![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уловки в споре
Пропаганда – целенаправленное, систематическое распространение человеком или группой людей идей или ценностей, доктрины или идеологии с целью повлиять на мнение людей и на их действия. Просто изложение доктрины или идеологии – еще не есть ее пропаганда. Пропаганда это «сеть» трюков, приемов. Они помогают пропагандистам внедрять в сознание аудитории идеи, которые не декларируются явно, а только подразумеваются, таким образом влияя на мнения и поведение аудитории. Приемы и методы пропаганды используют политики, проповедники (как представители сект, так и крупных религиозных конфессий), производители рекламы. Эти же методы используют пиар- или пресс-службы коммерческих компаний, задача которых – представить свою корпорацию в выгодном свете. Самое действенное средство для распространения идеологии или доктрины – средства массовой информации. Ведь пропаганда скорее обращена к массам, нежели к индивидуальности, к эмоциям, а не к разуму и логике. Оратор, использующий пропагандистские методы, чаще пытается обмануть, обвести вокруг пальца, чем убедить с помощью каких-то разумных доводов. Вместо того, чтобы доказать правильность своих идей, с помощью пиаровских трюков заставляют человека принять их на веру. Пропагандисты широко используют стереотипы восприятия, присущие аудитории (на этом, в частности, построен метод «навешивания ярлыков»). -177- При умелом использовании методов пропаганды она становится грозным оружием, способным возбуждать, например, массовую ярость и ненависть (как речи Гитлера). Ведь человек наиболее подвержен пропаганде, когда он находится в толпе, где легко поддаться общим эмоциям, общему настроению, эйфории или гневу. Также человек поддается пропаганде, когда настроен не критично по отношению к воспринимаемой информации, когда он не определяет сообщение как пропаганду, агитацию, скрытую рекламу или что-либо подобное. Понимая, что перед нами реклама, мы меньше подвергаемся ее влиянию, чем если она представлена в виде актуального репортажа или мнения эксперта. Но люди порой слишком ленивы, чтобы анализировать и многое автоматически принимают на веру: «Да это было именно так, так в газете написано». Пропаганду можно распознать и избежать манипуляции, если представлять себе, как действуют приемы, которыми обычно пользуются пиарщики и пропагандисты. Чаще всего в основе этих приемов лежат те или иные логические ошибки, такие как подмена тезиса или доказательство через доказываемое (круговое доказательство): «Вы должны верить N, потому что N говорит, что вы должны ему верить». ▲ МЕТОДЫ ПРОПАГАНДЫ: «Правда, только правда и ничего кроме правды» Это может быть эффективно и очень убедительно, если говорящий хорошо знает предмет и является хорошим оратором. А также, если правда – действительно то, что оратор хочет донести до аудитории. (Что редкость – в этом случае и не нужны никакие уловки и хитрости.) Правда имеет некоторые неудобства: оратор должен изучить и помнить множество фактов. Реальные факты не всегда таковы, как хочется оратору. К тому же правда, увы, иногда бывает скучной. Поэтому другие методы пропаганды применяют чаще. Ложь Эта стратегия очевидна, проста и прямолинейна. Просто человек лжет, он может говорить, что хочет. Эта стратегия имеет некоторые преимущества: он не должен помнить множества фактов. Когда действительность не соответствует целям выступления, оратор просто выдумывает новые факты и обстоятельства. Неудобство этой стратегии в том, что более сведущие и компетентные люди могут поймать на лжи завравшегося оратора, и это уничтожит доверие к нему. -178-
|