этапе в германском государстве складываются определённые политические союзы, которые ещё нельзя назвать единым государством. Некоторые из них называли себя конфедерациями, но это были лишь громкие слова, поскольку действительность показала, что это не так, они не обладали необходимыми для конфедерации признаками. К примеру, Рейнский и Германский союз, таких учреждений как министерство внутренних дел или министерство иностранных дел и т.д., в этих союзах по существу не было. На втором этапе, после создания северогерманского объединения, при главенствующем положении Пруссии в этом союзе, Германия быстро превратилась в империю. Это уже было более похоже на государственное образование, постепенно Пруссия поглотила в себе все германские государства. Такова вкратце история германского буржуазного государства, а теперь вернемся к начальным событиям, к начальной дате. В 1806-ом году, 16-ть рейнских государств были объединены в рейнский союз. Они приняли кодекс Наполеона, утверждённый в 1806-ом году. Пруссия не входила в этот союз. Пруссия была первым государственным образованием на территории германского государства, которое влилось в общеисторический процесс развития капиталистических отношений. Прусская буржуазия постоянно искала компромисса с земельными собственниками. Крупные экономические изменения созданием новых государственных органов. В 1815-ом году поступило предложение объединиться в федеративный союз. В состав Германского союза вошли государства, которые ранее не входили в состав Германской священной империи, в свою очередь в этот союз не вошли некоторые части, которые раньше входили в священную империю. Уже в германском союзе Пруссия получила приоритет в союзном сейме. Основным принципом работы этого учреждения был принцип единогласия, но как это не парадоксально, это не способствовало объединению в единое государство - это внешняя сторона. Внутренняя сторона. Основную роль в этом союзе играла Пруссия. Члены-государства этого союза вплоть до 1850-го года разрабатывали и принимали собственные конституции. Причём принимали в основном представительные конституции, но они не соответствовали в своих принципах французским конституциям. Вся государственная машина создавалась на основании прихоти монарха. Помимо этого, конституции носили сословный характер. Основным вопросом, который решался в конституциях, это кто и как устанавливал налоги. Особо примечательна конституция Пруссии 1860-го года, она декламировала определённый набор демократических прав и свобод: свобода равенства и братства, свобода личности и т.д. Но каждое право и свобода сопровождалось определённой оговоркой, которая по сути сводила всё на нет. Также эта конституция провозглашала всеобщее право на начальное и среднее образование, свободу науки и преподавания, этот факт предопределил ошеломляющий прогресс в развитии Пруссии. Командование армией принадлежало королю, он имел право объявлять войну, созывать армию. Личность самого монарха объявлялась неприкосновенной. Монарх назначал министров, ответственных только перед ним, то есть сложился такой конституционный строй, который не далеко ушёл от абсолютной монархии. Прусская конституция создавала очень сильную централизацию в государстве. Такая форма конституции, которая сложилась и сформировалась в Пруссии, была единственной возможностью создания единого государства в Германии. Дальнейший процесс развития германской государственности связан с попытками создания общегерманской конституции, но эти попытки были безуспешны. В этот период созываются различные собрания. Создание общегерманских органов, а также организации исполнительной власти натолкнулась на сопротивление со стороны высших должностных лиц в государстве. Объединение в единое государство могло произойти только на основе единого военного союза. Образование северогерманского образования во главе с Пруссией, не привело к окончательно объединению германских земель. В 1834-ом году свыше 20-ти германских государств создали таможенный союз. А в 1861-ом было принято общегерманское торговое уложение. Таким образом, в результате этих мер, были созданы предпосылки для объединения германских земель в единое государство. В 1867-ом году объединились 30-ть германских княжеств, и была принята единая конституция. Был создан общесоюзный орган - Рейхстаг, которому принадлежало право принятия законов. В 1871-ом году конфликт между северогерманских союзом и Францией дал материальную возможность создания единого германского государства. В конституции были установлены следующие принципы: принцип конституционного правления, принцип разделения властей и другие.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал