Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизмы дизорсрографии у /младших школьников 6 страница
3.2. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету Материал — картинки, на которых изображены: а) рыба, кузнечик, птица, змея, велосипедист, скалолаз, бегун; б) мальчик, читающий книгу, маляр, повар, каменщик, швея, певец, столяр, пианист, врач, учитель, художник, скульптор. 114 Процедура и инструкция. Логопед поочередно предъявляет учащемуся картинки и просит внимательно их рассмотреть, сказать, кто как передвигается (пункт а), а также назвать действия людей (пункт б). Оценка результатов: высокий уровень — правильные и быстрые ответы; уровень выше среднего — отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания логопеда; средний уровень — ответы не точные, задание выполняется самостоятельно; уровень ниже среднего — лишь отдельные ответы точно отражают лексическое значение нужных словоформ, задание выполняется с помощью логопеда; низкий уровень — ученик не верно называет действия людей и животных или отказывается отвечать. 3.3. Исследование умения подбирать определения к слову, обозначающему предмет Материал — картинки с изображением моря, цветка, дома, пирожного, лимона и т.д. Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинку, назови ее и подбери к названию предмета нужное слово, соответствующее ответу на вопрос «Какой?» («Какая?», «Какое?»). Оценка результатов: высокий уровень — правильный и быстрый подбор слов; уровень выше среднего — отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания логопеда; средний уровень — подобранные слова не точно характеризуют лексическую окраску данных слов, задание выполняется самостоятельно; уровень ниже среднего — лишь отдельные ответы, точно отражают лексическое значение заданных словоформ, задание выполняется с помощью логопеда; низкий уровень — подбор слов ученик проводит путем словоизменения данных словоформ или характеризует предметы только по одному признаку. 115 3.4. Исследование умения называть слова-синонимы Регевой материал — напечатанные на карточках слова: сердечный — грубый — капризный — колючий — примчался — навредить — хвалить — рыбачить - Процедура и инструкция: внимательно прочти напечатанные на карточке слова, подбери, а затем напиши к каждому из них близкое по смыслу слово. Оценка результатов: высокий уровень — задание не вызывает затруднений; уровень выше среднего — отдельные недочеты выражаются в недостаточно точно подобранных словах, отражающих лишь второстепенные признаки словоформ, уточнения логопеда позволяют исправить ошибки; средний уровень — систематически допускаются ошибки по содержанию задания, лишь интенсивная помощь логопеда позволяет выполнить его до конца; уровень ниже среднего - неправильное выполнение задания в большинстве случаев, медленный темп работы, работа ведется с помощью педагога; низкий уровень — ошибки во всех заданиях, помощь неэффективна. 3.5. Исследование умения называть слова-антонимы Регевой материал — напечатанные на карточках слова: длинный — добрый — высокий — выбегать — далеко — щедрый — впереди — давать - Процедура и инструкция. Логопед дает испытуемому карточку с напечатанными на ней словами и просит его подобрать, а затем записать к каждому из них слово, противоположное по смыслу. Оценка результатов: см. п. 3.4. 116 3.6. Исследование умения объяснять значения слова A. Имена существительные (по вопросу «Что такое?»). Регевой материал — слова: пила, коробка, игла, труба, корзина. Процедура и инструкция: внимательно прочти напечатанные на карточках слова и объясни их значения, ответив на вопрос «Что такое?». Оценка результатов: высокий уровень — развиты процессы обобщения, абстракции, характеристика слов, словосочетаний и предложений точно передает их лексическое значение; уровень выше среднего - правильная и полная передача лексического значения слов, отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий; средний уровень — характеристика лексического значения слова не в полной мере отражает его свойства и качества, трудности выделения основных и второстепенных признаков словоформ, значительная помощь педагога; уровень ниже среднего — выделение лишь отдельных черт лексического значения слова, причем нахождение среди них основных возможно лишь при интенсивной помощи логопеда, смешение лексического и грамматического значений слова, значительные затруднения при их абстрагировании в словосочетаниях и предложениях; низкий уровень — не развиты процессы обобщения, характеристика лексического значения сводится к описанию предмета, его признака или действия с точки зрения их полезности, понимание переносного значения слова в словосочетаниях и предложениях недоступно. Б. Имена прилагательные (по вопросу «Это какой?»). Регевой материал — напечатанные на карточках слова: нарисованный, чайный, быстрый, рогатый, старый, полезный. Процедура и инструкция: внимательно прочти слова и объясни их значение с помощью вопроса «Это какой?». Оценка результатов: см. п. З.6.А. B. Глаголы (по вопросу «Что значит?»). Регевой материал — напечатанные на карточках слова: читать, вскопать, шутить, определить, распугать, оглядеться. 117 Процедура и инструкция: внимательно прочти слова и объясни их значение, ответив на вопрос «Что значит?». Оценка результатов: см. п. З.6.А. 3.7. Исследование умения объяснять переносное значение слов в словосочетаниях и предложениях Регевой материал - словосочетания: золотое кольцо, колючий взгляд, тяжелый характер, добрые дела; предложения: На его лице была написана радость. Девочка не бежала, а летела к дому. Процедура и инструкция. Логопед говорит: «Я буду произносить сочетания слов и предложения. Внимательно послушай и скажи, что они обозначают». Оценка результатов: см. п. З.6.А.
4. Различение имен существительных, имен прилагательных и глаголов 4.1. Исследование умения распределять слова на группы Регевой материал — слова: дружба, вручает, тарелка, спешит, душистый, слабое, пищит, песня, танцевать, лед, другой, муравейник, служит, звонкий, река, фруктовый, побывала. Процедура и инструкция. Учащемуся вручаются карточки, на которых написаны три слова: одно в начале, другое в середине, третье в конце строки: машина бежит голубой Нужно записать слова из карточек в три колонки (принцип записи слов не объясняется). Оценка результатов: высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего -единичные ошибки обнаруживаются и исправляются учеником в ходе самопроверки или после замечания педагога; средний 118 уровень — значительные трудности при распределении данных слов, однако помощь логопеда в виде наводящих вопросов позволяет выполнить задание; уровень ниже среднего — задание выполняется благодаря интенсивной помощи, замедленный темп работы; низкий уровень — ошибки при распределении всех слов, помощь неэффективна. 4.2. Исследование умения определять грамматическую категорию слова в предложении Регевой материал — предложения: В парке гуляли дети. Собака сторожит дом. (Второй класс); На море неожиданно поднялся сильный ветер. По шоссе едет колонна велосипедистов. (Третий класс). Процедура и инструкция: прослушай предложение, запиши его и с помощью грамматических вопросов разбери по членам предложения. Оценка результатов: высокий уровень — правильное и безошибочное выполнение задания; уровень выше среднего — правильный разбор предложения по членам, единичные ошибки при определении грамматической категории второстепенных членов предложения, которые исправляются при самопроверке или после замечания педагога; средний уровень — выделение главных членов предложения не вызывает затруднений, многочисленные ошибки в выделении второстепенных членов предложения и при установлении грамматических связей между словами, помощь логопеда значительна; уровень ниже среднего — стойкие ошибки при выделении и систематизации второстепенных членов предложения, неумение ставить к ним грамматические вопросы, задание выполняется до конца благодаря инструкциям логопеда; низкий уровень — правильное определение лишь одного из главных членов предложения, помощь неэффективна. 119
5. Грамматический строй речи 5.1. Исследование словоизменения 5.1.1. Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе Материал — картинки, изображающие один и несколько предметов: шар — шары, дом — дома, стул — стулья, яблоко — яблоки, маска — маски, шишка — шишки, дупло — дупла, стог — стога, крыша — крыши. Процедура и инструкции: внимательно рассмотреть картинки и назвать то, что изображено на одной из них, а затем на другой. (Перед учеником поочередно раскладывают пары картинок, которые он затем называет). Оценка результатов: высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего — самостоятельное (или после указания логопеда) исправление отдельных ошибок; средний уровень — многочисленные ошибки в словоизменении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных словоформ, то есть в оперировании морфологическими нормами языка; уровень ниже среднего — в большинстве случаев нарушение усвоения морфологических норм языка, помощь логопеда ведет к выполнению задания; низкий уровень — правильные ответы лишь в отдельных случаях или отказ от выполнения задания. 5.1.2. Умение употреблять предложно-падежные конструкции Материал — картинки с изображением двух предметов в различных пространственных соотношениях: мяча и стола (мяч на столе, мяч под столом, мяч перед столом, мяч в столе). Процедура и инструкция. Логопед говорит: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением стола и мяча. Внимательно рассмотри каждую и назови, где находится мяч по отношению к сто- 120 лу, например: " Мяч на столе"». Затем он кладет перед учеником картинку. В случае затруднения ребенку предлагается несколько вариантов ответа, из которых он должен выбрать правильный. Оценка результатов: высокий уровень — отсутствие затруднений при составлении предложно-падежных конструкций; уровень выше среднего — исправление отдельных ошибок после замечаний логопеда или в ходе самопроверки; средний уровень — затруднения в построении сложных предложно-падежных конструкций, помощь логопеда позволяет выполнить задание до конца; уровень ниже среднего — стойкие ошибки как при составлении предложений, так и при употреблении понятий с пространственным значением, значительная помощь логопеда; низкий уровень — отдельные правильные ответы, помощь неэффективна. 5.1.3. Умение согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе Материал — картинки с изображением синей футболки, синего ремня, синего ведра, синих баклажанов; красного свитера, красных туфель, красной вазы, красного платья. Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и назови изображенные предметы, указав их цвет. Оценка результатов: см. п. 5.1.1. 5.1.4. Умение дифференцировать единственное и множественное число глаголов настоящего времени Материал — картинки с изображением девочки, катающейся на коньках, девочек-фигуристок; кошки, лакающей молоко и кошек, лакающих молоко и т.д. Процедура и инструкция: поочередно рассмотри картинки и назови, что на них нарисовано (что происходит). Оценка результатов: высокий уровень — дифференциация не вызывает затруднений; уровень выше среднего — выполнение задания согласно заданному алгоритму действия, отдельные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно 121
или после замечаний логопеда; средний уровень — систематические ошибки на уровне понимания внутри указанных дифференцируемых категорий; уровень ниже среднего — в большинстве случаев не соблюдается заданная программа действий, систематические ошибки, интенсивная помощь логопеда позволяет выполнить работу до конца; низкий уровень — неправильное выполнение всех заданий или отказ от их выполнения. 5.1.5. Умение дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида Материал — парные картинки: девочка одевается, девочка оделась; мальчик строит пирамидку, мальчик построил пирамидку; девочка собирает цветы, девочка собрала цветы. Процедура и инструкция. Логопед поочередно демонстрирует пары картинок и просит ученика назвать, что изображено на одной, а затем на другой картинке. Оценка результатов: см. п. 5.1.1. 1 5.1.6. Умение дифференцировать глаголы iff прошедшего времени по родам Материал — картинки, изображающие упавшую девочку, упавшего мальчика, упавшее яблоко, разбитую вазу, разбитый стакан, разбитое блюдце. Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и скажи, что на них изображено. Оценка результатов: см. п. 5.1.1. 122
5.2. Исследование словообразования 5.2.1. Умение образовывать притяжательные прилагательные Материал — картинки с изображением хво- (v ста рыбы, головы лисицы, крыла птицы, лапы " * медведя, дупла белки, гнезда вороны, яйца утки, логова волка. Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и назови, что на них изображено с помощью вопросов «Чье это?», «Чья это?» или «Чей это?». (Например, рыбий хвост, лисья голова, птичье крыло и т.д.). Оценка результатов: высокий уровень — правильное и быстрое выполнение задания; уровень выше среднего — правильное выполнение задания с определенной помощью логопеда в виде отдельных уточнений; средний уровень — систематические ошибки в образовании слов, большинство которых исправляется после замечаний педагога; уровень ниже среднего — выполнение задания только по образцу позволяет правильно образовывать лишь отдельные словоформы; низкий уровень — отсутствие умения образовывать новые словоформы. 5.2.2. Умение образовывать названия детенышей животных Материал — парные картинки с изображением домашних животных и диких зверей, домашних птиц, рыб и их детенышей (корова — теленок, лошадь — жеребенок, коза — козленок, овца — ягненок, лягушка — лягушонок, рыба — малек, верблюд — верблюжонок, свинья — поросенок, медведь — медвежонок, волк — волчонок, утка — утенок). Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и назови взрослое животное, а затем его детеныша, взрослую птицу и птенца. Оценка результатов: ал. п. 5.2.1. 123
5.3. Исследование усвоения грамматического значения слова и его связи с формальными признаками 5.3.1. Умение определять род имен существительных по конечной части слова Регевой материал — слова с пропущенными буквами: ...тон...та...но ...во...ген...по Процедура и инструкция: подставь слова (он, она, оно) к словам, в которых пропущены первые буквы. Оценка результатов: высокий уровень — правильное и аргументированное выполнение задания; уровень выше среднего — единичные ошибки исправляются в ходе самопроверки или после подсказки логопеда; средний уровень — систематические ошибки в определении частной категории рода, помощь педагога позволяет их исправить; уровень ниже среднего — нечеткая сформированность связи между грамматическим значением слова и его конечной частью; низкий уровень — неверное определение рода существительного во всех случаях.
5.3.2. Понимание грамматического значения суффиксов (по методике Д. Н. Богоявленского) Регевой материал — слова с известными суффиксами, образованные от незнакомых слов: лар (зверь), ла-ренок, ларище; лафит (сладкий квас), лафитни-ца; кашемир (красивая материя), кашемирщик. Процедура и инструкция. Детям объясняется, что в волшебной стране живет зверь, которого зовут ЛАР. Затем задаются вопросы: А кто такой ЛАРИЩЕ? Какая разница между ними? Кто больше - ЛАР или ЛАРИЩЕ? А кто такой ЛАРЕНОК? Какая между ними разница? Кто больше? КАШЕМИР — это материя. КАШЕМИРЩИК — это кто или что? Что
124 он делает? ЛАФИТ — это сладкий квас. А что такое ЛАФИТ-НИЦА? Оценка результатов: высокий уровень — правильное и аргументированное выполнение задания; уровень выше среднего—в целом задание выполняется верно, однако допускаются неточности в объяснении грамматических значений отдельных суффиксов; средний уровень — систематические ошибки, свидетельствующие о непонимании значений отдельных суффиксов; уровень ниже среднего — понимание грамматического значения единичных суффиксов; низкий уровень — понимание грамматического значения суффиксов на материале малознакомых слов недоступно, помощь неэффективна. 5.4. Исследование умений определять родственные слова и производить морфологический анализ слов 5.4.1. Умение подбирать родственные слова Регевой материал — слова: лес, рыба, зима, морской, домашний, грибной, красить, солить, бегать. Процедура и инструкция: внимательно прочти слова, подбери к ним родственные слова и запиши их. Оценка результатов: высокий уровень — правильное выполнение задания с подбором большого количества родственных слов; уровень выше среднего - правильное выполнение задания, однако подбор родственных слов в ряде случаев заменяется словоизменением данных словоформ; средний уровень — нарушение программы действия, стойкие ошибки в изменении данных слов по числам и родам, подсказка логопеда позволяет их исправить; уровень ниже среднего — стойкие ошибки, описанные ранее, более выражены, они не исправляются ни самостоятельно, ни с помощью логопеда; низкий уровень — неправильное выполнение задания или механическое усвоение подбора родственных слов. 125
5.4.2. Умение отбирать из группы слов родственные Регевой материал — слова: лес, лесник, перелесок, лиса; пришел, ушел, подошел, шелк, шел и т.д. Процедура и инструкция. Логопед говорит: «Сейчас я буду читать слова, а ты внимательно слушай и постарайся определить, какие из этих слов являются родственными. Объясни, почему ты так решил». Оценка результатов: высокий уровень — безошибочный и аргументированный отбор родственных слов; уровень выше среднего — правильное, но недостаточно аргументированное выполнение задания, единичные ошибки ученик находит и исправляет самостоятельно; средний уровень — многочисленные ошибки исправляются после наводящих вопросов логопеда; уровень ниже среднего — отбор родственных слов ведется по звуковому сходству, наводящие вопросы логопеда помогают найти и исправить лишь часть ошибок; низкий уровень — задание выполнено неправильно, неаргументированно, помощь неэффективна.
5.4.3. Умение определять лишнее слово Регевой материал — слова: конь, конница, коньки, коневодство; родители, родной, ротик, родственники. Процедура и инструкция. Логопед говорит: «Сейчас я назову несколько слов, ты внимательно их прослушай и определи, какое слово не относится ко всем остальным». Оценка результатов: высокий уровень — безошибочное и быстрое выполнение задания; уровень выше среднего — единичные ошибки исправляются в ходе самопроверки; средний уровень — допускается большое количество ошибок, которые исправляются благодаря повторению инструкции; уровень ниже среднего — стойкие затруднения, уточнение лексического значения слов позволяет определить «лишнее» слово; низкий уровень — задание выполняется неправильно, помощь неэффективна. 126 5.4.4. Умение находить в словах общую морфему Регевой материал — слова: пришел — приехал, книжка — книжный, глазище — домище, парты — столы, слоненок — тигренок. Процедура и инструкция: внимательно прослушай слова и сравни их по значению и по звучанию, отметь, чем они похожи; затем найди в парах слов общую часть и объясни ее значение. Оценка результатов: высокий уровень — нахождение общей морфемы не вызывает затруднений; уровень выше среднего — правильное выделение общих морфем, отдельные ошибки в объяснении их лексического значения; средний уровень — указание большинства общих морфем при неумении объяснять их лексическое значение; уровень ниже среднего — значительные затруднения при определении общих морфем, при объяснении их лексического значения, помощь логопеда позволяет справиться с заданием лишь в отдельных случаях; низкий уровень — задание выполняется неправильно, помощь логопеда неэффективна. 5.4.5. Умение производить морфологический анализ слов Регевой материал — слова: книга, прекрасный, перешел, темно, меня. Процедура и инструкция: прочитай слова, напечатанные на карточке, и разбери их как часть речи. Используются «памятки» для учащихся. Оценка результатов: высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего — самостоятельное выполнение задания с использованием «памятки», допущенные ошибки замечаются и исправляются самостоятельно или после указания логопеда; средний уровень — систематические ошибки, которые обнаруживаются и исправляются с помощью педагога; уровень ниже среднего — систематические ошибки не исправляются даже при указании на них логопеда, нарушение последовательности действий, указанных в «памятке»; низкий уровень — помощь логопеда помогает добиться единичных правильных ответов. 127 6. Понимание и воспроизведение текста
6.1. Исследование умения пересказывать текст Регевой материал — рассказы 2 класс (по программе 1-3) В ПОЛОВОДЬЕ Мы поплыли на лодке к островку. Его быстро заливало водой. По островку бродил лось. Под кустом лежал маленький лосенок. Вот почему лосиха не хотела покидать островок! Ее детеныш не умел плавать. Мы взяли лосенка в лодку. Лосиха поплыла следом. Вот лодка чиркнула о дно. Лесник вынес малыша на берег. Скоро к берегу подплыла лосиха. Лосенок побежал на зов матери. По Г.А.Скребицкому 3 класс (по программе 1-3) ПЕТУХ И НАСЕДКА Во дворе наседка водит цыплят. Она теперь не просто курица. Она мама большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей. Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет. Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги и изогнутые шпоры на лапах. Он и людей не боялся. Орел! А тут и моргнуть не успел. Налетела наседка да клювом его. Присел петух на свои шпоры. И стремглав под забор. По Э.Шиму Процедура и инструкция: внимательно послушай рассказ, приготовься его пересказать и ответить на вопросы по содержанию текста. 128 Предлагается: а) пересказать текст своими словами, выделив основную мысль; б) передать последовательность описанных событий и удержать их определенное время в памяти; в) соотнести содержание текста с реальной действительностью, абстрагируя отдельные явления; г) передать свое отношение к прочитанному; д) найти в тексте слова на пройденные правила правописания, объяснить свой выбор. Оценка результатов: высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение всех заданий; уровень выше среднего — пересказ текста полный, логичный, последовательный, отмечаются трудности в формулировке своими словами основной мысли сюжета, а также в нахождении слов на отдельные правила правописания; средний уровень — пересказ текста носит механический характер, недостаточно сформированы процессы абстракции и обобщения, «ошибкоопасные» места в словах обнаруживаются с помощью педагога; уровень ниже среднего — нарушение последовательности описываемых событий, неумение обобщать и делать самостоятельные выводы, помощь взрослого позволяет найти отдельные слова на правила правописания; низкий уровень — грубые нарушения в изложении сюжета рассказа, процессы абстракции и обобщения не сформированы, неумение найти «ошибкоопасные» места в словах даже при интенсивной помощи логопеда. 6.2. Исследование умения работать с деформированным текстом А. Составление предложений из слов. Регевой материал — деформированные предложения рассказа «Рыбалка»: — и поймали Боря окуней и ершей Саша щуку; — ребята на рыбалку утром отправились; — сварила Аня уху вкусную; — червяков накопали а еще они вечером; — костра для Трезор принес палок несколько; — за бежал ними Трезор;
5 Зак 4492 129
6. Понимание и воспроизведение текста 6.1. Исследование умения пересказывать текст Регевой материал - рассказы 2 класс (по программе 1-3) В ПОЛОВОДЬЕ Мы поплыли на лодке к островку. Его быстро заливало водой. По островку бродил лось. Под кустом лежал маленький лосенок. Вот почему лосиха не хотела покидать островок! Ее детеныш не умел плавать. Мы взяли лосенка в лодку. Лосиха поплыла следом. Вот лодка чиркнула о дно. Лесник вынес малыша на берег. Скоро к берегу подплыла лосиха. Лосенок побежал на зов матери. По ТЛ.Скребицкому 3 класс (по программе 1-3) ПЕТУХ И НАСЕДКА Во дворе наседка водит цыплят. Она теперь не просто курица. Она мама большого семейства. И очень изменилась, когда стала мамашей. Была щупленькая и гладкая, а теперь растопорщилась, распушилась. Была робкая и тихая, а теперь стала отчаянной. На кошку бросается. Собаку от цыплят отгоняет. Приблизился было к цыплятам петух, главный куриный начальник. У него хвост фонтаном, у него борода, у него красные серьги и изогнутые шпоры на лапах. Он и людей не боялся. Орел! А тут и моргнуть не успел. Налетела наседка да клювом его. Присел петух на свои шпоры. И стремглав под забор. По Э.Шиму Процедура и инструкция: внимательно послушай рассказ, приготовься его пересказать и ответить на вопросы по содержанию текста. 128 Предлагается: а) пересказать текст своими словами, выделив основную мысль; б) передать последовательность описанных событий и удержать их определенное время в памяти; в) соотнести содержание текста с реальной действительностью, абстрагируя отдельные явления; г) передать свое отношение к прочитанному; д) найти в тексте слова на пройденные правила правописания, объяснить свой выбор. Оценка результатов: высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение всех заданий; уровень выше среднего — пересказ текста полный, логичный, последовательный, отмечаются трудности в формулировке своими словами основной мысли сюжета, а также в нахождении слов на отдельные правила правописания; средний уровень — пересказ текста носит механический характер, недостаточно сформированы процессы абстракции и обобщения, «ошибкоопасные» места в словах обнаруживаются с помощью педагога; уровень ниже среднего — нарушение последовательности описываемых событий, неумение обобщать и делать самостоятельные выводы, помощь взрослого позволяет найти отдельные слова на правила правописания; низкий уровень — грубые нарушения в изложении сюжета рассказа, процессы абстракции и обобщения не сформированы, неумение найти «ошибкоопасные» места в словах даже при интенсивной помощи логопеда.
|