Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Безансон А. Интеллектуальные истоки ленинизма. М., 1998. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Тема 5
«От марксизма к идеализму». Веховство как попытка преодоления радикальных традиций русской интеллигенции.
Основные проблемы.
1. Философские источники веховства. Соборность и русская идея. 2. Русский критический марксизм. Переход от марксизма к идеализму. 3. Сборник «Проблемы идеализма». 4. Русский религиозный ренессанс ХХ века. 5. Сборник «Вехи». 6. Сборник «Из глубины». 7. Значение веховства в истории русской интеллигенции и в истории русской гуманитарной науки.
Философские источники веховства. Четко: Славянофильство. Русская идеалистическая философия. Неокантианство. Русский марксизм (западничество). Славянофильство. Идея соборности и славянофильство. Соборность как воспроизводство и интеграция архетипических ценностей. Русская религиозная философия. Идея соборности в русской религиозной философии. А.С. Хомяков. Вл.Соловьев. Русская идеалистическая философия. Неокантианство. Кризис русского марксизма: выделение русского критического марксизма. Маркс и Кант. Критика Маркса. Переход к идеализму. Сборник статей С.Н. Булгакова «От марксизма к идеализму» (М., 1903). Условия перехода представителей русского критического марксизма от марксизма к идеализму. История создания сборника «Проблемы идеализма» (1902). П.И. Новгородцев. Московское психологическое общество. Л. Лопатин. Биографии участников: П.И. Новгородцев, С.Н. Булгаков, кн. Е.Н. Трубецкой, П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.А. Аскольдов, кн. С.Н. Трубецкой, Б.А. Кистяковский, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Ф.Ольденбург, Д.Е. Жуковский. Основная проблематика сборника. Значение сборника. Петербургские религиозно-философские собрания (1901 г. - 1903г.). Встреча русской интеллигенции и Церкви. Религиозно-философское общество имени Вл. Соловьева. Вольная академия духовной культуры (Н.А. Бердяев). Московское издательство «Путь». Журналы «Новый путь», «Вопросы жизни», «Вопросы философии и психологии», «Путь». Русский религиозный ренессанс ХХ века. История создания сборника «Вехи» (1909). Кризис идеологии освободительного движения после первой русской революции. Необходимость поиска новых идеалов. Анализ психотипа русской радикальной интеллигенции. Биографии участников сборника: М.О.Гершензон, А.С. Изгоев. Основная проблематика сборника. Отклики на сборник в среде русской интеллигенции. Сборник статей «Интеллигенция в России». Значение сборника. История создания сборника «Из глубины» (Москва, 1918). Биографии участников сборника: продолжение традиции. Основная проблематика сборника. Значение сборника. Касьянова К.: «Сборник «Из глубины» - бесспорное доказательство того, что русская интеллигенция осознала задачу и готова была способствовать складыванию национального самосознания народа. Но вот здесь-то, к сожалению, и закончился тот срок, который история предусмотрела для осуществления этого дела.» Значение веховства в истории русской интеллигенции и в истории русской гуманитарной науки. Веховство как попытка преодоления радикальных традиций русской интеллигенции. Зарождение новых концептуальных подходов в русской науке.
Вопросы для самопроверки.
1. Какие традиции русской философии продолжало веховство как течение русской мысли? 2. Как в идее соборности отразилась русская идея? 3. Расскажите историю создания сборника «Проблемы идеализма». 4. Расскажите биографию одного из участников сборников. 5. Какова основная проблематика сборника «Проблемы идеализма»? 6. Каково значение сборника «Проблемы идеализма»? 7. Почему переход представителей русского критического марксизма от марксизма к идеализму оказался возможен? 8. Раскройте смысл понятия «Русский религиозный ренессанс ХХ века». 9. Расскажите историю создания сборника «Вехи». 10. Какова основная проблематика сборника «Вехи»? 11. Каково значение сборника «Вехи»? 12. Расскажите историю создания сборника «Из глубины». 13. Какова основная проблематика сборника «Из глубины»? 14. Каково значение сборника «Из глубины»? 15. Каково значение веховства для истории русской интеллигенции как процесса формирования национального самосознания? 16. Каково значение веховства для истории русской гуманитарной науки как процесса формирования национального самосознания?
Список литературы к теме 5.
1. Бердяев Н.А. Русская идея. - в сб.статей: О России и русской философской культуре. М., 1990. 2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 3. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1991. 4. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1996. 5. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 6. Русская философия. Очерки истории. А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г.Шпет. Свердловск, 1991. 7. Холодный В.И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии. М., 1994. 8. Хомяков А.С. Сочинения в двух томах. М., 1994. 9. Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. М., 1988. 10. Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. М., 1989. 11. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. В.С. Соловьев, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. М., 1994. 12. Ширинянц А.А., Ширинянц С.А. Российская интеллигенция на рубеже веков. М., МГУ, 1997. 13. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. 14. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990. 15. Булгаков С.Н, Два града. СПб., 1997. 16. Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т.2. Избранные статьи. М., 1993. 17. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. 18. Смирнов И.П. «От марксизма к идеализму»: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. М., 1995. 19. Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. М., 1997. 20. Левин И.Д. Я видел П. Флоренского один раз… - Вф, 1991, № 5, с. 62. 21. Вехи. Из глубины. М.. 1991. 22. Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991. 23. Розанов В.В. Мережковский против «Вех» (Последнее Религиозно-философское собрание). - Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995. 24. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998. 25. Колеров М. Самоанализ интеллигенции как политическая философия. - Новый мир, 1994, № 8. 26. Штурман Д. В поисках универсального со-знания. - Новый мир, 1994, № 4. 27. Савченко О.В. Марксизм в России на рубеже XIX – ХХ веков. М., 1996. 28. Мережковский Д.С. Больная Россия. Л., 1991. 29. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. Тема 6
Судьба интеллигенции в советское время. Диссидентское и правозащитное движение в СССР 1950х – 1980х гг.
Основная проблематика.
1. Трагическая судьба русской интеллигенции после Октябрьской революции. 2. Создание советской интеллигенции. 3. Советский народ как новая общность людей. Психотип советского человека. Культура тоталитаризма. 4. Нонконформистская интеллигенция. 5. Краткая история диссидентского и правозащитного движения в СССР 1950х – 1980х гг. 6. Психотип советских диссидентов. 7. Значение диссидентского движения в отечественной истории.
Трагическая судьба русской интеллигенции после Октябрьской революции. «Философский пароход» 1922 года. Русское зарубежье. «Смена вех» (Прага, 1921). Судьбы А.А. Блока, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, П.А. Флоренского, В.В. Розанова, М.О. Мандельштама, Б.Л. Пастернака, Л.П. Карсавина. Культурная революция ВКП(б). Создание советской интеллигенции. А.А.Богданов, А.В. Луначарский. Создание системы руководства культурой. Дискуссии и чистки. Создание системы образования, научно-исследовательских и культурно-просветительских организаций. Советский народ как новая общность людей. Сталинский вариант построения «социализма в отдельной стране». Патриотизм в советской трактовке. Героический народ (Н.И. Бухарин). Статья И.В. Сталина «Национальный вопрос и ленинизм» (1929 - 1949). Конституция СССР 1937 года. Советский патриотизм в годы Великой Отечественной войны. Изменение отношения к Русской Православной Церкви со стороны власти. Тенденция к ускорению складывания новой общности народов СССР и окрашивания ее в русские национальные тона в послевоенные годы. Борьба с космополитизмом. Психотип советского человека: страх, нет понятия греха, непорядочность, беспорядок, воровство, зависть, невежество. Часть – «пережитки прошлого», часть – искажение православного архетипа, часть – развитие революционных традиций. Культура тоталитаризма: советская массовая культура и культура катакомб. Раздробленное сознание. «Образованщина». Нонконформистская интеллигенция. Судьбы М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, А.Ф.Лосева, Л.Н. Гумилева, Ю.М. Лотмана, М.К. Мамардашвили, Г.С. Померанца, А.И.Соженицына, А.Д. Сахарова, И. Бродского, М. Ростроповича, А. Тарковского, Э.Неизвестного. Диссидентское и правозащитное движение 1950х 1980х годов. Четко: периодазация. Антисталинские группы конца 1940х – 1950х гг. Оттепель. Самиздат. Дело Краснопевцева. Площадь Маяковского. Репрессии. П. Григоренко. Усиление западнических элементов в идеологии. Появление правозащитного движения (5 декабря 1965 г.). Дело Даниэля и Синявского. «Белая книга». Реставрация сталинизма. «Пражская весна». Формирование политических правозащитных ассоциаций. Кризис начала 1970х гг. Хельсинский период движения (1975 – 1980). Новые течения в правозащитном движении в конце 1970х гг. Последние годы движения. Судьбы советских диссидентов. Характерные черты диссидентского движения: противостояние государству, игнорирование проблем национальной истории. Положение Русской православной церкви в советское время. Христианство и диссиденство. Западничество демократического, правозащитного движения. Психотип советских диссидентов. «Археологические» остатки русского национального характера: терпение, любовь к свободе, поиски справедливости, понимание нравственных основ исторического процесса, обрядность, религиозный фундаментализм, диффузность общения. Продолжение традиции западничества и «отщепенства от государства» (П.Б. Струве) русской интеллигенции. Демократическое, правозащитное движение 60х – 80х годов уже не было таким радикальным как революционное направление российского освободительного движения рубежа Х1Х – ХХ веков: наоборот, шел активный поиск мирных и нравственных средств оппозиции режиму. Дар свободы, воля к свободе – самая главная черта психотипа русского диссидента. Православные ценности здесь, как правило, очень слабо присутствуют или, о всяком случае, слабо рефлексируются, т.е. находятся в сильно угнетенном состоянии. Отсутствие культурного интереса к национальным проблемам, а то и прямое презрение в какой-то мере объясняют политическую несостоятельность в 90е годы. Но, несмотря на свои слабости и ошибки, диссидентское движение в СССР 60х – 80х годов имело большое значение. Постепенно в «общественном сознании» инакомыслящих начинался поворот к культурной традиции православия как к основному источнику, ценностной базе русской культуры. Таким образом, диссидентское движение являлось определенным и важным этапом российского освободительного движения как процесса формирования русского национального самосознания. В этом заключается культурное значение диссидентского движения, которое хотя и не имело серьезных политических последствия, гораздо важнее была его роль в формировании Личности русской культуры.
Вопросы для самопроверки.
1. Какова была судьба русской интеллигенции после Октябрьской революции? 2. Как и почему создавалась советская интеллигенция? 3. Как и почему создавался советский народ? 4. Что такое советский патриотизм? 5. Проанализируйте психотип советского человека. 6. Охарактеризуйте тоталитарную культуру. 7. Раскройте понятие «нонконформистская интеллигенция». 8. Чем характеризовалось диссидентское движение 50х гг.? 9. Как оформлялось правозащитное движение в 60е-70е годы? 10. Какие особенности правозащитного движения в его последние годы существования Вы знаете? 11. Проанализируйте психотип советского диссидента. 12. Какое значение имело диссидентское и правозащитное движение для отечественной истории, для русской гуманитарной мысли, для формирования национального самосознания?
Список литературы к теме 6.
1. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России. IX – XX вв. М., 1996. 2. История КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. М., 1983. 3. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1991. 4. Лосский Н.О. Воспоминания. - Вопросы философии, 1991, № 10, 11, 12. 5. Левин И.Д. Я видел П. Флоренского один раз. (Предисловие Ю.И. Левина). 6. Савченко А. Лев Гумилев. - Новый мир, 1996, № 2. 7. Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М., 1996. 8. Яхот И. Подавление философии в СССР (20 – 30 годы) - Вопросы философии, 1991, № 9, 10, 11. 9. Колчинский Э.И. В поисках советского «союза» философии и биологии. СПб., 1999. 10. Вдовин А.И. «Российская нация». Национально-политические проблемы ХХ века и общенациональная российская идея. М., 1995. 11. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М., 1998. 12. Неизвестный Э. Катакомбная культура и власть. Вопросы философии, 1991, № 10. 13. Скрутон Р. Катакомбы закрываются. Вопросы философии, 1991, № 10. 14. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма. - Вопросы философии, 1990, № 10. 15. Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура. - Вопросы философии, 1991, №11. 16. Чередниченко Т. Типология советской массовой культуры. Между “Брежневым” и “Пугачевой”. М., 1994. 17. Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. СПб., 1997. 18. Глебкин В.В. Ритуал в советской культуре. М., 1998. 19. Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. Конец 1950х - начало 1990х годов. СПб., 1999. 20. Памяти философа. О М.К. Мамардашвили. - Вопросы философии, 1991, № 5. 21. Померанц Г. Записки гадкого утенка. М., 1998. 22. Россия. Russia. Семидесятые как предмет истории русской культуры. Москва - Венеция, 1998, № 1(9). 23. Безбородов А.Б. Власть и научно-техническая политика в СССР середины 50х - середины 70х годов. М., 1997. 24. Безбородов А.Б. Феномен академического диссиденства в СССР. М., 1998. 25. Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50х - 80х годов. М., 1994. 26. Померанц С.Г. Опыт философии солидарности. Вопросы философии, 1991, № 3.
Тема 7
Российская общенациональная идея сегодня.
Основные проблемы.
1. Итоги советского решения национального вопроса. 2. Новое понимание нации как согражданства. 3. Русская и(или) российская идея сегодня.
Крах «советского народа», «советского патриотизма», «пролетарского интернационализма». Русофобия. Распад СССР. Образование СНГ, РФ. Необходимость поиска новых национальных ценностей на современном этапе. Поиски современных оснований национальной политики. Апеллирование к прошлому. Новое понимание нации как согражданства. Россияне. Русская идея и(или) российская идея. Апеллирование к будущему. Поиски национальной идеи современными политиками. Интеллигенция и политика. Российская интеллигенция и вопрос российской общенациональной идеи сегодня. «Российская газета». А.И. Вдовин. К. Касьянова. В.В. Бакатин. Ф.М. Волков. В.В. Аксючиц. В.Ф. Шумейко. Г.В.Осипов. Н.А. Павлов. Русский национализм Союза Возрождения России и Конгресса русских общин. Национальная идея как оформления национального самосознания.
Вопросы для самоконтроля.
1. Каковы итоги советского решения национального вопроса? 2. В чем суть нового понимания нации? 3. В чем суть поиска русской и(или) российской идеи на современном этапе? 4. Русская или российская идея?
Список литературы к теме 7.
1. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. 2. Вдовин А.И. «Российская нация»… М., 1995. 3. Сорокин П. О русской нации. Россия и Америка. Теория национального вопроса. М., 1994. 4. Конституция СССР. М., 1977. 5. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 6. Солженицын А.И. «Русский вопрос» к концу ХХ века. - Новый мир. 1994, № 7. 7. О концепции национальной политики в Российской Федерации. М., 1992. 8. Лихачев Д.С. Культура как целостная динамическая среда. - Вестник Российской Академии наук. 1994. Т. 64, № 8. Примерный перечень экзаменационных вопросов по спецкурсу
Интеллигенция в России и проблемы формирования национального самосознания.
1. Определение понятия «интеллигенция». 2. Отечественная историография понятия «русская интеллигенция». 3. Дифференциация понятия «русская интеллигенция» в отечественной историографии. 4. Интеллигентность и культура. 5. Понятие нации. 6. Понятие национального самосознания. 7. Национальное самосознание и национальная безопасность. 8. Понятие национального характера. Генотип, архетип. Методические проблемы описания национального характера. 9. Характеристика русского генотипа. 10. Анализ социальных архетипов русского национального характера. 11. Дискуссионность вопроса о времени появления интеллигенции в России. 12. Значение реформ Петра I для формирования интеллигенции как сословия. 13. Развитие системы образования и научно-исследовательских организаций как необходимого условия формирования информационной и социальной базы интеллигенции в России XVIII – первой половины XIX вв. 14. Формирование информационной базы существования интеллигенции в России XVIII – первой половины XIX вв. 15. Славянофильство и западничество XVIII в. 16. Славянофильство и западничество XIX в. 17. Разработка национальной идеи «сверху» в XVIII – XIX веках. 18. Художественная культура как выявление и оформление национального самосознания в XVIII – XIX веках. 19. Проблема «двух наций» в российском обществе XVIII – начала XX вв.. 20. Российское освободительное движение как этап формирования национального самосознания. 21. Декабристы. 22. Кружки 1830х – 1840х гг. Русский социализм. 23. Этап массового разночинства. Народничество. 24. Русский марксизм на рубеже веков. 25. «Подпольный человек». Радикальная мифология. 26. Философские источники веховства. Соборность и русская идея. 27. Русский критический марксизм. Переход от марксизма к идеализму. 28. Сборник «Проблемы идеализма». 29. Русский религиозный ренессанс ХХ века. 30. Сборник «Вехи». 31. Сборник «Из глубины». 32. Значение веховства в истории русской интеллигенции и в истории русской гуманитарной науки. 33. Трагическая судьба русской интеллигенции после Октябрьской революции. 34. Создание советской интеллигенции. 35. Советский народ как новая общность людей. Психотип советского человека. Культура тоталитаризма. 36. Нонконформистская интеллигенция. 37. Краткая история диссидентского и правозащитного движения в СССР 1950х – 1980х гг. 38. Психотип советских диссидентов. 39. Значение диссидентского движения в отечественной истории. 40. Итоги советского решения национального вопроса. 41. Новое понимание нации как согражданства. 42. Русская и(или) российская идея сегодня.
|