![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие информации, требований к информации, информационного обеспечения, информационных систем и технологий
Основные тенденции трансформации экономики в информационную рассматриваются во многих научных работах, где главным образом отмечаются следующие: признаётся доминирующее в экономике положение индустрии информационных услуг, технологий и др.; первостепенное значение придаётся способности государства, бизнеса, предприятия органично вписаться в информационное пространство по сравнению с его индустриальным потенциалом; признаётся, что информация является основным производственным ресурсом наравне с финансами, материалами, энергией; основным фактором перехода к информационной экономике является развитие информационных и коммуникационных технологий во всех сферах экономики [10]. В науке одним из наиболее сложных для строгого определения является понятие «информация». Варианты понятия «информация», сформулированные различными авторами указаны в приложении А. Обоснование фундаментальной роли информации в окружающем мире явилось одним из принципиальных научных достижений кибернетики. Кибернетическое понятие информации несравненно точнее, глубже и шире, чем значение этого слова в обиходном употреблении. Точнее, потому что с точки зрения кибернетики не всякие сведенья несут информацию, а лишь те, которые уменьшают неопределённость системы для её наблюдения. Глубже, потому что информация является таким же фундаментальным понятием для кибернетики, как понятие энергии для классической физики. Шире, потому что информация в кибернетике не считается привилегией лишь человеческого сознания. Наряду с понятием «информация» часто употребляется понятие «данные». Данные имеют самостоятельные характеристики независимо от информации, которую они содержат. Например, текстовые данные характеризуются языком и алфавитом, размером букв, их расположением и т.д. Числовые данные имеют свои характеристики: система счисления (арабская, римская), отношением к дробной части (фиксированная или плавающая запятая) [1]. Достаточно распространенным является взгляд на информацию как на ресурс. Ресурсы подразделяются на отдельные виды относительно определённых предметных областей жизни и деятельности человека. Выделяют ресурсы: материальные, природные, энергетические, трудовые, финансовые, нематериальные. Перечисленные ресурсы имеют первостепенное значение для материального производства особенно в эпоху индустриального общества. В отличие от большинства перечисленных выше ресурсов информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творческой части населения, составляют значительную часть национального богатства и относятся к числу возобновляемых благ, так как имеют способность к тиражированию в зависимости от общественной потребности. Особенностями информации как ресурса являются: 1) неисчерпаемость; 2) сохраняемость и накапливаемость; 3) возможность параллельного использования; 4) легкость передачи, в том числе на основе купли-продажи. Чрезвычайно важно то обстоятельство, что определённым образом собранная и целенаправленно обработанная информация порождает новые знания. Информация обладает уникальным свойством репродуцировать (воспроизводить) знания и усиливать эффект их накопления (суммирования), что приводит к постоянному росту информационных ресурсов. Применительно к теме исследования целесообразно, на наш взгляд, рассматривать предметное содержание информации. Рассмотрим виды информации по предметному содержанию, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Виды информации по предметному содержанию [4, 14]
При сборе, обработке, хранении и использовании информации В. Р. Веснин, Е. Е. Степанова изучающие данную область выделяют иные виды информации, которые можно представить в виде следующей классификации: 1) по форме передачи – вербальная (словесная) и невербальная; 2) по носителям – электронные, вещественные; 3) по способу передачи – спутниковая, электронная, телефонная, письменная; 4) по направлению движения – входящая, исходящая; 5) по назначению (содержанию) – экономическая, техническая, социальная, организационная; 6) по спектру применимости – одноцелевая, многоцелевая; 7) по степени важности – основная, вспомогательная, желательная; 8) по характеру потребности – постоянная, переменная; 9) по степени организованности – систематизированная, бессистемная. Важным для принятия адекватных управленческих решений является требования к качеству информации. Рассмотрим характеристики качества информации, которые предлагает А. М. Блюмин, или требования к информации как их называют А. М. Карминский, В. Б Уткин. Эти характеристики определяют существенные свойства информации. 1 Достоверность. Достоверность – это форма существования истины, обоснованная каким – либо способом для познающего субъекта. Достоверность информации определяется её свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Несовершенство применяемых методов и средств сбора информации или измерения информативных параметров может привести к появлению погрешности определённой степени. Кроме того, всегда присутствует уровень посторонних шумов, возникающий при регистрации данных или сигналов, несущих информацию. В результате указанные факторы могут в различной степени влиять на качество отображения объекта, а следовательно, на достоверность получаемой информации вплоть до полного её несоответствия реальному объекту. Допустимая степень погрешности, как правило, определяется целевой установкой при реализации конкретной деятельности и зависит от уровня изученности объекта на данный момент времени. 2 Точность. Точность – степень приближения истинного значения параметра, процесса, вещества, предмета к его номинальному значению. 3 Репрезентативность. Репрезентативность (от франц. representatif - показательный) в статистике соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральную совокупность. Репрезентативность связана с определёнными правилами сбора, отбора и формирования данных таким образом, чтобы последние наиболее правильно отражали исследуемые стороны и свойства объекта и представляли в дальнейшем этот объект адекватно. Нарушение репрезентативности при формировании информации приводит нередко к существенным её погрешностям и сказывается на основных характеристиках информации – точности и достоверности. 4 Смысловая содержательность. Это требование отражает количество информации, несущей некий смысл сообщения, или объём содержащихся в нём знаний по отношению к общему объёму сообщения. Указанное сообщение может находиться в пределах от 0 (в сообщении нет смысла и оно полностью избыточно) до 1 (все данные сообщения осмысленны, а избыточность равна нулю). 5 Временные показатели. Временные показатели характеризуют различные временные аспекты информации: моменты её возникновения, моменты ввода конкретной информации в обращение, временные периоды накопления и представления данных (календарный, финансовый, налоговый год и т.п.) и т.д. В общем, это требование определяет связь между содержанием информации об объекте и её соответствием реальному состоянию объекта на текущий момент времени. Информация имеет свойство старения, так как она подвержена влиянию времени, следовательно, информация имеет определенный «жизненный срок». 6 Охват. Охват определяет, ограничивает и описывает содержание или уточняет его. Охват обычно характеризуют объёмом, полнотой и достаточностью информации. Объём – общее количество информации, по проблеме, доступной пользователю. Полнота – соотношение между имеющейся информации по проблеме и той информацией, которая доступна пользователю. Достаточность – определяется возможностью достижения поставленной цели, при наличии доступной пользователю данной информации. 7 Актуальность. Актуальность отражает степень важности и значительности содержательной сущности полученной информации в момент её использования, в том числе для анализа складывающейся информации и принятия решения наилучшим образом. С актуальностью часто связывают коммерческую ценность информации, т.е. её цену т.к. актуальность подчёркивает востребованность информации именно в определённый момент времени и зависит от динамики изменения её свойств и от периода времени, прошедшего с момента возникновения информации. При этом следует отметить, что использование информации, полностью или частично потерявшей актуальность, может привести к ошибочным решениям. 8 Своевременность. Своевременность характеризует факт поступления информации в пределах временного периода между моментом появления потребности в данной информации (момент спроса на информацию) и моментом выполнения аналитических процедур и принятия конкретного решения по управлению. 9 Важность. Важность определяет степень влияния используемой информации в процессе анализа складывающейся ситуации и принятия решения на пути достижения поставленной цели по отношению к влиянию другой, используемой при этом информации. 10 Полезность. Полезность характеризует способность приносить пользу в интересах какого-нибудь, в соответствии с чьими-нибудь выгодами и определяется абсолютной или относительной величиной полученного эффекта (например, экономического, технологического, социального и т.п.) в результате использования конкретной информации по отношению к результату, достигнутого без использования информационного ресурса. 11 Правовая корректность информации. 12 Многократность использования. 13 Адресность. 14 Нормальная плотность (насыщенность), т. е. количество информации в единице носителя, соотношение полезных и общих сведений. Если необходимые для управления сведения в составе информации отсутствуют, она является познавательной; если же сообщения вообще не несут информации, они называются «шумом»; Выделяют три уровня плотности информации: высокий - 80-100 процентов полезных сведений; нормальный - 50-80 процентов; низкий - менее 50 процентов. Низкая плотность увеличивает объем перерабатываемых данных, усложняет их хранение и поиск. Информация, соответствующая этим характеристикам, может считаться качественной, но для того чтобы построить систему получения и использования качественной информации в деятельности организации (предприятия), подчас требуется не меньше усилий и затрат, чем для построения основного производства. Вся информация, имеющаяся в системе управления, получается из различных источников и различными способами. На рисунке 1 «Источники и способы получения информации» представлены три источника информации и строго соответствующие каждому из них способы её получения. Процесс управления нуждается в предоставлении своевременной, достоверной и полной информации, т.е. в информационном обеспечении. Термин «обеспечение» имеет ряд синонимов: выдача, предоставление, оснащение, снабжение, поставка, доставка, оборудование – которые в большей степени показывают объёмность данного понятия. Что касается понятия «информационное обеспечение», то, как правило, имеется столько же его трактовок, сколько специалистов, учёных и профессоров, работало с его сущностью. Одни рассматривают информационное обеспечение в узком смысле, сопоставляя его лишь с показателями, отражёнными в документах, другие рассматривают его как часть информационной системы, а в силу информатизации общества в целом информационное обеспечение является воздухом для системы управления и вне её пределов.
Рисунок 1– Источники и способы получения информации [11].
С точки зрения В. Б. Уткина, информационное обеспечение – это совокупность средств и методов построения информационной базы. Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных внутри информационной системы, документов, графиков и сигналов вне информационной системы. В настоящее время в составе обеспечивающей части информационной системы принято выделять различные виды обеспечивающих подсистем, характеристика которых представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Виды обеспечивающих подсистем
Продолжение таблицы
Информационное обеспечение подразделяют на внешнее и внутреннее, описание которых представлено на рисунке 2. Информационное обеспечение включает в себя всю экономическую информацию предприятия, описание способов её представления, хранения и преобразования Информационное обеспечение организуется на основе технического и программного обеспечения и является по отношению к ним обеспечением более высокого уровня. Если понимать под информационным обеспечением понятие, меньшее чем информационная система, то можно сказать, что информационное обеспечение – это главный компонент любой системы управления, так как объём и качество информации определяет оперативность и адекватность принимаемых решений. В более широком понимании информационное обеспечение экономики можно разделить на три категории. 1 Информация, которая нужна для бизнеса как некоего вида деятельности или организационно-правовой структуры и находится вне этого предприятия или организации. 2 Информация, необходимая для нормального выполнения производственных функций предприятия (находится внутри предприятия). 3 Информация, используемая для управления не отдельными технологическими (рабочими) процессами, а деятельностью предприятия в целом как процессом достижения поставленных задач с минимальными издержками и проблемами (внутренняя информация).
Рисунок 2 - Информационное обеспечение информационной системы [10].
Информационное обеспечение управленческой деятельности – это осуществление действий по предоставлению актуальной, достоверной и полной информации субъекту управления (руководителю) с заданной периодичностью [9]. Целью информационного обеспечения процесса управления является удовлетворение информационных потребностей субъектов управления. Эта цель достигается путём решения следующих задач: - определение и отбор источников информации; - сбор данных из выбранных источников; - правильная интерпретация и систематизация полученных данных; - проверка достоверности, полноты и непротиворечивости данных; - предоставление систематизированных и проверенных данных субъектам управления; - постоянное и своевременное обновление данных. При этом необходимо соблюдать определённые принципы организации информационного обеспечения: - исключение дублирования информации; - представление данных в едином и удобном для восприятия формате; - многократное использование полученной информации. Наряду с простейшим фундаментальным понятием «информация» выделяют понятия «система» и «технология», которые не выражены через более общие понятия. Информационная система – организационно-техническая система, которая предназначена для выполнения информационно-вычислительных работ или предоставления информационно-вычислительных услуг, удовлетворяющих потребности системы управления и её пользователей – управленческого персонала, внешних пользователей (инвесторов, поставщиков, покупателей) путём использования и/или создания информационных продуктов. Информационные системы существуют в рамках системы управления и полностью подчинены целям функционирования этих систем. Информационная технология (IT) – это совокупность методов, производственных процессов и алгоритмов программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, реализация которых обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации в целях снижения трудоёмкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надёжности и оперативности. Выделяют три основных класса технологий: - производственные – обеспечивают оптимизацию процессов в сфере материального производства товаров и услуг и их общественного распределения; - информационные – предназначены для повышения эффективности процессов, протекающих в информационной сфере общества, включая науку, культуру, образование, средства массовой информации и информационные коммуникации; - социальные – ориентированы на рациональную организацию социальных процессов. Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта. Цель технологии материального производства — выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы. Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации. Информационные технологии можно разделить ручные и компьютерные. При ручных технологиях затраты времени на сбор и обработку информации значительны. Это приводит к тому, что информация может стать неактуальной на момент готовности. Прилагательное " компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер. Компьютерные технологии являются современными информационными технологиями, характеризующиеся единством аппаратной техники и специального программного обеспечения. Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных. Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. На первый взгляд может показаться, что введенные в учебнике определения информационной технологии и системы очень похожи между собой. Однако это не так. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию. Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель информационной системы — организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации. Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы. Таким образом, информационное обеспечение осуществляется на основе функционирования информационных систем и технологий, и является неотъемлемой частью любой управленческой деятельности. С его помощью происходит распространение необходимой информации среди компетентных лиц (лиц, принимающих управленческие решения) и её эффективное использование в процессе принятия управленческих решений.
|