Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации к подготовке конспекта учебного и научного текста
Конспект нужен для того, чтобы: – научиться перерабатывать информацию, ей универсальную форму; – выделить в письменном или устном тексте самое необходимое для решения учебной или научной задачи; – упростить запоминание текста, облегчить овладение терминами. В сужении, предельном сокращении, свертывании информации заключен главный смысл конспекта. Понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов. Главное требование к конспекту – запись должна быть систематической, логической. О собенности составления конспектов: 1) Беглый просмотр с целью определить полноту раскрытия темы; определение характера текста; выявление степени сложности по наличию новых терминов-понятий. Это помогает выбрать вид конспектирования. 2 ) Научно-исследовательская работа по переработке информации. Все начинается с повторного чтения и анализа. Анализ позволяет разделить текст на части, отделить одно положение от другого и выделить нужное. 3) Выделение главных мыслей текста – тезисов. Тезисом в зависимости от задач конспектирования может быть: понятие или категория и их определения, закон и его формулировка, факты и события и доказательства их истинности и т.д. Эти ведущие, главные позиции могут выписываться либо в технике цитирования, либо в произвольном стиле, своими словами. Цитировать принято в следующих случаях: для точной передачи мысли; для последующей ссылки на автора; для иллюстрации стиля мышления автора. Конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения, но и факты, доказательства, примеры. Конспекты условно можно разделить на четыре типа: плановые, текстуальные (из цитат), свободные, тематические. Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана. Каждомувопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Схематический плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном, из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки могут быть связаны между собой цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы. Текстуальные конспекты целесообразно применять при изучении научных трудов. Свободный конспект. Своеобразие свободного конспекта заключается в том, что он представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов; часть его текста может быть снабжена планом. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать содержания каждого из используемых текстов в целом. Надо отметить возможность использования, так называемого обзорного тематического конспекта. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников. К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект, который раскрывает историческую последовательность событий.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ
1. В начале работы определяется актуальность источника и значение той информации, которую он нам предоставляет для изучения государственно-правовой истории. 2. Следующий этап работы – краткая характеристика эпохи, в которую данный источник появился, выяснение причин появления документа, а также характеристика личности автора источника. 3. Характеристика структуры документа, его составных частей. 4. Анализ информации, которая в данном источнике содержится (отраслевой подход и т.п.) 5. В конце работы делаются выводы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ Казус – это юридическая задача, которая решается на основе применения норм права из соответствующих юридических источников. Юридические казусы представляют собой описание жизненной ситуации, требующей правового разрешения путем применения норм крупнейших памятниках зарубежного права. Пытаясь представить себя в роли судьи и пытаясь разрешить житейскую проблему на основе правового института давно минувших эпох студент, таким образом, приобщается к смыслу и сути своей будущей профессии, учится мыслить логически, постигает особенности юридического регулирования бытовых споров и всех иных конфликтов, глубже проникает в суть правового института, его эволюции с течением времени. Только то знание можно считать прочно усвоенным, которое человек умеет применить в своей профессиональной деятельности. Прежде чем приступить к решению юридического казуса необходимо изучить соответствующий раздел учебника по данной теме, затем внимательно прочитать текст соответствующего правового памятника, содержащегося в хрестоматии, найти в нем нормы, относящиеся к сути ситуации, смоделированной в казусе, и только после этого приступить к написанию аргументированного ответа на вопросы казуса со ссылками и цитированием статей памятника права. При решении казуса нельзя ограничиваться лишь общим ответом по существу задачи. Следует показать, какие соображения, доводы привели именно к данному выводу. Обучающийся обязан продемонстрировать весь ход решения, основанного на знании фактического и нормативного материала. Следует не просто ссылаться на статьи, а частично цитировать их. Если требуется решить казус письменно, ответ стройте из двух частей. Первая (констатирующая) будет содержать Ваши рассуждения, намётки возможных перспектив решения, «отсечение» неподходящих вариантов и т.п. Вторая часть (постановляющая, резолютивная) содержит лаконичный обоснованный ответ (со ссылками) на вопросы, поставленные в условии казуса.
|