Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт энциклопедического словаря.






 

БРАДОБРИТИЕ - по православному учению один из серьезных грехов. В старообрядчестве оно часто именуется законопреступным, а в некоторых беспоповских согласиях почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19: 27; 2-я Царств, 10: 1; 1-я Паралипоменон, 19: 4); запрещено оно и правилами 6 вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, откуда возникает желание " поправить" Бога.

Во время Великой схизмы в 1054 г. патр. константинопольский Михаил Керулларий в послании к патр. антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они " остризают браду". То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в " Слове о вере христианской и латинской". Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от православия. Преп. Максим Грек писал (Слово 137): " Аще же прокляти уклоняющиеся от заповедей Божиих яко не слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою брады своя". Стоглавый собор определил: "...не брити брад и усов не постригати; таковыя бо несть православных, но латынская и еретическая предания греческого царя Константина Ковалина; и о сем апостольские и отеческие правила вельми запрещают и отрицают; правило святых апостол гласит: аще кто браду бреет и преставиться тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша. О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем о остризании брад...". В эпоху Смутного времени предубеждение русских против брадобрития, как латинского обычая, сильно укрепилось. В русских Потребнике 1639 г. и Служебнике 1647 г. было помещено поучение: " Не брити брад и усов не постригати". В Большом потребнике говорилось так: " Проклинаю богоненавидимаго и блудолюбнаго образа прелесть, душегубительная и помраченная ереси, еже остризати и брити браду" (л. 600 об.). Кирилова книга (гл. 26) и Книга о вере (гл. 28) также называют брадобритие латинской ересью.

Старообрядцы твердо держались святоотеческого благочестия. Они отказывались сбривать бороды даже под нажимом правительства имп. Петра I, предпочитая платить специальную пошлину за бороду и нести тяготы двойного налогообложения.

Среди старообрядцев брадобритие стало распространяться в нач. 20 в. (хотя в Москве этот грех появился уже в сер. 19 в., что видно из указания на него саратовского еп. Афанасия). Вопрос о брадобритцах поднимался на Освященных соборах Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) в 1908, 1909, 1911, 1913, 1916 и 1927 гг., вызывая продолжительные прения. Часть духовенства и мирян стояли за самые жесткие меры против, вплоть до изгнания брадобритцев из Церкви; другие, с болью в душе при виде так сильно распространившегося недуга, предлагали меры более удобоисполнимые и вместе с тем достигающие цели - убеждение, затем недопущение к целованию креста и икон, строгие епитимии.

В те же годы беспоповцы поморского согласия на своих съездах решали вопрос о том, что такое брадобритие - грех или ересь. Надо ли ограничивать наказание суровой епитимьей или следует отлучать брадобритца от всякого общения, яко еретика? Решение было оставлено на произволение наставника.

Хотя сегодня среди поповцев брадобритие и не приняло вида повального увлечения, оно все же угрожает возникновением соблазна и нестроения в приходах. Даже беспоповцы, обычно строже придерживающиеся преданий, нынче допускают подрубание бород без всякого за это наказания.

https://semeyskie.ru/en_b.html

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал