Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примерный перечень экзаменационных вопросов
по спецкурсу «Интеллигенция в России и проблемы формирования национального самосознания». 22
Предисловие.
Современное положение российского общества заставляет нас осознать взаимосвязь перспектив национально-государственного существования и проблем формирования национального самосознания. «Русская идея сегодня – это осознание русскими людьми, народом в целом своей идентичности, общего пути, общих задач, общей ответственности и обязанности строить лучшее, гуманное и справедливое общество. Интегральная же российская идея является (должна стать) делом всех российских народов … Российская идея есть осознание российской идентичности во имя благополучия и процветания российской нации как согражданства.» (Вдовин А.И. «Российская нация». Национально-политические проблемы ХХ века и общенациональная российская идея. М., 1995, с.187.).
В литературе часто высказывается мнение о том, что именно интеллигенция является одной из важнейших социальных и идейных основ формирования национального самосознания: «От усилий интеллигентов, от содержания их сознания в данный момент времени, от качества человеческого материала, вошедшего в состав этой группы, зависит слишком многое, в частности, эффективность процесса складывания нации, быстрота, безболезненность, успешность слияния множества изолированных» групп в одно «большое социальное целое… Интеллигенты должны выявить и сформулировать некоторые важные принципы и основы национального характера», то есть выявить и оформить национальное самосознание. (Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994, с.23.).
Проблема формирования национального самосознания является одной из сложнейших в отечественной истории. В рамках данного курса предполагается рассмотреть наиболее важный, на взгляд автора, аспект этой проблемы - вопрос о роли русской интеллигенции в процессе формирования национального самосознания. Необходимо подчеркнуть, что в отечественной историографии данный вопрос исследован недостаточно. Данные методические материалы основаны на лекциях, прочитанных автором в Саровском физико-техническом институте МИФИ (ТУ) и в Московском автомобильно-дорожном институте (ТУ) в 1995 – 1998 гг. Методологически материалы разработаны на стыке истории, культурологии, социологии. Автор полагает, что обращение к анализу исторической роли русской интеллигенции в процессе формирования национального самосознания поможет полнее и глубже понять взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в судьбе нашего Отечества, осознать задачи национального существования. Тема 1
Понятия интеллигенции, русской интеллигенции. Интеллигентность и культура.
Основные проблемы.
1. Определение понятия «интеллигенция». 2. Отечественная историография понятия «русская интеллигенция». 3. Дифференциация понятия «русская интеллигенция» в отечественной историографии. 4. Интеллигентность и культура.
Этимологический и семантический анализ слова «интеллигенция». Определение понятия «интеллигенция» в современной социологической науке. Понятия маргиналов, аутсайдеров, оценка в научной литературе их роли в истории. С самого начала необходимо подчеркнуть терминологическую и методологическую проблему содержания понятия «русская интеллигенция» в отечественной исторической литературе и недостаточную разработку данной проблемы в отечественной социологической науке, особенно советского периода. Во-первых, надо уточнить саму формулировку – «русская» или «российская» интеллигенция. Историки русской интеллигенции дореволюционного периода писали в основном о «русской» интеллигенции, о «русской» революции, о «русском» марксизме, о «русской» идее и т.п.. Позже в советской историографии, появляется определение «российская» интеллигенция, подразумевавшее многонациональный состав советской страны. Во-вторых, «российская интеллигенция» понималась по-другому, чем «русская» интеллигенция, да и в исторической действительности представители «российской» интеллигенции отличались от «русской» интеллигенции. «Русская» «несоциологическая» специфика определения понятия интеллигенции. Концепции Г.П. Федотова, С.Л. Франка, Д.С. Лихачева, А.М. Панченко, Ю.М. Лотмана. Давняя традиция понимания отечественными исследователями интеллигенции не как класса или прослойки, а как категории идейной и даже духовной. Причем данная историографическая традиция опиралась на самопонимание русской интеллигенции. Дифференциация понятия «русской интеллигенции» в отечественной историографии. Концепция Н.А.Бердяева (интеллигенция в «общечеловеческом» смысле слова» и «кружковая интеллигенция»). Понятие «русской радикальной интеллигенции». Характерные черты русской интеллигенции: идейность и беспочвенность (Г.П.Федотов), западничество как мировоззренческое выражение этих черт. «Образованщина» А.И.Солженицына. Интеллигентность как одна из важнейших психологических составляющих культуры. Концепция Ю.М.Лотмана. Роль интеллигенции в формировании культуры общества, в сохранении и передаче культурных традиций. Самоотверженное «просвещенчество» русской интеллигенции.
Вопросы для самопроверки.
1. Какова этимология и семантика слова интеллигенция? 2. Что понимает под интеллигенцией современная социологическая наука? 3. Какая разница между понятиями «русская интеллигенция» и «российская интеллигенция»? 4. Какие дифференциации понятия «русской интеллигенции» в отечественной историографии Вы знаете? 5. Проблема соотношения интеллигентности и культуры.
Список лиитературы к теме 1.
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. 2. Советский энциклопедический словарь. М., 1989. 3. Петрученко О. Латинско-русский словарь. М., 1994. 4. Большой толковый социологический словарь. М., 1999. 5. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. 6. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции. - в сб.статей: О России и русской философской культуре. М., 1990. 7. Франк С.Л. Этика нигилизма. (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции). 8. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию. - Новый мир, 1993, № 2. 9. Лихачев Д.С. Агрессивность бездуховности. - Литературная газета, 1990, 30 мая. 10. Лихачев Д.С. Детство с Куоккалой и Достоевским. - Новый мир, 1996, № 10. 11. Панченко А.М. Не хочу быть интеллигентом. - Московские новости, 1991, 15 декабря. 12. Аверинцев С.С. Моя ностальгия. - Новый мир, 1995, № 10. 13. Бердяев Н.А. Из психологии русской интеллигенции. - Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. СПб., 1910. 14. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 15. Солженицын А.И. Образованщина. – Солженицын А.И. Сочинения. Вермонт, 1981, т.9. 16. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. М., 1994.
Тема 2
Понятие нации, национального самосознания. национального характера, Анализ структуры русского национального характера.
Основные проблемы.
1. Понятие нации. 2. Понятие национального самосознания. 3. Национальное самосознание и национальная безопасность. 4. Понятие национального характера. Генотип, архетип. Методические проблемы описания национального характера. 5. Характеристика русского генотипа. 6. Анализ социальных архетипов русского национального характера.
Этимологический и семантический анализ слова «нация». Марксистско-ленинская концепция нации. Понятие нации в современной социологии и социальной антропологии.. Нация как особый этап развития этнической общности. «Формула Ренана». Определение Леопольда Седар Сенгора. Концепция Х. Ортега-и-Гассета. Концепция Э. Дюркгейма. Определение национального самосознания как совокупности представлений нации о самой себе, представлений о том, как должна нация жить и о том, чему она призвана служить, представление об ее месте в общеисторическом, мировом процессе. «Формула Вл.Соловьева». Национальное самосознание как необходимое условие появление новой общности. Национальное самосознание как основа существования нации. «Всякая высшая и единящая мысль и всякое верное единящее всех чувство есть величайшее счастье в жизни нации» (Ф.М.Достоевский). Сплотить нацию на основе единства представлений – одна из важнейших функций интеллигенции как сословия. Интеллигенция как идейная и социальная основа формирования национального самосознания. Национальное самосознание как национальная безопасность. «Ведь есть точные критерии оценки истинного поиска политической, экономической, любой другой научной мысли, выявляющие ее наднаучную суть. Это глубины национального самосознания народа, …его ценностные несущие структуры, корневые пласты, которые вот уже более тысячи лет как определили и отстояли свои приоритеты и в выборе оснований национальной безопасности, и в усилении крепости державного патриотизма. И в этом смысле можно с уверенностью сказать, что наше национальное самосознание, наше «живое правосознание» (И.А. Ильин) - это наша национальная безопасность». (С.А. Ермишина). Понятие национального характера. Концепция школы культуры и индивидуальности. Концепция Э. Дюркгейма. Определение К. Касьяновой. Концепции «модальной личности» и «базовой структуры личности». Структура национального характера. Понятия генотипа и архетипа. Концепция «социального архетипа» К.Касьяновой (далее просто «архетип» для краткости). Методические проблемы описания национального характера. Возможности MMPI (Миннесотского многофакторного личностного опросника) в культурологических исследованиях. Анализ русского национального характера. Гипотеза К.Касьяновой. Характеристика русского генотипа. Акцентуированный тип личности. Циклоидность. Эпилептоидный тип личности. Анализ социальных архетипов русского национального характера. Репрессия как глобальная модель «ответа» на ситуацию. Обряды в нашей культуре. Целеполагание в нашей культуре. «Религиозный фундаментализм». Наш «судейский комплекс». Диффузность общения. Личностный статус в нашей культуре. «Для наших философов не было сомнения, что в формировании национального самосознания существенную роль играют идеалы, упрочившиеся под влиянием православия» (С.А.. Ермишина). Национальный характер как сбалансированный комплекс архетипов.
Вопросы для самопроверки.
1. Какие концепции нации Вы знаете? Какова методологическая разница между ними? 2. Что такое национальное самосознание? Роль функции? 3. Почему национальное самосознание является основой национальной безопасности? 4. Что такое национальный характер? Какие разные концепции национального характера Вы знаете? 5. Какова структура национального характера? 6. Как «измерить» национальный характер? 7. Как характеризует К. Касьянова русский генотип? 8. Какие основные социальные архетипы русского национального характера Вы знаете? 9. Объясните, почему терпение является одним из основных архетипов русского национального характера. 10. Объясните, почему обряды играют такое большое значение в нашей культуре. 11. Что такое угнетение первичных ценностных систем? 12. Что такое целеполагание и целедостижение? 13. Каким ценностным выбором определяется целеполагание в нашей культуре и почему? 14. Что такое «религиозный фундаментализм» и как он проявляется в нашей культуре? 15. Что такое «судейский комплекс» и как он проявляется в нашей культуре? 16. Какой тип общения доминирует в русском культурном сообществе и почему? 17. На основе каких принципов определяется личностный статус члена русского культурного сообщества и почему? 18. Какие духовные ценности оказали решающее влияние на формирование русского национального характера? В чем это проявилось. Приведите примеры.
Список литературы к теме 2.
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. 2. Советский энциклопедический словарь. М., 1989. 3. Петрученко О. Латинско-русский словарь. М., 1994. 4. Большой толковый социологический словарь. М., 1999. 5. Сталин И.В. Сочинения. Т.2, М., 1946, с.297. 6. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. 7. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1980. 8. Вебер М. Протестантская этика. М., 1972. 9. Успенский Г. цикл очерков «Из разговоров с приятелями». - Собрание сочинений. Т.5, М., 1956. 10. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб., 1994, т.1., (с.29). 11. Ермишина С.А. Национальное самосознание и национальная безопасность. - в сб.статей: Социальная и духовная безопасность России. М., МГУ, 1995. 12. Соловьев В.С. Оправдание добра. - Сочинения в 2х томах. М., 1988. Т.1. 13. Соловьев В.С. Русская идея. Национальный вопрос в России. - Сочинения в 2х томах. М., 1989. Т.1. 14. Бердяев Н.А. Русская идея. - в сб.статей: О России и русской философской культуре. М., 1990. 15. Ильин И.А. Наши задачи. М., 1992. 16. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1993. 17. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1991. 18. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. - Новый мир, 1988, № 7, 8. 19. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. М.-Л., 1945. 20. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 21. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970. 22. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1918. 23. Пословицы русского народа. Сост. В. Даль. М., 1984. 24. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. - Собрание сочинений в 15 томах. СПб., 1994, т.13. 25. Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых Отцев и опытных ея делателей. Изд. Валаамского монастыря, 1936, с.152. 26. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения с присовокуплением. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 27. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена синайской горы, Лествица. В сокращении для начинающих путь духовной жизни. М., 1993. 28. Вехи. Из глубины. М., 1991. 29. Флоренский П. Столп и утверждение истины. СПб., 1994. 30. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1978. 31. Луначарский А.В. Мораль с марксистской точки зрения. М., 1925. 32. Чернышевский Н.Г. Избранные философские произведения. М., 1951. 33. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. 34. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992. 35. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. М., 1993.
Тема 3
Интеллигенция в России XI – первой половины XIX вв. и формирование национального самосознания
Основные проблемы.
1. Основные вехи истории интеллигенции в России XI – XX вв. 2. Дискуссионность вопроса о времени появления интеллигенции в России. 3. Значение реформ Петра I для формирования интеллигенции как сословия. 4. Развитие системы образования и научно-исследовательских организаций как необходимого условия формирования информационной и социальной базы интеллигенции в России XVIII – первой половины XIX вв. 5. Формирование информационной базы существования интеллигенции. 6. Роль общественно-политической мысли в формировании национального самосознания. 7. Разработка национальной идеи «сверху». 8. Художественная культура как выявление и оформление национального самосознания. 9. Проблема «двух наций» в российском обществе.
Анализируя роль русской интеллигенции в процессе формирования национального самосознания, в рамках данного курса предполагается рассмотреть следующие вехи истории интеллигенции в России с XI по ХХ вв.: 1. Генезис интеллигенции в XI – XVIII вв. 2. Формирование информационной и социальной базы интеллигенции в XVIII – первой половине XIX вв. 3. Русская интеллигенция – идейная и социальная основа российского освободительного движения как этапа формирования национального самосознания. 4. «От марксизма к идеализму». Веховство как попытка преодоления радикальных традиций русской интеллигенции. 5. Судьба интеллигенции в советское время. Диссидентское и правозащитное движение в СССР 1950х – 1980х гг. 6. Российская общенациональная идея сегодня. Тема 3 посвящена анализу первых двух выделенных выше проблем. Дискуссионность определения понятия «русская интеллигенция» влечет за собой и дискуссионность вопроса о хронологических рамках истории интеллигенции в России. Споры о времени появления русской интеллигенции. Концепция Л.Н.Гумилева «первого западничества» Святополка (ХI век). Концепция Г.П. Федотова западничества как выделяющей черты интеллигенции в России. Посылка в конце XVI века при царе Борисе молодых людей на учебу в Западную Европу. Первые «невозвращенцы», «первые идейные отщепенцы». Никанор Олферьев Григорьев, Кн. Иван Андреевич Хворостинин, Котошихин. «Осторожные поклонники Запада» Матвеевы, Голицыны, Ордины-Нащокины «Интеллигенция – детище Петрово», «по-настоящему, как широкое общественное течение, интеллигенция рождается с Петром» (Г.П. Федотов). Европеизация России в эпоху Петровских преобразований. Краткая характеристика основных концепций в отечественной историографии оценки реформ Петра I: славянофилы и западники. Пересечение двух различных культурных миров, беспочвенность этим порожденная. Необходимость быстрого просвещения и идейность. Секуляризация общественной жизни. Безыдейность. Информационные и социальные условия формирования интеллигенции как сословия. Развитие системы образования и научно-исследовательских организаций как необходимого условия формирования информационной и социальной базы интеллигенции в России XVIII – первой половины XIX вв. Первые профессиональные школы в столицах. Горнозаводские училища. В.Н. Татищев. Попытка создания начальной общеобразовательной системы при Петре I. Солдатские дети. Сословность образования. Создание Академии наук как научно-исследовательской и педагогической организации. Сеть научно-просветительских учреждений. Научные открытия и технические изобретения. Московский университет. Создание сети закрытых учебных заведений во второй половине XVIII века. Лицеи. Профессионально-художественные училища. Духовное образование. Общеобразовательная школа. Крепостная интеллигенция. Деятельность Министерства народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. Устав 1804 г. Открытие новых университетов. Устав 1828 г. Усиление сословности в образовании. Ланкастерские школы. Технические учебные заведения. Успехи науки и техники в XIX веке. Формирование информационной базы существования интеллигенции. Книгоиздательская деятельность в начале XVIII века. Гражданская азбука. Гражданская печать. Типографское дело. Книжные лавки. Официальная цензура. Цензурные уставы 1804 г., 1826 г. Расширение издательской базы. Периодика. Н.И. Новиков. Сатирическая журналистика. Книжная торговля. Н.М. Карамзин «О книжной торговле и о любви к чтению в России». Первые публичные библиотеки. Ученые общества (МОИП, ИВЭО и др.) Расширение книгоиздательской деятельности, книжной торговли, периодики в XIX веке. Развитие библиотечного дела. Музейное дело. Художественные выставки. Роль общественно-политической мысли в формировании национального самосознания.. Первый теоретик русского национального самосознания Юрий Крижанич. И.Т. Посошков. Поиски национальной самобытности (М.В. Ломоносов, С.Е. Десницкий) и осмысление петровской европеизации России, западничество (В.Н. Татищев). М.М. Щербатов. Распространение идей Просвещения во второй половине XVIII века. Масонство, розенкрейцерство. Просветительство. Ключевский о результатах влияния просветительской литературы: утрата привычки размышления, потеря понимания окружающей действительности (Дашкова, Струйский). Критика самодержавия, А.Н. Радищев. Рост национального самосознания: Н.М. Карамзин «История государства Российского». Библейское Общество. Славянофильство и западничество как философское осмысление национального бытия. П.Я. Чаадаев. Западники: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, П.В.Анненков, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Славянофилы: А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин. Идеология абсолютизма. Ф. Прокопович. Идеология «просвещенного абсолютизма». Екатерина II, А.П. Сумароков, М.М. Щербатов, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин и др. Культурная политика самодержавия. Министерство духовных дел и народного просвещения. С.С. Уваров. Попытки официальной идеологии. Художественная культура как выявление и оформление национального самосознания. Барокко. Национальные особенности классицизма. Проблемы русского языка. М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин. Российская Академия. Романтизм. Реализм. Православие и русская литература. Новые явления в культурной жизни. Изменения в быту. Раскол общества на «две нации». Ф.М. Достоевский: «У нас дошло до того, что России надо учиться, как науке, потому что непосредственное понимание ее в нас утрачено». Состояние общественно-культурной жизни российского общества к середине XIX века.
Вопросы для самопроверки.
1. Какие концепции времени зарождения интеллигенции в России Вы знаете? 2. Каково значение петровских реформ для формирования русской интеллигенции? 3. Какие черты русской интеллигенции выявились и сформировались в этот период и почему? 4. Какие информационные и социальные условия формирования интеллигенции как сословия Вы можете назвать? 5. Расскажите о создании системы образования в России в XVIII – первой половине XIX вв. 6. Расскажите о развитии книгоиздательского дела в России в XVIII – первой половине XIX вв. 7. Каковы основные идеи концепции Юрия Крижанича? 8. В чем суть взглядов славянофилов? 9. В чем суть западничества как психологической особенности русской интеллигенции? 10. В чем суть философских взглядов западников? 11. В чем суть идеологии «просвещенного абсолютизма»? 12. Объясните концепцию «официальной народности» С.С. Уварова. 13. Расскажите, как в художественной культуре выявлялось и оформлялось национальное самосознание. 14. Раскройте содержание проблемы «двух наций». 15. Охарактеризуйте состояние общественно-культурной жизни российского общества к середине XIX века.
Список литературы к теме 3.
1. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.. 1992. 2. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции. - в сб.статей: О России и русской философской культуре. М., 1990. 3. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1995. 4. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993. 5. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. 6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. М., 1994. 7. Лотман Ю.М. О русской литературе. М., 1997. 8. Лотман Ю.М. Об искусстве. М., 1998. 9. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX – XX вв. (учебное пособие). М., 1996. 10. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. 11. Энциклопедический словарь «Россия». СПб., 1898 – Л., 1991. 12. Данилевский Н.Я. Россия и Запад. М., 1991. 13. Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. М.. 1983. 14. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989. 15. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI – начало XIX века). М., 1994. 16. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Т.1, М., 1996. 17. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений. Избранные письма. В 2х томах М., 1991. 18. Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб.. 1995. 19. Хомяков А.С. Сочинения в двух томах. М., 1994. Тема 4
Русская интеллигенция – идейная и социальная основа российского освободительного движения как этапа формирования национального самосознания.
Основные проблемы. 1. Понятие российского освободительного движения в отечественной историографии. 2. Декабристы. 3. Кружки 1830х – 1840х гг. Русский социализм. 4. Этап массового разночинства. Народничество. 5. Русский марксизм на рубеже веков. 6. «Подпольный человек».
Понятие российского освободительного движения в отечественной историографии. Концепция и периодизация В.И. Ленина. Концепция веховцев. Понятие «осовбодительное движение» в современной исторической науке. Понимание освободительного движения как поиска внутренней свободы, как процесса выявления и оформления национальной идеи. Хронологические рамки российского освободительного движения согласно концепции веховцев. Русская интеллигенция - идейная и социальная основа российского освободительного движения. Освобождение как национальное самосознание. Характеристика движения декабристов. Конституции П.И. Пестеля и Н. Муравьева. «Народ безмолствует». Значение декабристского движения для формирования национального самосознания. Период 1830х – 1840х гг. «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Кружки студентов. Кружок Станкевича. П.В. Киреевский. Т.Н. Грановский. Гегелевский период. М. Бакунин. Кружок А.И. Герцена и Сен-Симон. И.В. Киреевский. А.С. Хомяков об истинном просвещении. «Думающая прослойка русских аутсайдеров»: славянофильство и западничество как поиск национальной идентификации. Революционно-демократическое направление русской общественной мысли. Русский социализм. Петрашевцы. Этап массового разночинства. Реформы 1860х-1870х гг. Краткая характеристика культуры России в пореформенный период. Реформа образования. Кого выпускали классические гимназии и духовные семинарии. Н.Г. Чернышевский. Семейная модель общественного благоденствия. Д. И. Писарев. Н. А. Добролюбов. Студенческие кружки 1860х – 1870х гг. Революционное народничество. М.А. Бакунин Нечаевщина. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. «Хождение в народ». «Земля и воля». «Народная воля» и «Черный передел». Кризис народничества. Распространение идей марксизма в российском освободительном движении. Г.В.Плеханов и «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин и «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Споры народников и марксистов о путях будущего развития России.. Западничество русского марксизма в конце XIX века. Е. Кускова Кризис русского марксизма: ортодоксальный русский марксизм и критический русский марксизм. Богостроительство и богоискательство. А.А. Богданов: Новый мир Нового Человека. А.В. Луначарский: Новая пролетарская религия и Новый Богочеловек.. Русское разночинство в начале ХХ века. Эсеры. Терроризм. «Подпольный человек». Радикальная мифология. Характерные черты русской радикальной интеллигенции. Архетипический анализ психотипа русской радикальной интеллигенции. Анализ проявления национального характера в психотипе русских радикалов. Русский коммунизм как искажение русской идеи. (Н.А. Бердяев).
Вопросы для самоконтроля.
1. Какие Вы знаете концепции российского освободительного движения в отечественной историографии? 2. Раскройте значение декабристского движения для формирования национального самосознания. 3. Каково было значение «Философических писем» П.Я. Чаадаева для общественного сознания того времени? 4. Как происходил процесс поиска национальной идентификации в кругу русской интеллигенции в 1830е-1840е гг.? 5. В чем суть явления разночинства как идейной и социальной базы освободительного движения? 6. Какова роль русского марксизма конца XIX века в формировании национальной идентификации? 7. Охарактеризуйте психотип «подпольного человека». 8. Почему Н.А. Бердяев охарактеризовал русский коммунизм как искажение русской идеи?
Список литературы к теме 4.
1. Ленин В.И. ПСС. 2. Вехи. Из глубины. М., 1991. 3. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России. М., МГУ, 1996. 4. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. 5. Бердяев Н.А. Русская идея. - в сб.статей: О России и русской философской культуре. М., 1990. 6. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. ОГИЗ, 1948. 7. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М.. 1996. 8. Катехизис революционера. - в сб.документов: Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. М., 1997. Так же см.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.18, с.415-419. 9. Аптекман О.В. Общество «Земля и воля» 70х гг. По личным воспоминаниям. Пг., 1924. 10. Савченко О.В. Марксизм в России на рубеже XIX – XX веков. 11. Богданов А.А. Вопросы социализма. М., 1990. 12. Гангнус А. На руинах позитивной эстетики. - Новы мир, 1988, № 9. 13. Горький М. Исповедь. - ПСС, т.9,, М., 1971. 14. Гройс Б. Поиск национальной идентичности. - Вопросы философии, 1992, № 1. 15. Деятели СССР и революционного движения России. М., 1989. 16. Засулич В.И. Избранные произведения. М., 1983. 17. Могильнер М. Мифология «подпольного человека». 18. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. 19. Полонский А. Заклейменное человеколюбие. Василий Кельсиев – русский маргинал. Независимая газета. 1997. 11 ноября, с.8. 20. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 21. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1991. 22. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 23. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994. 24. Русский позитивизм. Лесевич, Юшкевич, Богданов. СПб., 1995. 25. Славянофильство и современность. Сб. ст. СПб., 1994. 26. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX – начала ХХ века. Избранные произведения. М., 1994. 27. Умер ли марксизм? Дискуссия. - Вопросы философии, 1990, № 10.
|