![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие умения понимать грамматическое значение суффиксов в именах существительных и именах прилагательных
Развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов является необходимым условием овладения орфографией, в частности орфограммами морфологического принципа написания. Как известно, дети уже в дошкольном возрасте на неосознанном уровне практически усваивают грамматические закономерности, у них формируются языковые обобщения (фонематические, морфологические, синтаксические). На основе лексического значения словоформ они могут выделять «похожие» и «разные» слова. Школьное обучение позволяет осознать данные закономерности и уже сознательно использовать в учебной деятельности. Языковой материал и закономерности усваиваются на более высоком, теоретическом уровне осознания. Данная возможность появляется у детей с началом формирования абстрактно-логических форм мыслительной деятельности, что объясняется возрастом учащихся и систематическим коррек-ционным обучением. На основе закономерностей овладения детьми грамматическими знаниями, умениями и навыками в коррекционном обучении выделены следующие направления, которые реализуются по традиционной методике коррекции речевого недоразвития: развитие умения определять «лишнее» слово, отбирать родственные слова (из ряда слов, предложения, текста), подбирать родственные слова; развитие умения находить в словах общие морфемы, производить морфологический анализ слов. С этой целью используются следующие упражнения. A. Определение «лишнего» слова. Речевой материал — слова: стол, столы, стон, столовая; барс, барский, барство, барствовать; запирать, забор, запор, запертый; коза, козел, по-козлиному, стрекоза. Ученик слушает серии слов и называет «лишние». Б. Отбор из группы слов родственных. Речевой материал — слова: дом, домовой, домашний, дым; осина, подосиновик, оса, осинник. Учащийся слушает слова и называет родственные. B. Развитие умения отбирать родственные слова из стихотворения. Речевой материал — стихотворение: Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди-ка: Куст в иголках, будто еж, — Вот и назван — ежевика. Е. Ильин Под солнышком подсолнечник, Когда денек погожий, Весь день глядит на солнышко, Сам на него похожий... Е. Трутнева Школьника просят прослушать стихотворение и назвать родственные слова, аргументировано объяснить свой выбор. Г. Подбор родственных слов с опорой на грамматигеские вопросы. Речевой материал — слова: зелень, соль, цвет, лень; карточки с образцом выполнения задания: Что? Что делает? Какой? боль болит больной Ученику предлагается прочитать напечатанные на карточке слова и подобрать к ним по образцу родственные. Д. Подбор родственных слов с опорой на лексигеское знаге-ние словоформ. Материал — слова: рыба, камень, дерево — и карточка с образцом выполнения задания:
Логопед предлагает ребенку прослушать слова, подобрать по образцу родственные. Е. Подбор родственных слов. Речевой материал — карточки со словами: рисовал, рис; лепка, липкий; лизать, лезть. Ученику предлагается к указанным словам подобрать родственные. Ж. Нахождение в словах общего корня. Материал — слова: винт, винтовой, завинтить, вывинтить, винтик; стол, столик, столяр, столовая, настольная; снег, снеговик, Снегурочка — и картинки с изображением винта, стола, снега. Учащегося просят прослушать слова и определить в них общую часть. Если ответ правильный, показывается картинка. 3. Нахождение в словах общей приставки. Речевой материал — слова: влез — вбежал, подкрался — подполз, изъездил — изрезал, смазал — смастерил. Процедура и инструкция — те же. И. Нахождение в словах общего суффикса. Речевой материал — слова: бантик — фантик, боец — певец, высотник — заступник, буфетчица — кладовщица, водичка — сестричка, тихонько - легонько, жарища — лапища. Процедура и инструкция — те же. К, Нахождение в словах общего оконгания. Речевой материал — слова: чижики — кошки, листы — кроты, белки — мальки. Процедура и инструкция — те же. Л. Морфологигеский разбор слов. Материал — слова: ночь, приехал, красная, под (второй класс); карта, обходчик, темный, холодно, над, и (третий класс). Предлагаются памятки для морфологического разбора слов. Логопед дает задание разобрать слова как части речи с использованием памятки.
|