![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизмы дизорсрографии у /младших школьников 9 страница
JS. Развитие умения узнавать изображения предметов по пунктирным линиям. Логопед показывает детям карточки с 162 пунктирными изображениями настольной лампы, лопаты, дерева и т. д. и просит внимательно рассмотреть каждую картинку отдельно и сказать, что на ней нарисовано. В. Развитие умения узнавать предмет в «зашумленном» изображении. Предлагается рассмотреть карточки с контурными изображениями яблока, собаки, машины, дерева, вазы. Они перечеркнуты линиями в различных направлениях. Ученик называет нарисованное. 1.2. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса A. Ориентировка в схеме собственного тела. Ребенку предлагаются задания: «Покажи левую руку; левую ногу; правый глаз; левую бровь; подними правую руку; правую руку вытяни вперед, а левую отведи в сторону». Б. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса с использованием регевой пробы Хэда. Логопед просит ребенка дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого глаза, показать левой рукой правый глаз. B. Развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса с использованием аппликации. Материал — карточка с фоном сюжетной картинки «На полянке»; фигурки: заяц, ежик, пенек, елка, солнышко, ручеек, цветы, дерево. Ученику предлагается разложить на карточке фигурки так, как будет говорить логопед: посредине, справа, впереди, позади, вверху, внизу, сбоку, перед, под. Г. Развитие умения конструировать и реконструировать фигуры. Логопед показывает ученикам контурные изображения дома, ракеты, корабля, просит их внимательно рассмотреть и составить из палочек соответствующие предметы. Д. Дополнение фигуры недостающими элементами и реконструирование изображенных предметов. Материал - аппликации, изображающие: 1) чайник без носика, чашку без ручки; 2) перевернутый стол без ножки; 3) малыша, везущего опрокинутый грузовик. На карточках нарисованы ручка от чашки, носик от чайника и т. д. Учащемуся предлагается: 1)дополнить фи- 163 гуры недостающими элементами; 2) найти «ошибку» в изображении, исправить ее, изменив положение отдельной части предмета или предмета в целом. 1.3. Развитие речезрйтельных функций A. Развитие умения конструировать буквы. Материал — элементы печатных и письменных букв. Логопед показывает школьникам элементы печатных, затем письменных букв и просит составить из них ту или иную букву. Б. Развитие буквенного гнозиса. Материал — изображения печатных и письменных букв, наложенных друг на друга и заштрихованных дополнительными линиями. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предъявляемые карточки и сказать, какие буквы на них изображены. B. Развитие умения реконструировать буквы. Материал — составленные из палочек и полуовалов буквы П, Б, Ш, И, Г, X, Я, Ф, Е, Р. Логопед складывает из элементов букву, просит учащегося внимательно рассмотреть ее и реконструировать, превратив в другую (например, Н -» П, Б -> Ъ). 1.4. Развитие восприятия и воспроизведения ритма С целью развития восприятия и воспроизведения ритма используются следующие виды упражнений. А. Развитие умения запоминать и воспроизводить ритми-геский рисунок. Логопед просит школьника прослушать сочетание хлопков в ладоши и после определенной паузы повторить хлопки. Б. Развитие умения перекодировать зрительную схему рит-мигеского рисунка в звуковую с подклюгением моторного компонента. Учащемуся демонстрируется схема ритмического рисунка (XX XXX, XXX XX, XX XX XX), объясняются ее условные обозначения и предлагается отхлопать в ладоши соответствующий ритм. 164 1.5. Развитие зрительной, речеслуховой и речедвигателы-юй памяти В логопедической работе по развитию мнестических процессов у младших школьников учитывается поэтапность формирования умственных действий. На начальных этапах осуществляется опора на предметные картинки, графические изображения. Далее занятия проводятся лишь в устной форме на материале отдельных слогов и слов. Затем с целью запоминания используются разнообразные по длине и структуре распространенные предложения. Предлагаются следующие упражнения. A. Развитие умения воспроизводить цветовое расположение фигур. Материал — куб с разноцветными гранями. Логопед показывает ребенку куб, затем убирает его и предлагает воспроизвести расположение цветных квадратов. Б. Развитие умения воспроизводить ряд геометригеских фигур. Материал — наборы карточек с изображениями «заполненных» и контурных геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника, овала, круга). Логопед показывает ряд «заполненных» изображений, затем убирает их и просит воспроизвести увиденное с помощью раздаточного материала. Аналогично проводится упражнение с контурными изображениями геометрических фигур. B. Развитие умения воспроизводить ряд букв. Материал — набор карточек с изображением печатных и письменных букв. Ученик получает задание внимательно рассмотреть и запомнить 5-7 печатных (письменных) букв, затем воспроизвести их последовательность. Г. Развитие умения запоминать и воспроизводить слова. Речевой материал — слова: 1) мальчики, санки, бегущий, поздравил, холодно; 2) рассказ, проходил, сумрачно, прозрачный, капуста; 3) звезда, льют, пищать, красиво, скупой. Учащемуся предлагается прослушать и повторить: а) слова; б) слова, между которыми раздаются единичные хлопки в ладоши; в) слова, лежду которыми раздаются по два хлопка в ладоши. 165 Д. Развитие умения запоминать и воспроизводить предложения. Речевой материал — предложения: Солнце закатилось за горизонт. Я живу на Невском проспекте. Летом в озере Байкал студеная вода. Логопед во время прочтения предложения после каждого слова производит хлопок в ладоши, затем просит школьника повторить предложение. Е. Развитие оперативной кратковременной памяти. Речевой материал — скороговорка: Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. Учащемуся предлагается воспроизвести скороговорку сразу после ее прослушивания, через одну, три, пять минут. 2. Развитие речи на сенсорно-перцептивном уровне С целью развития слухового восприятия, более точной дифференциации звуков проводится работа над формированием умения повторять серии слогов. Учитывая имеющиеся сведения по данной проблематике, а также результаты диагностического исследования, прежде всего принимается во внимание недостаточная сформированность (нарушение) у детей с речевым недоразвитием аналитико-синтетической деятельности речедвига-тельного и речеслухового анализаторов при дифференциации близких по артикуляторно-акустическим характеристикам звуков (по Р. Е. Левиной, М. Е. Хватцеву). Приведенные ниже упражнения выполняются в определенной последовательности, с постепенным усложнением. В процессе работы над имитацией слогов выделяется два этапа: Первый этап — развитие имитации серий из двух слогов. Второй этап — развитие имитации серий из трех слогов. На каждом из этапов осуществляется усложнение заданий: предлагаются слоги с одинаковыми гласными и согласными, слоги с разными гласными и одинаковыми согласными, слоги с различными гласными и фонетически далекими согласными, слоги с различными гласными и фонетически близкими согласными звуками. 166 2.1. Развитие имитации серий слогов с меняющимся ударением 2.1.1. Развитие имитации серий из двух слогов A. Повторение рядов из двух слогов с меняющимся ударением (с одинаковыми согласными и гласными звуками): ла — ла, ла — ла, во — вб, во — во. Детям предлагается сыграть в игру «Эхо»: внимательно прослушать пары слогов, повторить их, назвать ударный. Б. Повторение рядов из двух слогов с меняющимся ударением (с разными гласными): са — со, са — со, лы — ла, лы — ла. Процедура и инструкция — те же. B. Повторение рядов из двух слогов с меняющимся ударением (сразными гласными и фонетигески далекими согласными): ча — ли, ча — ли, щу — но, щу — но. Процедура и инструкция — те же. Г. Повторение рядов из двух слогов с меняющимся ударением (с разными гласными и фонетигески близкими согласными звуками): ца — ту, ца — ту, су — цо, су — цо Процедура и инструкция — те же. 2.1.2. Развитие имитации серий из трех слогов А. Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударением (с одинаковыми согласными и гласными звуками): ло — ло — ло ло — ло — ло ло — ло — ло да - да - да да - да - да да - да - да Процедура и инструкция — те же. Б. Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударением (с одинаковыми согласными и разными гласными): 167 за — зы — зо за — зы — зо за — зы — зо гу — го — гы гу — го — гы гу — го — гы Процедура и инструкция — те же. В. Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударением (с разными гласными и фонетигески далекими согласными): ча — ву — но ча — ву — но ча — ву — но \> пы — шо — хб пы — шо — хо пы — шо — хо Процедура и инструкция — те же. i Г. Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударением с разными гласными и фонетигески близкими согласными): ^ со — ца — ту со — ца — ту со — ца — ту та — чи — шо та — чй — шо та — чи — шо Процедура и инструкция — те же. 2.1.3. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем) Данная работа проводится в случае замен или искажений звуков школьниками с дизорфографией в устной речи. Логопедическая работа осуществляется в следующих направлениях: развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи, уточнение слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации. Особое значение придается дифференциации фонетически близких звуков: звонких и глухих (свистящих, шипящих, смычных), аффрикатов и звуков, входящих в их состав, свистящих и шипящих, твердых и мягких звуков. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: [с] — [ц], [с] — [з], [т] — [щ], [ч] - [ш], In] - [б], [т] - 1д], [ш] ~ [ж], [с] - [ш], [с] - [ж]. Работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа. Первый этап — уточнение произносительного и слухового образа каждого звука; уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слогов, слов. Второй этап — сопоставление конкретных звуков в произносительном и слуховом плане. 168 Развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи способствует уточнению слуховых образов звуков, слогов, слов, является необходимой предпосылкой достижения более высокого уровня восприятия (фонематического анализа и синтеза). Развитие фонематического восприятия, дифференциации фонем (звонких и глухих, твердых и мягких, гласных и согласных) в устных и письменных заданиях осуществляется по традиционной методике. 2.2. Логопедическая работа над ударением Коррекционная работа по развитию умения определять и выделять ударные звуки является важной предпосылкой усвоения орфограмм морфологического и фонематического принципов написания, а также одним из условий перехода к последующим этапам логопедического воздействия при устранении дизорфографии. Направления работы над ударением у школьников с дизорфографией разработаны с учетом наших исследований, современных представлений о фонетической природе ударения и его восприятия в словах и предложениях, о его подвижности в разных грамматических формах (шесть — шестью). Успешность работы над ударением определяет дальнейшее усвоение слов-омографов (парить — парить), различение грамматических форм для реализации правила правописания безударных гласных, одного и того же слова (норы — норы), создает предпосылки для развития просодической стороны речи учеников с данной патологией. Коррекционная работа осуществляется по следующим этапам: Первый этап — развитие языковых средств, обеспечивающих определение и выделение ударения (силы, интенсивности артикуляции, долготы произношения отдельных звуков в ряду из двух-пяти звуков) с опорой на различные анализаторы (слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильно-вибрационные ощущения). Второй этап — развитие умения находить ударные и безударные гласные в слогах. Третий этап — развитие умения находить ударные и безударные гласные в словах. за — зы — зо за — зы — зо за — зы — зб гу — го — гы гу — го — гы гу — гб -»• гы Процедура и инструкция — те же. В. Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударением (сразными гласными и фонетигески далекими согласными): ча — ву — но ча — ву — но ча — ву — но пы — шо — хо пы — шо — хо пы — шо — хо Процедура и инструкция — те же. Г. Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударением с разными гласными и фонетигески близкими согласными): со — ца — ту со — ца — ту со — ца — ту та — чи — шо та — чй — шо та — чи — шо Процедура и инструкция — те же.
|