![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава III. «Медвежий» текст Ярославля
Ярославль буквально пропитан «медвежьим» текстом. Мифологически-религиозный и духовно-нравственный компонент, составивший его истоки, формирование, начальную интерпретацию раскрыт в первой главе. Его идеологическим, формирующим городской патриотизм, продолжением является геральдика и визуальная символика Ярославля, Ярославской губернии, затем - области. В царствование Алексея Михайловича «медвежья» эмблематика Ярославля активное внедрявшейся в русскую культуру и городскую идеологию. В «Титулярнике» (гербовике) Алексея Михайловича герб Ярославского княжества представлен «В кругу медведь чёрный, стоит на задних лапах, в правой ноге передней держит протазан, а левую переднюю ногу протянул, под ним написан лес и трава»[9]. В геральдике того времени медведь считался символом предусмотрительности и силы; протазан же— родовой знак Рюриковичей. Так в гербе, как и легенде об основании Ярославля, объединены медведь и князь Ярослав Мудрый и весь его род. В дальнейшем нюансы изображения герба Ярославля менялись: медведя в разных позах и на различном цветовом поле изображали с посохом (жезлом), протазаном (трезубцем), чеканом (топориком). Термин «городской герб Ярославля» впервые официально употреблен в Указе 1692 г. о серебряной печати Приказной палаты города. Рисунок герба города повторял эмблему ярославского княжества из «Титулярника» 1672 г.: в овальном щите с картушем медведь с протазаном на плече. Учреждение городской печати - первое из свидетельств возросшего статуса Ярославля в XVII веке. К 1730 г. ярославский герб был официально одобрен: в фигурном щите стоящий черный медведь, на плече держит в лапе чекан (топорик) красный, поле желтое. В 1856 г. утвержден новый губернский герб Ярославля: в серебряном щите, черный, идущий на задних лапах медведь, голова прямо, держит в левой лапе золотую секиру на таком же ратовище, щит увенчан короной императора и окружен золотыми дубовыми ветками, соединенными Андреевской лентою. Вышеописанный герб был одновременно и гербом г. Ярославля до середины 1918 г., когда он был упразднен. Так, медведь стал устоявшимся символом ярославской земли, со временем изменялось лишь геральдическое оформление и незначительные детали, главным образом свидетельствующие о смене правителей. Современный герб города Ярославля представляет собой изображение на геральдическом щите серебряного цвета восстающего и развернутого вправо черного медведя, держащего на левом плече передней левой лапой золотую секиру, завершает эту геральдическую композицию шапка Мономаха. «Медвежий» текст реализован в официальной символике Ярославля, включающей в себя изображения на гербе, флаге, Знаке «Почетный гражданин города Ярославля», Знаке «За заслуги перед городом Ярославлем», Почетном знаке города Ярославля, Знаке мэра города Ярославля. Проявился «медвежий» текст и в художественной культуре города. В росписи храма Ильи Пророка существует фреска «Чудо Святого Елисея с медведями». С одной стороны, это изображение традиционного христианского сюжета. Но стоит обратить внимание на то, что животные здесь выглядят чрезмерно агрессивно за счет явного композиционного акцента на головах и лапах медведей. Впрочем, правдоподобие здесь и не требуется: а ощущение страха перед свирепыми – но управляемым Божией волей, - хищниками, пришедшими наказать детей, возникает. Так, создается образ медведя как дикой стихийной силы, однако, подчиненной воле Бога и святого. И на этом уровне, смысловая связь с не столько с поверженной Ярославом медведицей, сколько с символическим значением этого акта – покорения языческого духа, есть. Особенно, если вспомнить вполне «прирученного» медведя с секирой (топором и пр.) на гербе. Известнейшим декоративно–прикладным искусством Ярославской области можно считать майолику - изделия из цветной обожженной глины, покрытой глазурью. Возможно, особую популярность этот вид искусства приобрел благодаря обширному распространению майолики среди декорирования храмов. На ограде храма Ильи Пророка есть изразцы, изображающие изгибающуюся, с выразительными когтями медведицу с всадником (или всадницей) на ней. Ярославская майолика «Мастерской Майолики Павловой и Шепелёва» малых скульптурных форм также не обошла медвежью тему – статуэтки, тарелки, колокольчики с изображением раскрученного ярославского бренда. Регулярно воплощают утвердившийся медвежий символ города и ландшафтные дизайнеры Горзеленхозстроя при создании известной горожанам клумбы «Мишка», которая повторяет своим контуром герб Ярославля. Закрепился «медвежий» текст и в стереотипах сознания горожан. Так, удаленный от центра города микрорайон (11) жители прозвали «Медвежьем углом», обозначив его маргинальность. Внедрился медвежий текст и в сферу брендинга. Есть в Ярославле гостиница «Медвежий Угол» (ул. Свердлова, 16), название которой, вероятно, означает «убежище» и намекает на его древность. В городе в 2003 г. открыт музей «Мой любимый Мишка», занимающийся эволюцией образов медведя. Современный живой символ города – медведица Маша, живущая в Ярославском музее-заповеднике. Ее история подробно изложена на сайте музея, который презентирует ее как живой символ города. Медведь стал и торговым брендом Ярославля, чтобы убедить в этом достаточно увидеть ассортимент сувенирно-подарочной продукции. Заключение Ярославский «медвежий» текст – важная составляющая образа города. В то же время он является микромоделью отечественного и мирового «медвежьих» текстов. В историческом плане он отражает общую логику «рождения» или «творения» (архаика и средневековая легенда об основании города), следующей за ними «интерпретации» (средневековая и нововременная городская мифология и символика), и сменившей ее «эксплуатации» (в качестве одного из современных брендов города). В типологическом плане он включает все ключевые составляющие: мифологически-религиозную и духовно-нравственную (язычество мерян и его христианское переосмысление, городская идеология); художественную (фресковые росписи, иконопись, декоративно-прикладное, садово-парковое искусство); социально-культурную (официальная символика города, туризм, музейная практика, маркетинг). Тем не менее, в отношении «медвежьего» текста Ярославля все еще отсутствует осознанный системный подход. Данное исследование было направлено и на то, чтобы поставить проблему его изучения, необходимости его официального закрепления в качестве бренда города и дальнейшего осознанного подхода к его развитию и использованию в таковом качестве. Перспективы исследования состоят, с одной стороны, в углубленном анализе конкретных воплощений ярославского «медвежьего» текста, с другой – в более развернутом, контекстуальном его изучении в масштабах отечественной и мировой культуры. Мне также интересно было бы сосредоточится на «медвежьем» тексте современной массовой культуры. Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при проведении дальнейших исследований, а также при проведении аналогичных исследований на другом материале; в преподавании краеведческих дисциплин в школе; в PR-деятельности административных органов и заинтересованных в брендинге организаций Ярославля.
|