Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Актуальность проблемы.Стр 1 из 4Следующая ⇒
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
На правах рукописи БУЛАТОВА Ирина Леонидовна
МАЛАЯ СЦЕНА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ XX – XXI ВЕКОВ
Специальность 17.00.09 «Теория и история искусства»
Автореферат диссертации на соискание ученой степени Кандидата искусствоведения
Санкт-Петербург
Работа выполнена на кафедре искусствоведения Санкт Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов
Научный руководитель: Кандидат искусствоведения, доцент Дележа Елена Мироновна Официальные оппоненты: Доктор философских наук, профессор Махлина Светлана Тевельевна
Кандидат искусствоведения Семенова Марианна Борисовна Ведущая организация: Защита состоится 20 июня 2008 года в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д 602.004.02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, улица Фучика, 15
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов
Автореферат разослан 19 мая 2008 года
Ученый секретарь Диссертационного совета Кандидат культурологии, доцент А.В. Карпов I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы. Театральное искусство и его специфику в значительной степени определяет сценическое пространство, в частности тип сценического площадки. В отечественном театроведении в основном изучались постановки большой сцены, а малой сцене не уделялось должного внимания. Тем не менее, малая сцена является неотъемлемой частью современного театрального процесса, активно участвуя в развитии современного театрального искусства, а именно в поиске новых форм и воплощения современной драматургии, новых способов общения со зрителем. Большую и малую сцены объединяют общие законы театра: художественная целостность спектакля, условность происходящего, принципы работы над ролью, создание образа роли и образа спектакля. Оба вида сцены сосуществуют, влияя друг на друга, но при этом, не заменяя один другого. Своеобразие малой сцены в том, что она скупа, аскетична и более близка сложным театральным жанрам, которые апеллируют к зрителю интеллектуальному, стремящемуся прикоснуться к глубинным проблемам, которые решает высокое искусство, к проблемам бытия. Малая сцена дает возможность сконцентрировать на небольшом пространстве игры усилия актера, режиссера, художника, выразить мысль автора, используя минимум театральных выразительных средств. У театральных деятелей и у зрителей отношение к малой сцене всегда было различным. Кто-то считал ее веянием моды, не имеющим глубоких корней, кто-то в постановках малой сцены видели дополнительную возможность работать из-за недостаточной востребованности на большой сцене. Но были и те, для кого пространство малой сцены стало основным и единственным делом, смыслом всей творческой жизни. Каким бы ни было отношение к малой сцене театральных деятелей, все сходились в одном, что она предоставляют большие возможности для творческого эксперимента в театральном искусстве. Ее значение подчеркивал классик отечественной режиссуры ХХ века Г.А. Товстоногов: «Малые сцены … ни в коей мере не противостоят театрам. Они катализаторы театрального процесса, они в состоянии его подтолкнуть, обогатить»[1]. Опыт работы на малой сцене необходимо рассматривать не как опыт театральной работы вообще, а как часть театрального процесса. Малая сцена была вызвана к жизни самим ходом развития театра, ее уникальность состоит, в особом значении, которое еще предстоит изучить. Сегодня малая сцена активно развивается все более набирая темп, что подтверждается практикой современного театра. В данной работе будет исследоваться развитие малой сцены конца XX – начала XXI века на примере петербургских театров. Также будут изучены художественно-эстетические особенности бытования малой сцены и история возникновения и развития малой сцены в России, влияние на театральный процесс, позволяющее выделить ее как особое художественное явление в современной театральной культуре.
|