![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие. Вопросы для подготовки к практичсекому занятию:
Вопросы для подготовки к практичсекому занятию: 1. Государственность в древней Месопотамии (Шумер, Аккад). 2. Государство Древнего Вавилона. 3. Право Древнего Вавилона: а) общая характеристика судебника царя Хаммурапи; б) социальная структура и правовое положение основных групп населения в Древнем Вавилоне; в) имущественные отношения и обязательства по Судебнику Хаммурапи; г) брак и семья, наследственное право в Древнем Вавилоне; д) преступления и наказания по законам Хаммурапи, судопроизводство. Основные понятия: систематизация права, талион, объективное вменение, ордалий, авилум, мушкенум, вардум, тамкар, декум, лубуттум, редум. Рекомендации по подготовке к практическому занятию Целью практического занятияявляется формирование умения осуществлять сравнительный анализ нормативного источника, выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой проблематике, оперировать юридическими понятиями и категориями, решать юридические казусы, а также закрепление теоретических знаний об особенностях организации государств Древнего Востока, структуры общества и правового положения различных категорий населения, источниках, существенных особенностях и содержании права на примере Древнего Вавилона и «Законов Хаммурапи». При изучении первого вопроса необходимо проанализировать специфику возникновения и развития государства в Междуречье. Следуют начать с характеристики ранней формы государственной организации – шумерские города-государства (конец IV – начало III тысячелетия до н.э.), затем исследовать вопрос о формировании царско-храмового хозяйства Шумера и Аккада (III тысячелетие до н.э.), далее следует охарактеризовать процесс возвышения города Ура и правление Шульги, определить причины возвышения Вавилона, кратко охарактеризовать Старовавилонское и Нововалинское царства. В процессе исследования второго вопроса следует ознакомиться с текстом Законов Хаммурапи, используя хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран. В общую характеристику правового памятника «Законов Хаммурапи»входят сведения о времени его создания, структуре, характеристике правовых норм. Анализируя данную информацию, постарайтесь выяснить основные представления о сущности и функциях государственной власти в Древнем Вавилоне, проанализируйте основной текст и эпилог, определите роль закона и понятия «справедливости» в общественной жизни тех лет. При анализе основного текста следует также обратить внимание на порядок в расположении правовых норм, на источник их возникновения – традицию, судебные решения или волю их автора. Выявите и объясните такие качества данного памятника права как формализм, казуистичность, символизм. Особое внимание обратите на анализ влияния на содержание Законов Хаммурапи предшествующего законодательства, к которому относятся Законы Ур-Намму («Законы Шульги»), Законы Липид-Иштара, Законы царя Эшнунны. При анализе правового положения основных групп населения имейте в виду, что подлинное значение терминов, отражающих правовое положение различных групп населения и закрепленных в памятнике, не может быть установлено. Обратите внимание на термин «человек» («авилум»), который противопоставляется мушкенумам. При рассмотрении правового положения редумов, тамкаров (ст.40, 49, 51, 66, 88, 96, 100-107 и др.), мушкенумов, необходимо обратить внимание на их обязанности по отношению к государству. При рассмотрении категории рабов (ст.7, 171, 175, 176, 199; 247, 205, 213, 214, 231, 251; 252, 278-282) обратите внимание на различный правовой статус их групп. Анализируя регулирование брачно-семейных отношений, изучите нормы брачно-семейного права (ст. 128-193 и другие). Определите юридическую природу и цель брака, условия его действительности (ст.136, 144-147), понятие брачного договора и приданого (ст.155-158, 176-184), причины и условия развода (ст.136-144), права и обязанности супругов (ст.117, 129, 141). Проанализируйте имущественные права и обязанности супругов, закрепленные в ст.150, 159-164. Каковы ограничения власти родителей над детьми? Какое правовое положение приемных детей? Какой порядок наследования имущества родителей детьми устанавливают «Законы Хаммурапи» (ст.170-177)? Исследуйте вопросы регулирования имущественных отношений, раскройте значение таких понятий как институт вещного права, институт права собственности, владения, служебного держания, пользования. Определите условия и формы права собственности на землю, на движимое имущество. Проанализируйте возможности охраны собственности различных категорий свободного населения. Опишите условия заключения и регулирования договоров купли-продажи, аренды, найма, займа, хранения и др. Каким образом государственная власть вмешивалась в договорные отношения частных лиц? Изучите понятия преступления и наказания, определите, имеются ли разграничения между уголовным преступлением и гражданским правонарушением, выявите основные функции наказания. Рассмотрите основные формы преступлений и наказаний. При анализе видов преступлений имейте в виду, что применение современной классификации преступлений может быть только условной, так как наказание исходит не от преступности действий, а от посылки нанесения вреда имуществу. Необходимо определить соотношение назначения наказаний и фактора вины правонарушителя (ст.206, 207, 16, 109, 25 и др.). Проанализируйте нормы, регулирующие суд и процесс в Древнем Вавилоне (ст.3-5, 9-13). Были ли различия между уголовным и гражданским судопроизводством? Определите, какие виды доказательств признавались в суде. Укажите порядок привода свидетелей в суд, различные способы доказывания тех или иных фактов. Выясните, в чем состоит смысл и цель «божьего суда» (ст.2)? На практическом занятии предполагается решение юридических задач (казусов). Необходимо заранее ознакомиться с правилами решения юридических казусов, условиями задач. При решении задач используйте Законы Хаммурапи (хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран). Рекомендуется при подготовке к практическому занятию составить следующие схемы: – «Основные этапы эволюции государственности Древней Месопотамии» – «Основные категории населения по Законам Хаммурапи».
Темы докладов, рефератов 1. Древнейшее законодательство Месопотамии (законы Уринимгины, Законы Ур-Намму, Законы Липед-Иштара, Законы Эшнунны). 2. История открытия и изучения Законов Хаммурапи. 3. Сравнительная характеристика правового статуса рабов и мушкенумов. 4. Правовое положение воинов по Законам Хаммурапи. 5. Судебная система в Вавилоне. 6. Принцип талиона – аргументы «за» и «против». 7. Ордалий: понятие, цели и виды.
|