Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право справедливости ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Как было сказано выше, параллельно с королевскими судами общего права существовали и другие суды (местные), которые имели право решать дела в тех случаях, когда этого нельзя было сделать средствами общего суда. Но так как данные суды играли незначительную роль, то в скором времени они потеряли юридическую значимость и пришли в упадок, а затем и совсем исчезли. Данное обстоятельство и вызвало необходимость поисков новых корректив, призванных восполнить пробелы общего права. Напомним также, что ограниченная компетенция Вестминстерских судов делала невозможным обращения недовольной стороны решением суда в высшую инстанцию. Такое положение дел не удовлетворяло частное лицо – разочарованная сторона приходит к мысли, что у нее остается еще одна возможность добиться справедливости: обратиться непосредственно к королю – источнику справедливости и милости. Участники процесса все чаще стали обращаться непосредственно к королю, минуя королевские суды. Механизм обращения граждан непосредственно к королю: 1) Частное лицо готовит жалобу на неправомерные действия другой стороны в отношении жалобщика (жалобы имущественного, личного неимущественного и пр. характера). Причем, так же как и в процедуре обращения в королевский суд, лицо должно предъявить достаточно веские обстоятельства, чтобы данное дело решалось королем по существу. 2) Обращение к королю проходило через лорда-канцлера, являвшегося исповедником короля, руководил его совестью. Если лорд-канцлер считал целесообразным, он передавал жалобу королю. 3) Король ставил жалобу на рассмотрение в своем совете. Естественно, такие обращения непосредственно к королю, минуя королевские суды, повлекли за собой конфликт между данными институтами власти. Именно это и произошло в результате войны Алой и Белой розы, которая затруднила королю возможность принимать решения в совете. А лорд-канцлер, в свою очередь становится автономным судьей, единолично решающим дела от имени короля и совета, делегировавшим ему полномочия. Особенно ярко это происходило при правлении Тюдоров. Абсолютизм Тюдоров в XVI в. был основан на широком использовании королевской прерогативы. После 1529 г. лорд-канцлер не был более ни духовником, ни исповедником короля. Он выступал как юрист и рассматривал жалобы, адресованные ему, как настоящий судья, но применял при этом письменную процедуру, полностью отличавшуюся от процедуры общих судов. Лорд-канцлер основывал свою деятельность на принципах, заимствованных из римского права и из канонического права, которые гораздо больше удовлетворяли общество и были основаны на справедливости (как считалось в эпоху Средневековья). Заботясь о правосудии многие правители отдавали свою судебную власть именно лордам-канцлерам. Почему? - римское и каноническое право не знало института присяжных (а жюри – это прежде всего прозрачность судебных процессов, с участием народа) - общее право, это право с публичной и гласной процедурой; а деятельность канцлера осуществлялась на основании письменной, тайной, инквизиционной процедуры - римская формула «правитель изъят из действия закона» полностью соответствовала духу и установкам королевского абсолютизма. Таким образом, в XVI в. в результате деятельности лорда-канцлера и упадка общего права английское право чуть было не попало в семью правовых систем Европейского континента. Возникла серьезная угроза что общие суд постигнет та же участь, что и суды сотен (полностью исчезнут). Данный конфликт был разрешен при помощи компромисса, на который пошли власти (общие суды и королевская власть). Суды общего права нашли союзника в лице парламента, который объединился с ними в борьбе против абсолютизма. Им также сыграла на руку плохая организация суда лорда-канцлера, его сложность и продажность. Это повлияло на уступки, на которые пошла королевская власть. Результат: остались существовать при определенном равновесии сил и суды общего права, и суды лорда-канцлера (дуализм власти). Пришли к следующим положениям: - юрисдикция лорда-канцлера продолжает существовать, но не имеет права расширяться за счет общих судов. Суд лорда-канцлера осуществляет судопроизводство в соответствии с прецедентами права справедливости - король не должен больше использовать свою судебную власть для создания новых судов, независимых от судов общего права - с 1621 г. был разрешен контроль палаты лордов за решениями суда и канцлера. Впоследствии (до наших дней) различия между судом общего права и судом канцлера стерлись. Теперь, современными английскими юристами право справедливости трактуется как совокупность норм, которые исторически были призваны корректировать английское право, но представляют сегодня неотъемлемую часть.
|